конспект "Путешествие в лес"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Коваленко Татьяна Николаевна

Конспект занятия к Дню защиты животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Путешествие в лес53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

«Путешествие в лес»

Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных.

Задачи:

Образовательные

-Дать детям понятие о празднике « День защиты животных – 4 октября».

-Закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных.

-Закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища.

-Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя. активизировать и обогащать словарь

Воспитательные

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

- Воспитывать любовь к друзьям нашим меньшим природе.

-Учить видеть их красоту, ласку, заботу.

-Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающие:

-Развивать интерес к жизни животных.

-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

- Развивать речь детей, обогащать их словарь.

-Развивать связную речь, диалогическую речь.

-Развивать наблюдательность, мышление, память.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных. Беседы, наблюдение за птицами, домашними животными, насекомыми. Беседа на темы «Природа и мы», «Отдых на природе - последствия».Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про диких животных.

Инструментарий:

- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

- тематические книги о животных, природе, энциклопедии для дошкольников, презентация «Животные леса».

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Воспитатель собирает и сообщает о том, что сегодня Всемирный день защиты животных. Спрашивает о том, каких животных знают, почему их надо защищать. Обговаривают с детьми главную тему – почему их надо защищать. Вместе с детьми определяют, на какие группы делятся животные нашей планеты, пять групп – дикие животные, насекомые, домашние животные, птицы, рыбы.

Ребята, сегодня мы  отправимся в путешествие. Хотите?

Дети: да

Воспитатель: В путешествие мы с вами отправимся не одни, а с нашими друзьями – эколятами. Напомните мне пожалуйста, кто такие – эколята?

Дети: защитники природы.

Воспитатель: правильно. А как их зовут?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно ребята. Ну что возьмем наших друзей - эколят с собой в путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда в путь.

2. Основная часть:

Воспитатель: место, в которое мы отправляемся, вы узнаете, когда отгадаете загадку: город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.)

А  такое лес?        

Дети: Это дом для животных и растений, там много деревьев.

Воспитатель: правильно, лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Какие деревья вы видите?

Дети: береза, рябина… лиственные.

Воспитатель: а как называется лес в котором растут лиственные деревья?

Дети: лиственный.

Воспитатель: правильно, а как называются эти деревья? (Показ картинки хвойного леса.) … Такой лес?

Дети: сосна, ель…Хвойный лес.

(Показ иллюстрации смешанного леса.)

Воспитатель: ребята, а как называется лес, если там растут и лиственные и хвойные деревья?

Дети: смешанный лес.

Воспитатель: Итак, лес бывает разный.

Воспитатель: почему людям нравится быть в лесу?

Дети: потому, что там красиво, чистый воздух, птицы поют…

Воспитатель: да, ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках…

Умница просит нас выполнить задание. Отгадать загадки. Интересно, сможете ли вы их отгадать? Если мы не отгадаем загадки, то не сможем продолжить свое путешествие.

По мере отгадывания загадок, на доску выставляются картинки животных.

Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка.)

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)

Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Это что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц.)

На овчарку он похож

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной. (Еж.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по, лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось.)

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста. (Олень.)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

В одежде богатой

Да сам слеповатый

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот.)

Шерсть как шелк у киски,

А на ушках кисти.

Только вряд ли скажешь «брысь»

Посерьезней киски … (Рысь.)

Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки?

Дети: про диких животных.

Воспитатель: а почему их называют дикими?

Дети: потому что они живут в лесу.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали загадки и ответили на вопросы. Можем дальше отправляться в путешествие.

Воспитатель: У каждого есть свой дом, как и у людей. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто где живет?».

Дети садятся за столы и выполняют задание: «Соедините линией животное и его жилище, раскрасьте силуэты животных».

Воспитатель: отлично, вы и с этим заданием справились…

Воспитатель: Ребята Шалун просит нас с вами помочь ему разобраться какие виды животных бывают. Для того чтобы помочь Шалуну поиграем в игру:

Дидактическая игра «Кому – что?»

- Для чего нужна трава? (для пищи животных)

- Как называются животные, которые питаются травой? (травоядные)

- Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (для питания животных, птиц и человека)

- Для чего нужны деревья? ( это дом для животных птиц, листья дают свежий воздух)

- Чем служат насекомые в лесу? (едой для птиц, опыляют растения, цветы)

- Нужны ли птицы в лесу? (они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни)

- Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (хищники и травоядные). Кто из них чем питается? (хищники – мясом, травоядные – травой)

Воспитатель: Ребята, а наш Тихоня совсем загрустил. Давайте попробуем развеселить его.

                           Физминутка «Звериная зарядка»

Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: а что осенью делают звери?

Дети: готовятся к зиме.

Воспитатель:   Сейчас мы с вами поиграем в  игру «Кто, чем питается?».

 нам нужно разделиться на две команды: травоядные и хищники. Воспитатель: ребята, а пока мы с вами играем, в нашем лесу случилась беда! Посмотрите!

Дети: горит костер, деревья горят!

Воспитатель: а что же случилось?

Дети: люди не потушили костер и лес загорелся.

Воспитатель: что теперь будет с этими растениями?

Дети: они сгорят и погибнут.

Воспитатель: а что будет с животными?

Дети: они уходят, боятся пожара!

Воспитатель: да, животным приходится уходить из своего дома, чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, которые успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от, казалось бы, простого костра?! А для человека лесной пожар страшен?

Дети: да, в сгоревшем лесу нет ни животных, ни растений.

Воспитатель: для людей опасен и дым лесных пожаров. Из-за его воздействия происходит обострение многих болезней.

Показ иллюстраций загрязненного леса.

Воспитатель: что вы видите?

Дети: люди оставили после себя мусор в лесу и не убрали за собой.

Воспитатель: посмотрите ребята и скажите, какой лес вам нравится больше? Чистый или загрязненный?

Дети: чистый.

Воспитатель: а почему?

Дети: в грязном лесу неприятно находиться.

Воспитатель: скажите, а почему еще в лесу нельзя мусорить?

Дети: потому что лес – это дом для растений и животных, будем мусорить, растения погибнут, животные поранятся острыми банками, стеклом.

Воспитатель: Ребята Елочка просит вас рассказать правила поведения в лесу. Что еще нельзя делать в лесу, чтобы не навредить его обитателям?

Дети: ломать ветки, обижать животных, насекомых, кричать, пугать…

Воспитатель: ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали как нужно себя вести в лесу?

Дети: рассказать всем.

Воспитатель:

1.Запомни, друг, ты гость в лесу.

Сохрани его красу,

Здесь порядок соблюдай,

Правила все выполняй!

2.Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой,

И в лесу нельзя кричать.

Незачем зверей пугать!

3  Нельзя гнёзда разорять.

Из рогатки в птиц стрелять,

Ветки с дерева ломать

И цветы напрасно рвать!

4.В лесу порядок такой

Поел, убери за собой!

Мусор в речку не бросай,

На берегу не оставляй,

Банки склянки – весь бардак,

Убери скорей в рюкзак

Воспитатель: правильно ребята?

Воспитатель: правильно.

Подведение итогов. Чем занимались на занятии? Что нового узнали? Какие правила запомнили?