Экологический проект «В гостях у ЭкоСовы: лаборатория неживой природы» (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Маслова Анжела Викторовна

Данный экологический проект рассчитан на год и включает несколько подпроектов. Статья содержит паспорт проекта,  а также перспективное планирование деятельности с детьми по развитию экологической грамотности, план работы с родителями воспитанников, мониторинг экологической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx89.3 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида

Экологический проект

«В гостях у ЭкоСовы:

лаборатория неживой природы»

(средняя группа)

Воспитатель:

Маслова А.В.

Борисоглебск, 2014г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………….2

1.Паспорт экологического проекта……………………………….….3

2.Перспективное планирование деятельности с детьми средней группы по развитию экологической грамотности…………………..8

3.План работы с родителями………………………...........................34

4.Мониторинг экологической грамотности детей средней группы…………………………………………………………………36

Заключение……………………………………………………………38

Литература. Интернет-источники……………………………...……39

Введение.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Самостоятельная экспериментально-исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности  - убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного  поведения, сознательного отношения к природе.

Активное использование научно-практической и художественной литературы позволяет развивать у детей фантазию, расширение сведений об объектах, явлениях окружающей природы.

                К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных  богатств, об охране природы.

        Таким образом, проанализировав уровень экологических знаний детей и имеющиеся педагогические условия, был разработан проект по ознакомлению с неживой природой детей 4-го года жизни.

1.Паспорт экологического проекта.

Проблема: Знакомство дошкольников с неживой природой очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно-технического прогресса стоит особенно остро.

Цель:

  • обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;
  • сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательно-речевую и  ценностно-ориентированную;

  • развивать желание узнавать новое из прочитанной научно-популярной и художественной литературы.

Задачи:

  1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.  
  2. Сформировать основные природоведческие представления и понятия о неживой природе посредством художественной и научно-популярной литературы. Познакомить детей с творчеством современных  писателей-натуралистов.
  3. Формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
  4. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
  5. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
  6. Сформировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  7. Развивать любознательность, творческие и коммуникативные способности детей.
  8. Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Гипотеза: Для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития  проектной исследовательской деятельности детей.

Предполагаемые продукты (выход):

- оформление проектной папки;

- выпуск бестселлера «Сказки о том, что вокруг»;

- оформление картотеки свойств объектов неживой природы;

- оформление картотеки «Опыты Лаборатории неживой природы»;

- создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки;

- создание сборника опытов в лаборатории с детьми;

- оформление стенгазеты «Юные знатоки природы»;

- фотовыставка «Красота родной природы».

      Вид проекта:

- по доминирующему методу: информационно-исследовательский;

- по характеру содержания: включает ребёнка и природу;

- по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель, эксперт;

- по характеру контактов: осуществляется внутри средней группы в контакте с семьёй;

- по количеству участников: фронтальный;

- по продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: сентябрь 2013г. – май 2014г.

Интеграция образовательных областей:

  1. Коммуникация: дети общаются между собой в ходе эксперимента, делают выводы, в процессе обсуждения выбирают правильное решение поставленных задач.
  2. Познание: дети получают знания о свойствах объектов неживой природы.
  3. Чтение художественной литературы: чтение литературных произведений, изготовление книжки-самоделки «Сказки о неживой природе».
  4. Безопасность: соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  5. Художественное творчество: работа в творческой мастерской, использование нетрадиционных изобразительных техник.
  6. Труд: помощь воспитателю при подготовке к проведению опытов.
  7. Социализация: освоение правил и норм поведения во время различных видов совместной деятельности.
  8. Музыка: слушание музыкальных произведений из цикла «Звуки природы».

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип развивающего образования - деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
  3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
  4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
  5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
  6. Принцип системности – решение комплекса задач  образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Методическое обоснование проекта. Проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Исследуемыми объектами и явлениями стали: вода, воздух, песок, глина, камни, свет, ветер, температура (теплота).

 Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое сделал сам - познавай, чувствуй, твори!»

Ожидаемые результаты:

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;

- разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;

- дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы;

- дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.

Материально-технические ресурсы: 

- Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов.

- Подбор и постоянная выставка научно-популярной и художественной литературы.

- Обогащение и пополнение природного материала, специальных приборов-помощников для опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории.

- Использование современных технических средств обучения (DVD, магнитофон, мультимедиа).

Этапы работы над проектом:

Этап

Содержание деятельности педагога

Сроки

1.Подготовительный (вводный)

1.Проведение «Диагностики знаний детей об объектах неживой природы».

2.Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

3.Определение целей  задач проекта.

4.Изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы.

5. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

6. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы».

7.Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки.

8.Создание сборника опытов в лаборатории с детьми.

Сентябрь 2013г.

2.Основной (практический)

1.Составление перспективного плана специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников.

2.Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала.

3.Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы.

4.Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке.

5.Организация исследовательской и практической деятельности в «Лаборатории неживой природы».

6.Индивидуальная работа с детьми по теме проекта.

7.Проведение экологических праздников.

8.Педагогическое просвещение родителей.

9.Посещение родителями занятий.

10.Привлечение родителей к обогащению детской лаборатории.

Сентябрь 2013г.

В течение учебного года

3.Заключительный (оценочный)

1.Представление продукта по каждой теме подпроекта.

2.Оформление картотеки свойств объектов неживой природы.

3.Оформление картотеки проведённых опытов.

4.Проведение итоговой «Диагностики знаний детей об объектах неживой природы».

5.Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследовательской деятельности детей.

6.Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

7.Обобщение опыта семейного воспитания.

8. Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы».

9.Представление продуктов проекта на родительском собрании.

В конце каждого месяца

Май 2014г.

Методы и приёмы работы над проектом:

- наглядные (наблюдения, рассматривание, просмотр презентация, видеоматериала, мультфильмов);

- словесные (беседы, чтение литературы, отгадывание загадок, познавательные рассказы воспитателя, составление сказок детьми, прослушивание звуков природы);

- практические (художественно-творческая деятельность, зарисовка рисунков-схем, оформление книжки-самоделки);

- поисковые (опыты, экспериментирование, игры-эксперименты, игры-исследования, подбор экспонатов для выставок и музеев);

- игровые (использование игрового персонажа ЭкоСова, создание игровых ситуаций, вхождение в роль учёных, исследователей).

2.Перспективное планирование деятельности с детьми средней группы по развитию экологической грамотности.

Работа по данному проекту обеспечивает комплексно-тематический подход в организации детской деятельности и интеграции образовательных областей. Проект «В гостях у ЭкоСовы: лаборатория неживой природы» был разбит на несколько подпроектов.

Месяц

Название подпроекта

Цель

Октябрь

«Песочная сказка»

Познакомить со свойствами сухого и влажного песка.

Ноябрь

«Волшебные свойства глины»

Познакомить со свойствами сухой  сырой глины.

Декабрь

«Эти загадочные камни»

Познакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Январь

«Самое удивительное вещество на планете»

Выявить свойства воды. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды.  Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.

Февраль

«Воздух-фокусник»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить со свойствами воздуха.

Март

«Прогулки невидимки»

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Апрель

«Тепло или холодно?»

Познакомить детей с таким явлением как температура (теплота).

Май

«Приключения лучика»

Познакомить со свойствами света, источниками света.

Ориентирование на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства позволяет широко использовать различные поисковые методы в рамках информационно-исследовательского проекта.

Так, организуя совместную работу с детьми, необходимо придерживаться следующей структуры детского экспериментирования:

1.Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.

2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).

3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

4.Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).

5.Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).

6.Формулирование выводов.

Работа над каждым подпроектом включает разнообразные формы работы совместной со взрослым и самостоятельной деятельности дошкольников. В условиях эколого-развивающей среды дети вовлекаются в увлекательную игру в учёных и исследователей. Главный атрибут детской лаборатории – игровой персонаж ЭкоСова. С его помощью дети знакомятся с научно-познавательной и художественной литературой, делают свои первые «научные» открытия, оформляют фотолетопись, картотеку опытов и свойств природных объектов. Подведение итога каждого подпроекта предполагает представление какого-либо продукта и организацию итогового занятия.

Подпроект «Песочная сказка».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя октября

Наблюдение «Песок на участке»

Познакомить со свойствами сухого песка. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Опыт «Песчаный конус»

Дать представление о том, что песок – сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение.

Пластиковые бутылочки, поднос, сухой песок, воронки; песочные часы.

Индивидуальная работа: игра-эксперимент «Делаем дорожки и узоры из песка»

Продолжать знакомить со свойством песка – сыпучестью; дать представление о том, что при сильном потоке воздуха песчинки легко сдуваются, двигаются.

Поднос, сухой песок, совочки, сито, трубочки.

Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет»

Обогащать представления о свойствах песка. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.

2 неделя октября

Наблюдение «Следы на песке»

Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Опыт «Чудесные фигурки»

Дать представление о том, что сырой песок хорошо формируется, при высыхании фигурки из песка рассыпаются.

Ящик с песком, вода, совочки, ведёрки, формочки.

Самостоятельное экспериментирование с песком.

Закреплять представления о свойствах сухого  влажного песка.

Ящик с песком, вода, совочки, ведёрки, формочки, леечки.

Опыт «Откуда берётся песок?»

Показать детям, как при трении двух камней сыплется песок.

Камни средней величины, листы бумаги.

3 неделя октября

Наблюдение «Сравнение песка и почвы»

Дать представления о сходствах и различиях песка и слоя плодородной почвы. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение сравнивать, интерес к художественному слову.

Лупы.

Рассматривание разных видов песка

Познакомить с разными видам песка (речной, морской, пустынный), определить их сходства и различия.

Стаканчики с разными видами песка, лупа, детская энциклопедия.

Опыт «Песок пропускает воду»

Определить, что песок впитывает и пропускает воду.

Миски с песком, пластиковые бутылочки, воронки, марля, вода.

Творческая мастерская: рисование цветным песком «Песочная сказка».

Продолжать знакомить со свойствами сухого песка. Познакомить с техникой рисования песком, развивать художественно-творческие способности, фантазию.

Цветной картон, клей-карандаши, цветной песок.

4 неделя октября

Беседа «Что мы знаем о песке?»

Закреплять представления детей о свойствах сухого и влажного песка.

Карточки–схемы проведённых опытов.

Итоговое занятие «Песочные чудеса в природе»

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с обитателями песчаных пустынь, путём эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.  Познакомить со способами изготовления цветного песка.

Мультимедийная установка, презентация «Пустыня и её обитатели»; тарелочки с песком, цветные мелки, прозрачная ёмкость, мелкие тёрки; рисунки-схемы свойств песка; ЭкоСова.

Создание мини-музея «Песочная сказка»

Закреплять знания о песке как компоненте неживой природы.

Баночки с разными видами песка; иллюстрации пустыни и её обитателей; детские работы

Подпроект «Волшебные свойства глины».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя ноября

Наблюдение «Где найти глину?»

Дать представления о качествах глины, местах её нахождения. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Опыт «Узнаем, какая глина»

Познакомить детей со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.

Кусочки глины, миски с водой, поднос.

Индивидуальная работа: игра-эксперимент «Глиняные шарики»

Дать представление о том, что формируется только хорошо размоченная глина. Учить определять качества глины: мягкая, пластичная.

Кусочки глины, миски с водой, подставки, салфетки.

Чтение: «Глиняная сказка»

Расширять представления о свойствах глины. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.

2 неделя ноября

Наблюдение «Песок или глина?»

Учить сравнивать качества песка и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Лупы.

Опыт «Сравнение песка и глины»

Учить сравнивать свойства двух материалов (песок рыхлый, сыпучий, а глина слипается комочками). Дать представление о том, что глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой.

Стаканчики с песком и сухой глиной, листы бумаги, лупа, палочки.

Рассматривание и обсуждение предметов, сделанных из глины

Расширять представления о свойствах глины (твёрдость, прочность), ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

Глиняные игрушки, посуда; детская энциклопедия.

Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу

Закрепить представление о том, что из глины можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина, при высыхании фигурки остаются крепкими. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.

Дощечки, кусочки глины, миски с водой, стеки, салфетки.

3 неделя ноября

Опыт

«Глина – водонепроницаемая»

Определить, что глина не пропускает воду.

Ёмкости с сухой глиной, воронки, пластиковые бутылочки, марля, вода.

Рассматривание разных видов глины

Познакомить с разными видами глины (белая, голубая, красная), определить их сходства и различия.

Стаканчики с разными видами глины, лупа.

Чтение: «Глиняный парень»

Закреплять представления о свойствах глины. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, объяснить моральные нормы поведения на примерах поступков героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки; листы бумаги, краски, кисти, вода.

4 неделя ноября

Викторина «Волшебные свойства глины»

Закреплять представления детей о свойствах и качествах глины.

Карточки–схемы проведённых опытов.

Итоговое занятие «Удивительное превращение глины»

Расширять представления о глине как о природном материале, познакомить со способами добычи глины в природе. Дать представления о гончарном деле, приобщать к народному декоративно-прикладному искусству. Закреплять представления о свойствах и качествах глины.

Мультимедийная установка, презентация «Удивительное превращение глины»; иллюстрации с изображением мест добычи глины; рисунки-схемы свойств глины; глина, посуда, игрушки, из глины; для детей: кусочки глины, дощечки, ЭкоСова.

Оформление выставки «Чудеса из глины»

Закреплять представления об использовании глины; формировать умение вдеть красоту окружающего.

Народные глиняные игрушки, красивые предметы посуды, детские поделки.

Экологическое развлечение «В гостях у ЭкоСовы»

Создать условия для отдыха и получения новых впечатлений. Расширять и закреплять представления о явлениях неживой природы. Развивать диалогическую форму речи, умение делать выводы, отгадывать загадки. Совершенствовать певческие навыки и танцевальные движения. Формировать доброе отношение к природе.

Мультмедийная установка, презентация «Загадки о неживой природе»; запись песен и музыкального сопровождения по теме; ЭкоСова; дид.игры по теме.

Подпроект «Эти загадочные камни».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя декабря

Рассказ воспитателя «Камни в природе»

Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.

Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы, детская энциклопедия.

Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха»

Дать представления о том, что под воздействием холода почва становится холодной и твёрдой, как камень. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.

Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?»

Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами.

Тарелочки для экспериментирования, по 2 камня, деревянные палочки, кусочки глины.

Игра-исследование «Какие камешки бывают?»

Рассмотреть  через лупу камни с различными рисунками; описать, кто что видит (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.)

Разные камни, лупы.

2 неделя декабря

Опыт «Камень тяжёлый»

Дать представление о том, что камни тяжёлые; научить определять вес предметов (тяжёлые предметы быстрее падают, тонут в воде).

Перышки, камни, стаканы с водой.

Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни»

Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст рассказа; листы бумаги, цветные карандаши.

Индивидуальная работа: игра-исследование «Живые камни»

Расширять представления о величине, цвете и разнообразии форм камней; развивать воображение.

Камни, разные по форме, цвету и величине.

Рассказ воспитателя «Что такое горы?»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что он состоят из камней. Предложить создать модель гор из различных камней.

Иллюстрации различных гор, энциклопедия; камни, пластилин, детская энциклопедия.

3 неделя декабря

Рассматривание иллюстраций «Драгоценные камни»

Дать представления о разнообразии драгоценных камней, рассказать об их ценности и использовании человеком.

Иллюстрации драгоценных камней, детская энцклопедия.

Опыт «Сравнение свойств камней»

Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком.

Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги.

Мультзал: «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова)

Расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев.

DVD диск.

Творческая мастерская «Волшебное превращение камней»

Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности.

Камни разных форм, краски, кисти.

4 неделя декабря

Игра-

Эксперимент «Каким камнем лучше рисовать на доске?»

Сравнить свойства мела, угля и графита.

Школьная доска, кусочки мела, угля, графита, салфетки.

Оформление выставки «Такие разные камни»

Закреплять представления детей о разнообразии камней; формировать эстетические чувства.

Камни необычной формы и цвета, расписанные детьми камешки.

Итоговое занятие «Минеральное царство»

Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей. Рассказать о добыче полезных ископаемых, познакомить с профессиями: геолог, бурильщик, шахтёр. Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней.

Презентация «Полезные ископаемые»; иллюстрации о профессиях; подносы, солома, ветки, камни; рисунки-схемы свойств камня; карточки-схемы проведённых опытов; ЭкоСова.

Подпроект «Самое удивительное вещество на планете».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя января

Ситуация общения «Вода – помощница»

Обогащать представления детей об использовании воды, формировать навыки бережного отношения и рационального пользования.

Иллюстрации по теме, книга К.Чуковского «Мойдодыр», детская энциклопедия.

Опыт «Узнаем, какая вода»

Дать представления о свойствах воды (имеет вес, льётся), её качествах (жидкая, прозрачная).

Две одинаковые баночки, закрытые крышками (одна пустая, другая с чистой водой); для детей баночки с водой, пластиковые стаканчики, набор мелких предметов.

Наблюдение «Белые лебеди в небе живут»

Дать представления о том, что облака состоят из множества маленьких капелек воды. Развивать внимание, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Индивидуальная работа: игра-эксперимент «Весёлые лодочки»

Проверить плавучесть различных предметов. Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые тонут. Выяснить, лодки из каких материалов лучше держатся на воде, подумать, из чего получится хорошая лодка для перевозки грузов.

Таз с водой, искусственный и природный материал для экспериментирования.

Чтение: И.Урядова «Сказка о воде»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить понимать образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки, плакат круговорота воды в природе; листы бумаги, краски, кисти, вода.

Наблюдение «Выпал иней на луга»

Расширять представления детей о свойствах снега. Развивать наблюдательность, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Лупы.

2 неделя января

Игра-эксперимент «Весёлые капельки»

Понаблюдать, как появляется и падает капля, какой она формы; выяснить, когда вода льётся, а когда капает.

Ёмкость с водой, пипетки, лупы; два стакана (один пустой, другой с водой).

Опыт «Вода-волшебница»

Расширять представления о свойствах воды: не имеет формы, вкуса и запаха, в воде растворяются некоторые вещества, при этом вода меняет цвет, запах, вкус.

Пустая миска, несколько сосудов разной формы; три одинаковые бутылочки с водой, гуашевая краска, пакетик растворимого кофе, сахар, стаканчики и трубочки по количеству детей.

Наблюдение «Белый снег пушистый»

Познакомить со свойствами снега. Расширять представления о явлениях природы зимой. Учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. Развивать коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Беседа «Неутомимая путешественница»

Расширять представления детей о круговороте воды в природе.

Плакат круговорота воды в природе, DVDдиск.

Самостоятельное экспериментирование «Разноцветные капельки»

Обогащать опыт окрашивания воды гуашью и рисования пальчиками; развивать воображение, цветовосприятие, художественно-творческие способности.

Розетки с водой, гуашь разных цветов, деревянные палочки для размешивания, листы бумаги.

3 неделя января

Опыт «Лёд и снег – твёрдая вода»

Показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда и снега. Дать представления об айсбергах.

Ведёрко со снегом; лёд, пустой стакан, вода в стакане, батарея, лупа; иллюстрации айсбергов.

Наблюдение «Что искрится на тропинке?»

Дать представление о том, что лёд – это вода в твёрдом состоянии, познакомить с его свойствами. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Опыт «Пар – это вода»

Расширять представления об агрегатных состояниях воды. Дать представление о росе и тумане.

Термос с кипятком, стекло или зеркальце; иллюстрации росы и тумана.

Игра-исследование «Цветные льдинки»

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать цветовосприятие.

Ёмкости с водой, гуашь разных цветов, формочки, готовые льдинки.

Игра-исследование «О чём говорит вода?»

Учить на слух определять источник звучания воды.

Магнитофон, аудиозаписи «Капель», «Мелкий дождь», «Летний ливень», «Волны на море», «Водопад» (из серии «Звуки природы»)

Творческая мастерская: «Поэзия воды» (рисование по сырому слою)

Познакомить с техникой рисования по сырому слою, развивать воображение, художественно-творческие способности детей. Закреплять представления о некоторых свойствах и качествах воды.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, ватные диски.

4 неделя января

Наблюдение «Расписные снежинки»

Рассмотреть снежинки через лупу, обратить внимание на разнообразие узоров. Закреплять представления о свойствах снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Лупы.

Чтение: «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле»

Расширять представления о значении воды для жизни на земле. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки; листы бумаги, краски, кисти, вода.

Выпуск бестселлера «Приключения капельки»

Закреплять представления о круговороте воды в природе, её значении для жизни на земле. Учить придумывать короткую сказку на заданную тему.

Тексты придуманных детьми сказок, детские рисунки, обложка.

Итоговое занятие «Вода – источник жизни»

Обогащать знания детей о воде как среде обитания для животных и растений. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Закреплять представления о свойствах и качествах воды. Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие отталкивают её; показать, как пьют растения.

Мультмедийная установка, презентация «Водные обитатели»; рисунки-схемы свойств воды; карточки-схемы проведённых опытов; миски с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля, гвоздики, кусочки клеёнки, камешки; ЭкоСова; скакалка; комнатное растение в горшке, леечка с водой.

Индивидуальная работа: игра-эксперимент «Цветочек распускается»

Понаблюдать, как распускаются бумажные цветы, выяснить, почему это происходит (бумага намокает, становится тяжелее).

Миска с водой, бумажный цветок (лепестки которого закручены к центру).

Подпроект «Воздух-фокусник».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя февраля

Опыт «Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Полиэтиленовые пакеты; детская энциклопедия.

Игра-исследование «У нас есть вдох и выдох»

Понаблюдать за процессом дыхания человека, попробовать задержать дыхание. Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха.

Песочные часы.

Рассказ воспитателя «Что такое воздух»

Познакомить с воздухом как смесью различных газов. Дать представления о том, что в воздухе есть кислород, который необходим всему живому, растения насыщают планету кислородом. Формировать чувство экологической ответственности за поведение в природе.

Иллюстрации растений и человека, схема-модель воздуха; DVDдиск.

Наблюдение «Свойства воздуха зимой»

Подвести к пониманию, какое из свойств воздуха меняется зимой (температура), учить аргументировать свои высказывания, развивать мышление, интерес к художественному слову.

Уличный термометр.

2 неделя февраля

Опыт «Воздух есть везде»

Учить находить воздух в различных предметах и веществах.

Таз с водой, воздушные шары, губка резиновые игрушки, вата.

Игра-эксперимент «Выдувание мыльных пузырей»

Научить выдувать мыльные пузыри. Дать представления о том, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Раствор для мыльных пузырей, соломинки.

Опыт «Воздух – проводник запахов»

Формировать представления о том, что чистый воздух не имеет запаха, он легко загрязняется, нужно заботиться о его чистоте. Учить по запаху определять его источник.

Баночки от киндер-сюрпризов с отверстиями с разными наполнтелями-запахами.

Чтение: «Как воздух заболел»

Расширять представления о свойствах воздуха. Формировать желание заботиться о природе (не загрязнять воздух, заботиться о его чистоте). Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки, иллюстрации; детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.

3 неделя февраля

Опыт «Чем мы дышим?»

Дать представления о том, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Стаканы с водой, соломинки.

Ситуация общения «Как нужно правильно дышать»

Дать представления о том, как важно правильно дышать - носом (а не ртом), чтобы в организм не попали пыль и микробы, при дыхании носом воздух очищается.

Модель-схема дыхания человека.

Индивидуальная работа: игра-эксперимент «Надуваем воздушные шары»

Расширять представления о воздухе, развивать умение выпускать воздух в одном направлении. Выявить, что воздух обладает упругостью.

Два воздушных шарика (один слабо надутый - мягкий, другой сильно надутый - упругий); ненадутые шары для детей, мини-насос.

4 неделя февраля

Самостоятельное экспериментирование «Поймай воздух»

Закреплять представления о свойствах воздуха.

Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, раствор для мыльных пузырей, соломинки.

Творческая мастерская: «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями)

Закреплять представления о воздухе. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Учить дуть в соломинки до появления пенной шапки, прикладывать к ней лист бумаги, получать разноцветные отпечатки, дорисовывать детали. Развивать воображение, художественно-творческие способности.

Стаканы с мыльной цветной водой, соломинки, листы бумаги, краски и кисти для дорисовывания деталей.

Итоговое занятие «Воздух-фокусник»

Закреплять представления о том, что воздух присутствует везде и необходим всему живому. Систематизировать знания о свойствах воздуха. Учить находить игрушки, в которых «спрятался» воздух. Формировать бережное отношение к природе.

Мультимедийная установка, презентация «Воздух в природе»; карточки-схемы опытов; рисунки-схемы свойств;большие стаканы с водой, маленькие пустые стаканы;разные игрушки, среди которых есть мяч, надувной спасательный круг, колесо, надувные игрушки; ЭкоСова.

Подпроект «Прогулки невидимки».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя марта

Наблюдение «Здравствуй, ветер»

Познакомить с ветром как свойством воздуха. Учить делать выводы на основе личных впечатлений. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Флажки, ленты

Опыт «Как появляется ветер»

Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. Учить определять направление пламени свечи. Познакомить со свойством воздуха: тёплый воздух – лёгкий, поднимается наверх; холодный воздух – тяжёлый, опускается вниз. Подвести к пониманию причины возникновения ветра (когда двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух).

Приоткрытая дверь на улицу, зажженные свечи: одна внизу, вторая наверху.

Опыт «Определение направления и силы ветра»

Учить определять направление и силу ветра с помощью флюгера.

Флюгер.

Чтение: «Сказка о ветре и цветке»

Познакомить с полезными и разрушительными свойствами ветра. Учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведение и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки; листы бумаги, цветные карандаши.

2 неделя марта

Наблюдение «Ветер и облака»

Дать представление о том, что ветер действует на облака. Развивать наблюдательность, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Викторина «Что умеет ветер?»

Расширять представления о возможностях ветра (может шуметь, гудеть, качать деревья, налетать, освежать и т.д.). Познакомить с разрушающим действием ветра (разрушает дома, ломает деревья в саду и т.д.) и как он может помогать (надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.)

Иллюстрации «ветер-друг» и «ветер-враг», детская энциклопедия.

Опыт «Сильный ветер, слабый ветер»

Познакомить с силой ветра, научить определять силу ветра опытным путём.

Пустые картонные коробочки разные по размеру, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.

Опыт «Воздух поёт и свистит»

Познакомить с возможностями ветра (когда воздух дрожит, возникают звуки; духовые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух).  Продолжать знакомить с игрой на духовых инструментах, развивать музыкальный слух.

Свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты.

Игры-забавы с ветром

Игры-забавы с ветром

Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.

3 неделя марта

Опыт «Волны»

Познакомить детей с появление волн. Подвести к пониманию: чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее – море разбушуется.

Миски с водой красного, белого, чёрного, жёлтого цвета.

Индивидуальная работа: игра-эксперимент «Ветер по морю гуляет»

Обнаружить ветер. Дать представления о том, что большие парусные корабли движутся благодаря ветру, что произойдёт с кораблём, если ветра нет (не сможет плыть), если ветер очень сильный (начнётся буря  корабль может потерпеть настоящее крушение).

Таз с водой, парусные кораблики.

Опыт «Ветер в пустыне»

Познакомить с появлением барханов в пустыне: сначала появляются волны, как в миске с водой, затем песок перемещается в другое  место, потом появляется песчаный холмик. Дать представление о том, что с помощью ветра песок путешествует по пустыне.

Прозрачная банка с песком для каждого ребёнка, трубочки; иллюстрации песчаной пустыни.

Творческая мастерская: «Музыка ветра» (раздувание пятна)

Расширять представления о возможностях ветра («может рисовать»). Познакомить с техникой «раздувания пятна»; развивать воображение, художественно-творческие способности.

Листы бумаги, краска, вода, кисти, трубочки.

4 неделя марта

Мультзал:

Серия «Дудочка» (м/ф «Лунтик»)

Закреплять представление о свойстве ветра издавать звуки.

DVDдиск

Игра-исследование «Какой ветер звучит?»

Учить по звуку определять силу и характер ветра.

Магнитофон, аудиозаписи «Ветер», «Шторм», «Летний ветер», «Полёт воздушного змея» (из сери «Звуки природы»)

Создание мини-музея «Музей воздуха»

Уточнить представления детей о свойствах воздуха и его значении в жизни людей.

Игры-забавы с воздухом, кукла-ветерок, духовые музыкальные инструменты; игрушки, содержащие воздух и др.

Итоговое занятие «Прогулки невидимки»

Закреплять представления о возможностях ветра, его качествах (сильный, слабый, ласковый, тёплый, освежающий и т.д.). Систематизировать знания об использовании человеком силы ветра, о пользе ветра в природе.

Карточки-схемы проведённых опытов; мультимедийная установка, презентация «Как человек использует силу ветра?»; иллюстрации о пользе ветра в природе; ЭкоСова; вееры по количеству детей.

Подпроект «Тепло или холодно?».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя апреля

Д/И «Чудесный мешочек»

Учить на ощупь определять температуру твёрдых предметов (металлические, стеклянные – холоднее, деревянные, пластмассовые, резиновые – теплее).

Мешочек из плотной ткани, мелкие предметы из разных материалов.

Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени»

Расширять представления о температуре как свойстве предметов. Учить устанавливать взаимосвязи между освещённостью и температурой предметов, формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы, развивать интерес к художественному слову.

Опыт «Смешиваем воду»

Учить смешивать горячую и холодную воду, чтобы получить тёплую. Формировать навыки безопасного обращения с горячей и холодной водой.

Две миски (с горячей и холодной водой), пустая миска; мерный стакан.

2 неделя апреля

Индивидуальная работа: опыт «Тепло-холодно»

Учить определять на ощупь температуру воды, предметов. Дать представлении о том, что температура воды, предметов может меняться.

Ёмкости с водой, находящиеся на солнечной стороне и в тени; предметы, лежащие под лучами солнца и в тени.

Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха»

Дать представления о том, что под воздействием тепла почва становится мягкой, рассыпчатой, тёплой, весной высаживают растения в открытый грунт. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.

Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»

Расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ.

Иллюстрации по теме, детская энцклопедия.

3 неделя апреля

Рассматривание  обсуждение: знакомство с термометром

Дать представления о назначении и работе термометра, его видах.

Водный, комнатный, медицинский (спиртовой) термометры, две ёмкости с водой (горячей и холодной).

Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» (монотипия: в холодных и тёплых тонах)

Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме. Познакомить с техникой монотипии: перегнуть лист пополам, на одну сторону нанести несколько сочных цветовых пятен, сложить лист пополам и прогладить, развернуть, вырезать и красиво расположить на общей композиции.

Цветовая модель тёплой и холодной гаммы; основа для общей композиции; для детей, листы бумаги, краски, кисти, вода, ножницы, клей.

4 неделя апреля

Итоговое занятие «Тепло или холодно?»

Дать представление о том, что кожа помогает нам чувствовать температуру, чтобы не обжечься и не замёрзнуть; формировать навыки бережного отношения к своей коже. Закреплять умение определять на ощупь температуру жидких веществ, твёрдых предметов.

Мультимедийная установка, презентация «Кожа чувствует температуру»; миски с горячей и холодной водой, картонный ящик с двумя отверстиями для рук, мелкие предметы из разных материалов; рисунки-схемы температуры, карточки-схемы опытов; ЭкоСова.

Оформление выставки «Тёплые и холодные предметы»

Закреплять представления о температуре как свойстве твёрдых предметов.

Предметы, сделанные из различных материалов, разные виды термометров.

Экологический праздник «Мы – защитники природы»

Вызвать радостные эмоции, формировать чувство сопричастности к событиям, происходящим в детском саду. Закреплять представления об особенностях объектов неживой природы. Формировать стремление сохранить природу чистой, участвовать в мероприятиях по защите и охране природы. Развивать коммуникативные навыки, музыкальную отзывчивость.

ЭкоСова; музыкальное сопровождение по теме; стихи по теме; презентация «Неживая природа»; эмблемы и значки защитников природы; дид.игры.

Подпроект «Приключения лучика».

Время проведения

Мероприятие

Задачи

Материалы и оборудование

1 неделя мая

Наблюдение «Гори-гори ясно!»

Дать представление о том, что Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вест диалог с педагогом, интерес к художественному слову.

Опыт «Путешествие лучика»

Познакомить со свойствами света: движется, проходит сквозь предметы, неосязаем, нет формы.

Фонарик, рамки в виде разных форм, стекло; у детей фонарики, разные предметы.

Игра-эксперимент «Что в коробке?»

Познакомить со значением света и его источниками. Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа; любые предметы в коробке.

Наблюдение «Луна»

Дать представления о том, что Луна – это спутник Земли. Рассказать, как меняется форма луны, уточнить понятия «месяц» и «луна». Развивать любознательность, речь, воображение, интерес к художественному слову.

Чтение: «Сказка про лучик»

Дать представления о значении солнечного света для всего живого. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки.

Текст сказки; листы бумаги, краски, кисти, вода.

2 неделя мая

Рассказ воспитателя «Как Солнце влияет на нашу планету»

Дать представления о значении солнечного света для нашей планеты. Показать, как происходит смена дня и ночи, времён года.

Глобус, настольная лампа, макет солнечной системы, DVDдиск.

Наблюдение «Вечерние тени»

Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову.

Цветной мелок.

Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью

Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику.

Белый фон, фонарик.

Опыт «Где быстрее высохнет?»

Выявить свойство солнечных лучей высушивать и нагревать предметы.

Влажные лоскутки, салфетки, бумага, камешки (одни на солнце, другие в тени).

Мультзал: «Мы за солнышком идём»

Расширять представления о солнце, его влиянии на жизнь всех живых существ.

DVDдиск.

3 неделя мая

Индивидуальная работа: игра-эксперимент «Солнечный зайчик»

Познакомить с естественным источником света – солнцем. Дать представление о том, что свет отражается от зеркала.

Маленькие зеркала, солнечный свет.

Наблюдение «Ах ты, радуга-дуга!»

Дать представления о появлении радуги, последовательности расположения её цветов. Обратить внимание на красоту природы. Развивать любознательность, речь, мышление, интерес к художественному слову.

Цветные атласные ленты.

Опыт «Радуга»

Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр.

Прозрачная ёмкость с водой, зеркало (под небольшим углом), солнечный свет; детская энциклопедия.

Чтение: «Сказка о радуге»

Познакомить с радужным спектром. Учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, учить понимать нравственный смысл.

Текст сказки, цветовая модель «Радуга».

Ситуация общения «Откуда берётся свет?»

Расширять представления о естественных и искусственных источниках света (световых приборах), откуда берётся свет.

Иллюстрации по теме, мультимедийная установка, презентация «Откуда берётся свет?»

4 неделя мая

Наблюдение «Гроза»

Формировать реалистичные представления об окружающей нас природе. Познакомить детей с громом и молнией, объяснить природу их возникновения. Развивать любознательность, речь, интерес к художественному слову.

Творческая мастерская: «Светлячки»

Закреплять понятия света и тени. Познакомить с явлением контраста. Развивать воображение, художественно-творческие способности.

Листы бумаги тёмного цвета; гуашь белого и жёлтого цвета, гелевые краски: золото,серебро, блёстки, вода.

Создание мини-музея «Музей света»

Уточнить представления детей о свете, его источниках и значении для жизни на планете.

Различные световые приборы (фонарики, лампы, фильмоскоп, свечи), зеркала разных форм, светящиеся шары, волшебные палочки, фон и фигурки для теневого театра, цветовая модель «Радуга», иллюстрации по теме (солнце, луна, звёзды).

Итоговое занятие «Приключения лучика»

Закреплять представления о свойствах света. Подвести детей к пониманию того, что освещённость предметов зависит от силы источника и удалённости от него. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Фильмоскоп, ёмкость с водой, лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм, зеркало; рисунки-схемы свойств света; карточки-схемы проведённых опытов; ЭкоСова.

3.План работы с родителями.

        Формирование у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе в детском саду неразрывно связано с экологическим воспитанием в семье, повышением уровня экологических знаний родителей. Поэтому в соответствии с тематикой подпроектов был разработан план мероприятий по работе с родителями.

Содержание работы

Цели

Месяц

1.

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

Выявить уровень экологических знаний родителей, особенности организации экологического воспитания в семье.

сентябрь

2.

Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?»

Раскрыть

возрастные

особенности

восприятия детьми

объектов неживой

природы. Познакомить с оптимальными формами экологического воспитания дошкольников.

октябрь

3.

Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?»

Познакомить с примерными опытами, методикой их проведения.

ноябрь

4.

Родительское собрание  «Экологическое воспитание в семье»

Познакомить с особенностями экологического воспитания дома. Повышать экологические знания родителей.

декабрь

5.

Консультация-агитация «Сохраним воду чистой»

Формировать навыки бережного и рационального пользования водой.

январь

6.

Рекомендации «Воздух в вашей квартире»

Дать научные знания о пользе свежего воздуха, способах очищения и поддержания благоприятного воздушного климата в доме.

февраль

7.

Акция «Спасти и сохранить»

Привлечь родителей к участию в мероприятиях по охране и защите природы.

март

8.

Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?»

Познакомить с примерными опытами, методикой их проведения.

апрель

9.

Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы»

Познакомить родителей с результатами работы детской лаборатории.

апрель

10.

Консультация «Солнце доброе и злое»

Познакомить со способами защиты от солнечных ожогов и теплового удара.

май

11.

Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье

Оценить эффективность работы с родителями.

май

12.

Фотовыставка «Красота родной природы»

Привлечь родителей к участию в выставке, обобщить их экологические знания.

май

13.

Родительское собрание «Представление результатов экологического проекта детей»

Обобщение опыта семейного воспитания. Познакомить с результатами работы детской лаборатории.

май

        

4.Мониторинг экологической грамотности детей средней группы.

Для определения уровня экологической грамотности детей на начальном и заключительном этапе была разработана и проведена специальная диагностика.

«Диагностика знаний детей об объектах неживой природы».

Форма проведения: индивидуальная.

Задание №1. Блок «Песок».

Цель: определить уровень знаний о свойствах сухого и влажного песка, его использовании человеком.

Оборудование: 2 ёмкости с сухим и влажным песком.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает определить содержимое. После того как ребенок назовет объект неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы:

-Какие свойства сухого песка ты знаешь?

-Какие свойства сырого песка ты знаешь?

-Где и для чего человек использует песок?

Задание №2. Блок «Глина».

Цель: определить уровень знаний о свойствах глины, её использовании человеком.

Оборудование: 2 ёмкости с сухой и сырой глиной.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает определить содержимое. После того как ребенок назовет объект неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы:

-Какие свойства сухой глины ты знаешь?

-Какие свойства сырой глины ты знаешь?

-Где и для чего человек использует глину?

Задание №3. Блок «Камни».

Цель: определить уровень знаний о свойствах и видах камней, их использовании человеком.

Оборудование: ёмкость с разными видами камней.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает определить содержимое. После того как ребенок назовет объект неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы:

-Какие свойства камней ты знаешь?

-Какие виды камней ты знаешь?

-Где и для чего человек использует камни?

Задание №4. Блок «Вода».

Цель: определить уровень знаний о свойствах воды, трёх агрегатных состояниях, об использован человеком.

Оборудование: ёмкость с водой.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает определить содержимое. После того как ребенок назовет объект неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы:

-Какие свойства воды ты знаешь?

-Что произойдёт с водой на морозе?

-Что произойдёт с водой при нагревании?

-Где и для чего человек использует воду?

Задание №5. Блок «Воздух. Ветер».

Цель: определить уровень знаний о свойствах воздуха, о ветре, об использовании их человеком.

Оборудование: пустая ёмкость.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает определить содержимое. После того как ребенок назовет объект неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы:

-Какие свойства воздуха ты знаешь?

-Что такое движение воздуха?

-Как человек использует воздух и ветер?

Задание №6. Блок «Температура».

Цель: определить уровень знаний о температуре предметов и жидкостей.

Оборудование: 2 миски с горячей и холодной водой, предметы из холодных и тёплых материалов.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

-Чем отличается вода в мисках?

-Какие предметы могут быть холодными?

-Какие предметы могут быть тёплыми?

Задание №7. Блок «Свет».

Цель: определить уровень знаний о свойствах света, его источниках и использовании человеком.

Оборудование: фонарик.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

-Что может показать фонарик?

-Какие свойства света ты знаешь?

-Какие источники света в природе ты знаешь?

-Как человек и использует свет?

Оценка результатов деятельности:

В каждом задании начисляются баллы:

2 балла: если ребёнок без труда определяет содержимое ёмкостей, правильно называет свойства объектов, способы применения их человеком, практически не допускает ошибок.

1 балл: если ребёнок в основном правильно определяет содержимое ёмкостей, после дополнительных вопросов называет свойства объектов, способы их применения человеком, допускает некоторые ошибки.

0 баллов: если ребёнок с трудом определяет содержимое ёмкостей, не всегда правильно называет свойства объектов, способы их применения человеком, даже после дополнительных вопросов допускает значительные ошибки.

     По итогам выполненных заданий все значения суммируются – высчитывается общий балл для каждого ребёнка. Результаты оцениваются следующим образом:

10-14 баллов – высокий уровень экологической грамотности;

5-9 баллов – средний уровень;

0-4 балла – низкий уровень.

Результаты «Диагностики знаний детей об объектах неживой природы» в начале и конце учебного года оформлены в таблице. (см. Приложение №1)

В процентном соотношении результаты мониторинга экологической грамотности представлены в виде диаграммы. (см. Приложение №2)

По итогам диагностики в начале года выявлено: 14% детей имели высокий уровень знаний, 29% детей – средний уровень, 57% детей – низкий уровень. Диагностика в конце года показала, что 39% детей имеют высокий уровень, 54% детей – средний уровень, 7% детей – низкий уровень. Таким образом, высокий уровень знаний детей увеличился почти в 3 раза, средний - почти в 2 раза, низкий уровень уменьшился в 8 раз.

Заключение.

     

      Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к  себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

     Анализ проведённой работы позволяет сделать вывод, что созданные условия для развития проектной исследовательской деятельности детей оказались достаточно эффективными.

     У детей сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе, они научились понимать взаимосвязи в природе, стали более бережно относиться к природным ресурсам, повысился детский интерес к явлениям и объектам неживой природы, дети научились экспериментировать, анализировать и делать выводы, стали интересоваться энциклопедиями и книгами о природе.

        Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива и родителей способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, что составляет основу экологической культуры.

Литература.

1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: 2003.

2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: 2012.

3.Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. Н.А.Атарщикова и др. – Волгоград: 2013.

4.Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб.: 2010.

5.Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: 2002.

6. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 31–38.

7. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.

8.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

Интернет-ресурсы.

1. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-ekologicheskiy-proekt-laboratoriya-nezhivoy-prirody-2

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-ya-sam

3. http://www.moi-detsad.ru/konsultac145.htm

4. http://www.docme.ru/doc/123082/programma-shag-v-prirodu

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/risunki-skhemy-ispolzuemye-pri-oznakomlenii-detey-s-vozdukhom-i

6.http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_okruzhajushhimi/rybe_carstvo_zanjatie_v_starshej_gruppe_detskogo_sada/9-1-0-2550

7. http://www.bestreferat.ru/referat-214449.html

Приложение №1.

Диагностическая таблица по определению уровня знаний детей об объектах неживой природы.

№ п/п

Ф.И.ребёнка

Песок

Глина

Камни

Вода

Воздух, ветер

Температура

Свет

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1.

Бельков Вася

1

1

0

1

0

1

1

2

1

2

0

1

0

1

3

9

2.

Бреян Софья

1

2

0

1

1

1

1

2

0

1

0

1

0

1

3

9

3.

Быков Данил

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

11

14

4.

Воеводова Вика

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

7

5.

Гуськова Алина

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

9

12

6.

Есина Кира

1

2

0

1

1

2

1

2

1

1

1

1

0

1

5

10

7.

Епанчина Вероника

1

2

1

2

1

1

2

2

1

2

1

1

1

2

8

12

8.

Иванова Варя

1

1

0

1

0

1

1

2

0

1

0

1

0

1

2

8

9.

Каньшина Арина

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

0

2

6

10.

Каракчи Ренат

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

11

14

11.

Кулиш Матвей

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

7

12.

Кушнаренко Алина

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

6

13.

Мамонтов Артемий

1

1

1

1

1

1

1

2

0

1

0

1

1

1

5

8

14.

Немцова Варя

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

7

15.

Паницкая Ирина

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

10

14

16.

Паницкий Максим

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

4

17.

Паборцев Илья

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

6

18.

Растегаева Диана

1

2

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

3

8

19.

Рустамов Саша

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

20.

Рязанов Ярослав

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

7

21.

Сапрыкина Ксения

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

9

14

22.

Сиротина Алёна

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

9

14

23.

Сорокина София

1

-

0

-

0

-

1

-

1

-

0

-

0

-

3

-

24.

Столяров Максим

1

2

1

1

1

1

1

2

0

1

1

2

0

1

5

10

25.

Урбанцева Вика

-

1

-

0

-

1

-

0

-

1

-

1

-

0

-

4

26.

Халимон Кирилл

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

27.

Чекомасова Настя

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

9

14

28.

Чернышов Никита

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

5

29.

Шамин Иван

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

6

30.

Шаповалов Дима

0

1

0

1

1

1

1

2

0

1

1

1

0

1

3

8

31.

Ясаков Кирилл

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

11

14

1-начало года; 2-конец года.

Приложение №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника «В гости к лесным жителям» для детей средней группы.

Цели:·        создание атмосферы, способствующей проявлению творческой способности каждого ребенка в различных видах муэыкальной деятельности;·...

Экологический проект для детей младшей группы "Лаборатория неживой природы" экспериментирование.

Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы,к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользу...

Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» (средняя группа)

Цель: формировать у детей представление об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.Задачи:-познакомить детей с понятиями «живая природ...

отчет по проекту в ДОУ "Лаборатория неживой природы.Экосова"

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на  использование в своей деятельности более эффективных форм и ...

Проект «В гостях у сказки». театрализованная деятельность в средней группе

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувство...

Проект "Лаборатория неживой природы" в группе младшего возраста.

Проект «Лаборатория неживой природы»«Воздух»в младшей группе   Тип проекта: информационно-исследовательскийДлительность проекта: 3 неделиУчастники: вос...