Картотека опытов для подготовительной группы
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шестакова Любовь Васильевна

Картотека опытов для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов для подготовительной группы №10 «Сказка»

Воспитатели:Шестакова Л.В.

ОПЫТ «ИЗМЕРИМ РОСТ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Ростомер.
  2. Линейка.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Стать спиной и пятками плотно к стене.
  2. Приложить линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру.
  3. Отметить рост на ростомере.

РЕЗУЛЬТАТ:

Правильно измерить рост можно только с помощью специального медицинского измерительного прибора.

ОПЫТ «ИЗМЕРИМ СТУЛ»

МАТЕРИАЛЫ: (на каждую пару детей).

  1. Стул.
  2. Карта измерений стула (рисунок вверху).
  3. Тапочек, шарфик, карандаш для «измерения» стула.
  4. Рулетка строительная.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Измерить стул тапочком, внести результат в карту.
  2. Измерить стул шарфиком, внести результат в карту.
  3. Измерить стул карандашом, внести результат в карту.
  4. Измерить стул рулеткой, внести результат в карту.
  5. Сравнить результаты с результатами своих «коллег».
  6. Сделать вывод о том, что только результат измерений рулеткой у всех одинаков, а, следовательно, верен.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для точных измерений нужен точный инструмент.

ОПЫТ  «ВЗВЕШИВАЕМ ВЕСАМИ И КАНТОРОМ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Кантор.
  2.  Весы аптекарские с разновесами.
  3. Небольшие предметы для взвешивания.
  4. Карта для записи результатов.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Взвесить один предмет кантором.
  2. Перевесить этот же предмет на аптекарских весах.
  3. Сделать «запись» результатов.
  4. Сделать вывод о том, где измерение точнее.

РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Аптекарские весы более точные. Их используют при взвешивании лекарств.
  2. Кантор менее точный инструмент, его лучше использовать для более крупных предметов.

ОПЫТ «НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Табличка «Измерение длины» для каждого ребёнка.
  2. Линейка для каждого ребёнка.

ДЕЙСТВИЯ:

  1.  Предложить детям взглянуть на два отрезка и сделать вывод: равны ли отрезки.
  2. Визуально отрезки кажутся разными по длине.
  3. Предложить измерить оба отрезка с помощью линейки.
  4. Измерение точным прибором (линейкой) покажет, что оба отрезка одинаковы по длине.

РЕЗУЛЬТАТ:

Часто глаз не может точно определить, равны ли по длине отрезки. Для точного измерения необходима линейка.

                                                                   

ОПЫТ «ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Термометр медицинский электронный (на каждого ребёнка).
  2. Часы.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Включить термометр.
  2. Поставить его под мышку.
  3. Подождать 3 минуты или до сигнала термометра.

РЕЗУЛЬТАТ:

У всех людей температура 36,5 градусов. Плюс – минус один – два градуса.

Это нормальная температура тела. Если выше – необходимо обратится к врачу.

ОПЫТ « ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Термометр для измерения температуры воздуха (на каждого ребёнка).
  2. Термометр для измерения температуры воды (на каждого ребёнка).
  3. Емкости с водой разной температуры.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Положить термометры для воздуха между оконными рамами, на пол возле входной двери.
  2. Термометры  для воды  положить в ёмкости с водой.
  3. Вынуть термометры, зафиксировать результаты в карте опыта.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для измерения температуры необходим специальный прибор – термометр. Он может быть предназначен либо для воды, либо для воздуха. В одно и то же время температура воздуха в одном и том же помещении может быть разной. Температура воды также бывает разной.                                                                            

ОПЫТ «ДЕЛАЕМ ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Пластиковая цилиндрическая бутылка с крышкой.
  2.  Вторая бутылка одинаковая по диаметру с первой (для выливающейся воды).
  3. Маркер для отметок на бутылке.
  4. Секундомер.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. В первой бутылке сделать отверстие (или подобрать бутылку с дозатором для спортсменов).
  2. Отрезать верх у второй бутылки.
  3. Налить в первую бутылку воды.
  4. Перевернуть её и вставить в обрезанную бутылку.
  5. Следить по секундомеру за выливающейся водой и делать отметки (1минута, 5 минут, 10 минут).

РЕЗУЛЬТАТ:

Перед вами простейшие водяные часы.

ОПЫТ «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА МИНУТУ?»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Часы песочные, минутные
  2. Секундомер.

ДЕЙСТВИЯ:

     1.Разбится на тройки.

     2.Распределить роли между детьми.

     3.Первый следит за песочком в часах.

4.Второй делает, что задумал (прыгает, бегает, считает, рисует, шагает на месте и считает шаги).

5.Третий отмечает время на секундомере.

6.Вместе обсуждаем результаты.

РЕЗУЛЬТАТ:

Путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.

ОПЫТ «КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР?»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. В данном опыте нет специальных материалов. Опыт предполагает взаимодействие непосредственно детей между собой.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Предложить детям представить большой воздушный шар.
  2. Взявшись за руки построить круг – хоровод.
  3. Линия соединённых рук и будет экватором, если предположить что дети обнимают огромный шар – Землю.

РЕЗУЛЬТАТ:

Небольшая сценка показывает детям, как люди представляют экватор, что он делит Землю точно на две равные половины.

                                                           

ОПЫТ «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Глобус на каждую мини-группу (2-3 человека).
  2. Флажки или другие метки, которые можно закрепить на поверхности глобуса.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Предложить продумать маршрут кругосветного путешествия, т.е. путешествия по всему земному шару из одной точки, с возвращением в эту же точку, по которому группе хотелось бы путешествовать.
  2. Расставить флажки – метки по маршруту.
  3. Рассказать, на чём и как «путешествовали» в воображаемом путешествии.

РЕЗУЛЬТАТ:
С помощью глобуса можно наметить маршрут кругосветного путешествия.

ОПЫТ «СХЕМА СМЕНЫ ВРЕМЁН ГОДА»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Рисунок эллипса на большом листе бумаги, со стрелками направления движения Земли.
  2. Карточки с названиями времён года.
  3. Карточка с надписью «Земля».

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Положить рисунок эллипса (овала) на пол.
  2. Положить карточки с названиями времён года на соответствующие схеме смены времён года места.
  3. Прикрепить карточку «Земля» на себя.
  4. Двигаться по направлению указанному стрелкой, изображая Землю.
  5. Предложить повторить этот опыт всем детям по очереди.

РЕЗУЛЬТАТ:

Земля движется по одной и той же орбите, то приближаясь, то удаляясь от него. И поворачивается к Солнцу разными боками. Из-за этого и сменяются времена года.

                                                             

ОПЫТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Физическая карта одной из частей света на каждую мини-группу ( 2-3 человека).
  2. Флажки – метки или любые другие доступные варианты удобных меток.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Выбор пункта назначения.
  1. Выбор транспортного средства передвижения.
  2. Определение маршрута по карте и прокладывание его цветными маркерами на карте.
  3. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
  4. РЕЗУЛЬТАТ:

Карта – незаменимый помощник в любом путешествии.

ОПЫТ «СОСТАВИМ СВОЮ КАРТУ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Карта, составленная воспитателем для наглядного примера.
  2. ЛИСТ бумаги А – 4 на каждого ребёнка.
  3. Фломастеры, карандаши, простые карандаши.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Показать вариант карты, сделанной воспитателем.
  2. Напомнить, какими цветами изображаются те или иные объекты.
  3. Предложить нарисовать сои варианты карт.

РЕЗУЛЬТАТ:

Рисовать карту – очень сложный процесс. Ему нужно долго учится и хорошо знать географию и многие другие науки.

                                                                                                                                                                   

ОПЫТ «КОРАБЛИК И МЫЛО (ЭФФЕКТ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ ВОДЫ).

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Большая прямоугольная тарелка.
  2. Вода.
  3. Треугольный кусочек картона.
  4. Жидкое мыло.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Налить воду в тарелку.
  2. Назвать треугольник «пароходом» и положить на поверхность воды, в углу тарелки, «носиком» в центр тарелки.
  3. Обмакнуть палец в жидкое мыло, затем в воду позади «парохода».
  4. После обсуждения предложить детям повторить опыт на своих тарелках.

РЕЗУЛЬТАТ:

«Пароход» двигается вперёд т.к. поверхностное натяжение в месте

ОПЫТ «ПРЕДМЕТЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ (ЗАКОН АРХИМЕДА) ИЛИ ПОЧЕМУ КОРАБЛИ НЕ ТОНУТ?».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Вода.
  2. Пластилин.
  3. Стальная тарелка (можно стеклянную).
  4. Большая емкость для воды.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Налить в ёмкость воды.
  2. Сделать из пластилина лодочку и шарик.
  3. Положить оба кусочка на поверхность.
  4. Положить тарелку на воду горизонтально, потом вертикально.

РЕЗУЛЬТАТ:

Площадь соприкосновения с водой плавающих предметов больше, чем тонущих. Это иллюстрация закона Архимеда: чем больше воды выдавливается телом, тем сильнее выталкивающая сила, действующая на предмет со стороны воды. Из-за этого закона не тонут корабли.

                                                                     

ОПЫТ « ВОЗДУХ ИМЕЕТ МАССУ (ВЕС)».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Два одинаковых воздушных шарика.
  2. Нитки.
  3. Стержень.
  4. Иголка.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Надуть шары (одинаково).
  2. Закрепить на концах стержня.
  3. Привязать нитку к середине стержня, чтобы он висел параллельно земле.
  4. Проколите один из шаров иголкой.

РЕЗУЛЬТАТ:

Ровно висящий стержень перевешивается в сторону целого шара, т.к. воздуха в нём теперь больше и он тяжелее сдутого, в котором воздуха мало.

ОПЫТ «УПРУГОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Кусочек ткани.
  2. Большая резинка.
  3. Стеклянная банка.
  4. Вода.
  5. Раковина или таз.

ДЕЙСИВИЯ:

  1. Наполнить банку водой.
  2. Намочить ткань, отжать её.
  3. Закрепить ткань на банке резинкой с хорошим натяжением.
  4. Перевернуть банку вверх дном, потрясти ею над раковиной или тазом (из предосторожности).
  5. Предложить повторить это детям.

РЕЗУЛЬТАТ:

Вода не протекает сквозь ткань. При смачивании ткани вода проникает между волокнами, образуя плёнку, состоящую из молекул воды, благодаря их притяжению друг к другу.

ОПЫТ «ВОЛШЕБНЫЙ СТАКАН»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Стакан.
  2. Вода.
  3. Открытка.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Полностью заполнить стакан водой.
  2. Положить сверху открытку.
  3. Перевернуть стакан, чуть придерживая открытку.
  4. Аккуратно опустите руку.

РЕЗУЛЬТАТ: Открытка не падает. Давление равно тяжести воды и из-за этого открытка держится.

ОПЫТ ВОЗДУХ ДАВИТ ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОДИНАКОВО ИЛИ «СОЛОМЕННЫЙ БУРАВЧИК» или «ВОЛШЕБНЫЙ СТАКАН»

«СОЛОМЕННЫЙ БУРАВЧИК»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Сырые картофелины.
  2. По две соломинки для коктейля.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Соломинку (берут за верхнюю часть, не закрывая при этом верхнего отверстия пальцем) с высоты 10 см резким движением втыкают в картофелину (соломинка согнулась, не воткнулась).

2.Вторую соломинку  (берут за верхнюю часть,  закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем) с высоты 10 см резким движением втыкают в картофелину (соломинка воткнулась).

РЕЗУЛЬТАТ:

В первом случае воздух свободно вышел, из соломинки и она согнулась; во втором случае – воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.

                                                                 

ОПЫТ «УГАДАЙ, ЧТО ЗА ЗВУК»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Ширма.
  2. Две емкости, одна с водой, бумага, ложки.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Предложить детям закрыть глаза.
  2. Производить разные звуки за ширмой.
  3. Предложить детям угадать, что это за звук.

РЕЗУЛЬТАТ: Человек вполне может понять, какой это звук, даже если не видит его источника

ОПЫТ «ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО ( ИМЕЕТ ОБЪЁМ)».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Обрезанная пластиковая бутылка.
  2. Вода.
  3. Глубокая ёмкость.
  4. Газета.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Наполните ёмкость водой.
  2. Скомкайте газету и закрепите её в бутылке так, чтоб она не выпадала.
  3. Переверните бутылку.
  4. Опустите бутылку в ёмкость с водой, слегка вдавливая её в воду.
  5. Выньте бутылку из ёмкости.

РЕЗУЛЬТАТ:

Газета сухая. Воздух не дал воде её коснуться.

ОПЫТ «УГАДАЙ ВЕЩЕСТВО»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Таблички с изображением частиц вещества (молекул).

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Показать таблички детям.
  2. Прокомментировать их: частички вместе – твёрдое вещество, частички близко друг от друга – жидкость, частички далеко друг от друга – газ.
  3. Раздать таблички детям с пояснением: изобразите это вещество и придумайте, какое это вещество.

РЕЗУЛЬТАТ:

Любое вещество имеет три состояния: твёрдое, жидкое, газообразное. Частички в этих состояниях расположены по-разному. Поэтому в твёрдое нельзя погрузить палец, а в жидкое можно, а в газообразном мы находимся постоянно (воздух).                                            

ОПЫТ «РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. 6 одноразовых стаканов, ложка.
  2. Соль, сахар.
  3. Порошок из мела, песок.
  4. Рис, мёд, вода.

ДЕЙСТВВИЯ:

  1. Разлить воду по стаканам.
  2. Положить в каждый по ложке каждого вещества.
  3. Размешайте.

РЕЗУЛЬТАТ:

Есть вещества растворимые (соль, сахар, мёд). Есть нерастворимые (мел, песок, рис). Молекулы воды просачивается между молекулами растворимых и растворяют их. С нерастворимыми такого не происходит.

ОПЫТ «ЧТО БЫСТРЕЕ ПАДАЕТ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Картон.
  2. Бумага.
  3. Ножницы.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Вырежем диск из толстого картона.

2.Вырежем диск из бумаги.

3.Поднимем их, держа в разных руках,  на одинаковую высоту и одновременно отпустим.

4.Наблюдаем за движением обоих дисков.

РЕЗУЛЬТАТ:

Тяжелый диск упадет быстрее, чем легкий. На каждый диск действует при падении  одновременно две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха.                                                        

ОПЫТ «ВЕРТУШКА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Бумага.
  2. Ножницы.
  3. Палочка.
  4. Гвоздик.

ДЕЙСТВИЯ:1.Рассмотрим и обсудим особенности конструкции вертушки.

2.Изготавливаем вертушку по алгоритму.

3.Организуем игры с вертушкой на улице.

4.Наблюдаем, при каких условиях вертушка вертится быстрее.

РЕЗУЛЬТАТ:

Ветер ударяет в лопасти вертушки, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывают движение вертушки. Принцип ветряной мельницы и вертолёта.

ОПЫТ «ЗВУЧАЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

    1. Струна (например, гитарная).

     2. Линейка.

     3. Хрустальный бокал и карандаш.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Ударить по струне, дотронутся до неё.
  2.  Положить линейку на край стола одним концом, ударить по другому.
  3. Ударить карандашом по бокалу, почувствовать, как он дрожит.

РЕЗУЛЬТАТ:

Ударом мы извлекаем звук, заставляя его колебаться и передавать звуковые воны через воздух.

ОПЫТ «ВОЗДУХ  - СРЕДА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКА»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Лист пластика ( прозрачный целлофановый пакет).
  2. Резинка.
  3. Пластиковая миска.
  4. Сковорода.
  5. Деревянная ложка.
  6. Несколько зёрен риса или других лёгких семян.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Накройте миску листом пластика (пакетом).
  2. Закрепите лист на миске резинкой (следите, чтобы было хорошо натянуто).
  3. Положите семена на лист пластика (пакет).
  4. Держите сковороду близко к миске, не касаясь её.
  5. Ударьте по сковороде деревянной ложкой несколько раз.

РЕЗУЛЬТАТ: Зёрна «прыгают»! Удары ложкой создают звуковые волны, воздух вибрирует. Звуковые волны заставляют вибрировать и миску и семена.

ОПЫТ «ПРОВЕРИМ СЛУХ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Металлическая ложка.
  2. Толстая бечёвка 60см.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Привязать ложку к середине бечёвки.
  2. Концы бечёвки к пальцам двух детей.
  3. Пальцы вставляют в уши.
  4. По ложке ударяют чем-либо металлическим

РЕЗУЛЬТАТ:

Ударяясь, металл начинает колебаться. Колебания передаются по бечёвке ушам. Человек слышит благодаря тому, что уши воспринимают эти колебания.                                                        

ОПЫТ «ИЗГОТОВИМ РУПОР и СТЕТОСКОП!»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Листы картона на каждого ребёнка.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Свернуть картон конусом.
  2. Поднести ко рту.
  3. Произнести слова тихо, громко, не изменяя голоса.
  4. Развернуть лист и свернуть его трубочкой.
  5. Направить её к часам стоящим неподалёку.
  6. Приставить её к груди другого человека.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для усиления звука необходим рупор. В технике его заменяет динамик или микрофон. Они работают на тех же принципах (правилах).

В трубе звуки не рассеиваются, поэтому звук разносится на на более дальнее расстояния.

ОПЫТ «ПОЮЩАЯ ВОДА»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Бокалы и разные ёмкости из стекла.
  2. Карандаши деревянные.
  3. Палочка с шариком на конце (от металлофона).
  4. Вода.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Наполнить водой все емкости на разном уровне.
  2. Постучать по всем бокалам и ёмкостям.
  3. Отлить или долить воды по своему усмотрению.
  4. Повторить постукивание.
  5. Попробовать сочинить мелодию.

РЕЗУЛЬТАТ:

Количество воды в стакане влияет на высоту и долготу звука.                                                                  

ОПЫТ «СПИЧЕЧЕЫЙ ТЕЛЕФОН»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Два спичечных коробка (на каждую пару детей).
  2. Нитка или леска (на каждую пару детей).
  3. Натянуть нить между коробками.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Проделать в каждой коробочке дырочку.
  2. Продеть в отверстие  нитку, соединив их в единую систему.
  3. Один коробок первый ребёнок подносит к уху, второй ребёнок что-либо говорит в другой коробок.

РЕЗУЛЬТАТ:

Голос говорящего в коробок слышен ребёнку, приложившему коробок к уху. Но не слышен другим детям. Если приложить палец к нитке почувствуются колебания. Спичечный телефон работает по принципу настоящего стационарного телефона. В настоящем телефоне звук бежит по проводам.

ОПЫТ «УСЛЫШЬ МЕНЯ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Беруши. (можно сделать самостоятельно из ватных дисков).

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Слушать слова, сказанные с разным уровнем громкости обоими ушами.
  2. То же самое одним ухом, второе закрыто берушей.
  3. То же самое ушами закрытыми обоими берушами.

РЕЗУЛЬТАТ:

Люди слушают ушами. Когда не слышит одно, трудно понять откуда исходит звук. Когда не слышат оба уха человек делается беспомощным, перестаёт понимать окружающих.

ОПЫТ «СЛУШАЕМ ТИШИНУ»

МАТЕРИАЛЫ: Данный опыт не требует дополнительных материалов.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Предложить детям создать тишину в лаборатории.
  2. Прислушаться.
  3. Определить, какие звуки слышны.

РЕЗУЛЬТАТ: Абсолютной тишины не бывает. Она относительна. Чем острее слух, тес больше звуков человек слышит.

ОПЫТ «ДЕЛАЕМ ЗЕРКАЛО!».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Прозрачная емкость с водой.
  2. Белая бумага.
  3. Чёрная бумага.
  4. Прозрачное стекло.
  5. Фольга.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. 1.Смотримся в ёмкость с водой, поставленную на белую бумагу.
  2. Смотримся в ёмкость , поставленную на чёрную бумагу.
  3. Смотримся в стекло.
  4. Прикладываем к стеклу фольгу.
  5. Смотримся в стекло с фольгой.

РЕЗУЛЬТАТ:Вода, как и стекло, имеет отражающий эффект. Если его дополнить тёмным, непрозрачным фоном – получим эффект зеркала                                                              

ОПЫТ «МНОГОКРАТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Два зеркала
  1. Транспортир
  2. Скотч
  3. Свеча
  4. Спички

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Скрепите скотчем с обратной стороны зеркала.
  2. Поставьте зажжённую свечу в центр транспортира.
  3. Расположите зеркала на транспортире под углом в 180 градусов.
  4. Уменьшайте угол между зеркалами. С уменьшением угла между зеркалами, увеличивается количество отражений.
  5. Попробуйте этот же опыт с другими предметами.

РЕЗУЛЬТАТ:

Зеркало отражает и отражения. Чем меньше угол между зеркалами, тем больше отражений получается. На этом принципе сделана игрушка «Колейдоскоп».

ОПЫТ «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Листок со словами «рама», «комок», «сон», печатными буквами.
  2. Листок со словами « МОДА и ФОН».
  3. Листок со словами «гиря», «лампа».
  4. Зеркало.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Поставьте этот листочек перпендикулярно зеркалу.
  2. Попытайтесь прочесть отражения этих слов в зеркале.

РЕЗУЛЬТАТ:

Зеркало отражает «наоборот». Некоторые буквы симметричны сами себе. Поэтому читается правильно. А некоторые несимметричны и не читаются.

ОПЫТ «КАК РАБОТАЮТ ЛИНЗЫ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Увеличительное стекло.
  2. Лист белой бумаги.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Возьмем увеличительное стекло и встанем спиной к ярко освещенному окну.

2. Возьмем бумагу в другую руку. Держим увеличительное стекло вертикально так, чтобы свет из окна светил на бумагу.

РЕЗУЛЬТАТ:

На бумаге мы видим уменьшенное, перевернутое изображение позади себя. Линза – это изогнутое стекло. Выпуклая линза закругляется внутрь, а вогнутая – наружу.  Когда ты смотришь в фотоаппарат, ты видишь маленькое изображение. Это потому что в фотоаппарате установлена линза.

ОПЫТ «ЧУДЕСНОЕ СВОЙСТВО ЛИНЗЫ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Прямой солнечный свет.
  2. Увеличительное стекло (линза).
  3. Кубики льда.
  4. 2 неглубокие миски.

ДЕЙСТВИЯ:

1.Возьмем 2 кубика льда. Положим их по одному в неглубокие миски. Поставим миски на солнце.

2. Возьмем увеличительное стекло. Держим его таким образом, чтобы оно улавливало солнечный свет (если держать его правильно, то из него должен выходить лучик света,  не подставляй свою руку под этот луч).

3.Направим луч на один из кубиков льда.

РЕЗУЛЬТАТ:

Кубик льда, на который направлен луч, тает быстрее. Благодаря форме увеличительного стекла свет, проходя сквозь него, усиливается.

ОПЫТ «РУКА НА ЭКРАНЕ».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Коробка, ножницы.
  2. Увеличительное стекло, клейкая лента.
  3. Картон, пластилин.
  4. Фонарик.

ДЕЙСТВИЯ: 1. Вырезаем в коробке с одной стороны  круглое отверстие размером с

увеличительное стекло.

2. Вставляем увеличительное стекло в отверстие и

закрепляем его клейкой лентой.

3.Ставим коробку на стол.

4. Делаем из картонки экран, установив его на стол неподалеку от коробки напротив линзы, вставленной в отверстие, и закрепив пластилином.

5. Внутри коробки у стенки с вырезанным отверстием, но в другом углу, кладем фонарик так, чтобы он освещал противоположную сторону коробки.

РЕЗУЛЬТАТ:  На экране появляется цветное, движущееся, но перевернутое

изображение руки.

ОПЫТ «ДЕЛАЕМ РАДУГУ!»

МАТЕРИАЛ:

  1. Маленькие зеркала на каждую пару детей.
  2. Вода.
  3. Ёмкость, такого размера, чтобы зеркало погружалось до половины ( каждую пару детей).
  4. Фонарик с ярким и хорошо направленным лучом (на каждую пару детей).
  5. Белый лист бумаги (на каждую пару детей).

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Налить воду в ёмкости.
  2. Опустить в воду зеркало под наклоном.
  3. Включить фонарик и направить луч на зеркало, через воду.
  4. Подставить под отражённый луч белый лист бумаги – увидеть радугу!

РЕЗУЛЬТАТ:

Проходя через воду, отражаясь от зеркала, луч распадается на спектр. Таким образом мы повторяем опыт Ньютона подручными средствами.

ОПЫТ «ИЗГИБ СВЕТА (ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА).

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Ёмкость.
  2. Вода.
  3. Молоко.
  4. Длинный карандаш.
  5. Фонарик.
  6. Стаканчики по числу детей.
  7. Ложки или карандаши по числу детей.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Забелить воду молоком.
  2. Разлить жидкость в ёмкость и в стаканчики детей.
  3. Поставить все на тёмном фоне (стена, тёмный картон).
  4. Направить луч фонаря в ёмкость.
  5. Детям – поставить свои ложки или карандаши в стаканчики.

РЕЗУЛЬТАТ:

Когда свет проходит из одной среды в другую, он изменяет скорость прохождения среды и направление. Это преломление. Поэтому кажется, что луч и карандаши (ложки) сломались.                                                                  

ОПЫТ  «ЕСТЕСТВЕННАЯ ЛУПА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Большая банка.
  2. Вода.
  3. Какой либо предмет или насекомое.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Положите выбранный вами предмет (насекомое) за банку.
  2. Посмотрите на то, что вы положили за банку.

РЕЗУЛЬТАТ:

У вас получилась естественная лупа: линза, которая увеличивает.

ОПЫТ «ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ И ТЕПЛО».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Две стеклянные ёмкости.
  2. Вода.
  3. Темная ткань.
  4. Два термометра.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Наполнить ёмкости водой.
  2. Накрыть одну из них тёмной тканью.
  3. Выставить обе ёмкости на солнце.
  4. Через 30 минут измерить температуру в обеих ёмкостях.

РЕЗУЛЬТАТ:

Вода в ёмкости, накрытой тёмной тканью, нагрелась сильнее. Чёрный цвет поглощает весь спектр света, а белый отражает. Свет поглощённый тканью превращается в тепло.

ОПЫТ «ВСЁ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Разнообразные предметы, которые без вреда можно бросить на землю (камушки, спилы дерева, пёрышко и т.д.).

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Бросать по очереди предметы на пол.

РЕЗУЛЬТАТ:

Любые предметы ВСЕГДА падают на землю. Это сила похожая на силу магнита исходит от ЗЕМЛИ. Она всё притягивает. И эта сила называется силой притяжения или ГРАВИТАЦИЕЙ.

ОПЫТ « СВОЙСТВА МАГНИТА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Магнит.
  2. Металлические предметы скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.
  3.  Лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы.
  4. «Волшебная перчатка» (с магнитом внутри).
  5.  Бумажные кораблики.
  6.  Стакан с водой.

ДЕЙСТВИЯ: 1.Рссматриваем магнит.

2.Проводим магнитом (магнит спрятан в перчатке) над предметами, и металлические детали притягиваются.

3.Достаем скрепку со дна стакана (проводим магнитом по стенке стакана и достаем скрепку).

4. Приводим в движение кораблики, прикладывая магнит под крышку стола (на корабликах металлические скрепки) и двигаем магнитом их по столу.

РЕЗУЛЬТАТ:  Магнит гладкий, холодный, тяжелый, темного цвета. Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани. Магнит действует через воду. Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).

ОПЫТ «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Две открытки.
  2. Магнит разной формы.
  3. Железная стружка.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Накрыть открыткой магниты.
  2. Высыпать на открытку железную стружку.

РЕЗУЛЬТАТ:

Стружка выстроилась в определённом порядке. Она описывает границу магнитного поля – это расстояние где магнитные силы действуют особенно сильно.                                                                    

ОПЫТ « ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Магниты разной величины.
  2. Металлические предметы.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. По очереди притягивать предметы магнитом, начиная с самого маленького магнита.
  2. Во время опыта обращать внимание детей на увеличение расстояния воздействия на предмет в зависимости от величины магнита.

РЕЗУЛЬТАТ:

Чем больше магнит, тем сильнее сила притяжения.

ОПЫТ «МАГНИТ ДЛЯ КОНФЕТИ»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Расчёска (на каждого ребёнка).
  2. Конфетти.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Натереть расчёску об волосы.
  2. Поднести расчёску к конфетти.

РЕЗУЛЬТАТ:

После натирания расчёска превращается в слабый магнит. Его силы хватает для подъёма конфетти.

ОПЫТ «ШАРИКИ ПОССОРИЛИСЬ!»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Два воздушных шарика.
  2. Шерстяная ткань (шарф).

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Потереть оба шарика о шарф.
  2. Подвесить шарики рядом.

РЕЗУЛЬТАТ:

Шарики получили одинаковые заряды электричества (отрицательные). Одинаковые заряды отталкиваются

ОПЫТ «ВЕСЁЛАЯ ОВСЯНКА»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. воздушный шарик
  2. овсяные хлопья
  3. шерстяная ткань
  4. тарелка

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Насыпаем овсяные хлопья в тарелку.
  2. Надуваем воздушный шарик.
  3. Трем шариком о шерстяную поверхность.
  4. Подносим шарик над хлопьями.

РЕЗУЬТАТ:

Шарик заряжен отрицательно, а овсянка положительно.

ОПЫТ «СТЕНА И ШАРИК»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Воздушный шарик.
  2. Шерстяная ткань.
  3. Стена.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Потереть шарик о ткань.
  2. Приложить к стене.

РЕЗУЛЬТАТ:

Стена и шарик имеют разные заряды. Поэтому притягиваются.

ОПЫТ «СДЕЛАЕМ МОЛНИЮ»

МАТЕРИАЛЫ: (на каждого ребёнка).

  1. Пластмассовая линейка.
  2. Шерстяная ткань.
  3. Большая скрепка.
  4. Пластилин.
  5. Подставка под скрепку (кусочек картона, пластика).

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Установить скрепку вертикально с помощью пластилина.
  2. Потереть линейку о ткань.
  3. Поднести линейку к скрепке.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Слышится треск, проскакивает искра – это модель возникновения молнии

                                                                                                                                       

ОПЫТ  «ТЁМНЫЕ ЦВЕТА ПОГЛОЩАЮТ БОЛЬШЕ ТЕПЛА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Два одинаковых кусочка льда.
  2. Белая бумага.
  3. Чёрная бумага.
  4. Электрическая лампа с лампой накаливания.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Накрыть один кусочек белой бумагой, второй – чёрной бумагой.
  2. Направить на них тепло от лампы накаливания.
  3. Подождать 10 минут.
  4. Сделать вывод.

РЕЗУЛЬТАТ:

Кусочек под чёрной бумагой расплавился сильнее.

Тёмные цвета сильнее притягивают тепло.                                                                                                                                    

ОПЫТ «ТЕПЛОВЫЕ И ХОЛОДОВЫЕ ТОЧКИ  У ЧЕЛОВЕКА».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Стакан с умеренно горячей водой.
  2. Стакан с умеренно холодной водой.
  3. Медицинский шпатель.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Опустить шпатель в стакан с горячей водой.
  2. Прикоснуться к коже на разных участках тела (ладонь, стопа, лицо, спине) участника эксперимента.
  3. Повторить тоже самое с холодной водой.
  4. Попросить участника эксперимента прислушаться к своим ощущениям.
  5. Когда прикосновение горячее – хлопнуть в ладоши, когда холодное – поёжится и сказать «Ух!».

РЕЗУЛЬТАТ: Дети констатируют и показывают наиболее чувствительные

точки кожи. Они находятся на ладонях, лице, стопах.

ОПЫТ «ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ И ТЕПЛО».

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Две стеклянные ёмкости.
  2. Вода.
  3. Темная ткань.
  4. Два термометра.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Наполнить ёмкости водой.
  2. Накрыть одну из них тёмной тканью.
  3. Выставить обе ёмкости на солнце.
  4. Через 30 минут измерить температуру в обеих ёмкостях.

РЕЗУЛЬТАТ: Вода в ёмкости, накрытой тёмной тканью, нагрелась сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов в подготовительной группе

Предлагаю вашему вниманию картотеку опытов для детей подготовительной группы. Опыты подобраны по разделам: живая и неживая природа и др....

Картотека опытов для подготовительной группы

Картотека опытов для подготовительной группы...

Картотека опытов в подготовительной группе

Картотека опытов в подготовительной группе...

Картотека опытов. Для подготовительной группы «Кто в доме-природе живет»

Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду является расширением и обогащением представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание....

Картотека опытов в подготовительной группе.

  Картотека опытов.Подготовительная группа....

Картотека опытов в подготовительной группе.

Помочь детям лучше узнать окружающий мир.  Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми...

Картотека опытов в подготовительной группе

В подготовительной группе проведение опытов и экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром....