Конспект открытого НОД по экологии на конкурс "Воспитатель года"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Илингина Марина Васильевна

конспект НОД по экологии с элементами ТРИЗ в полготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по экологии21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

Конспект

открытого показа образовательной деятельности

по экологии с использованием элементов ТРИЗ

в подготовительной к школе группе  

«В гости к природе»

Подготовила  

воспитатель 1 категории:

Илингина Марина Васильевна

2018 г.

Программное содержание:

  1. Дать представление, что человек- часть природы. Формировать элементарные представления о необходимости сохранения чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы.
  2. Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности, развивать психологические процессы сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь.
  3. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе, обогащать доброжелательную форму общения со сверстниками. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

Фонограмма пения птиц, карточки от д/и «Правила поведения в природе» (8 штук), страница из Красной книги растений и животных РФ, классификация объектов живой природы по методике ТРИЗ, таблица наборного полотна, картинки с изображением растений и животных (ландыш, клевер, шиповник, земляника, подорожник, ель, зубр, амурский тигр, филин, черный аист), изображения деревьев для оформления группового интерьера.

Ход:

(Звучит пение птиц, вокруг деревья, цветы). Дети входят и встают полукругом, перед ними магнитная доска.

Входит гриб Боровик:

- Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Мне тут птички нащебетали, что вы в наш лес в гости пожаловали. Только в лес просто так я никого не пускаю. Отгадайте-ка загадку.

Загадка (выкладываются картинки):

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

Боровик:

- Почему вы так решили?

Дети:

- Природа - это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.

Боровик:

- Может ли человек жить без природы?

Дети:

- Нет. Вода нужна, чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа нас обувает, одевает, в общем, даёт нам жизнь.

Боровик:

- Испытания не закончились. Ну-ка скажите, милые дети, знаете ли вы правила поведения в природе? Вот тут в корзинке имеются знаки. Если вы назовете их и поясните - пропущу в лес.

Дети берут из корзинки карточки и объясняют их.

Правило 1. Нельзя шуметь!  (Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство.)

Правило 2. Нельзя разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.)

Правило 3. Не ломайте ветки деревьев. (Можно погубить дерево).

Правило 4. Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица может покинуть гнездо.)

Правило 5. Не оставлять не затушенные костры. (Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями, а, уходя, потушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. Для костра нужно собирать сушняк, а не ломать ветки. Помните: из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!)

Правило 6. Не оставляйте после себя мусор!  (Полиэтилен и металлические банки плохо разрушаются микроорганизмами. Полиэтилен полностью разрушается через 220 лет, металлические банки через 100 лет. Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)

Правило 7. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных.

Правило 8. Не брать детёнышей зверей и птенцов из леса в город. (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.)

Боровик:

 –Молодцы, ребята! Знаки вы знаете. Добро пожаловать в наш лес!

Давайте немного поиграем.

(Игра «Дрозд»)

Я дрозд, и ты дрозд. (показывают в паре на себя и партнёра)

У меня нос и у тебя нос.

У меня щёчки гладенькие и у тебя щёчки гладенькие.

У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие.

Я твой друг, и ты мой друг. Я люблю тебя! (обнимаются)

Боровик:

- Ребята, у вас есть друзья? Вы умеете дружить? Как вы думаете, с природой можно дружить? В чём может проявляться наша дружба с природой?

Д. - Беречь, охранять, ухаживать.

Б. - А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим домом - планетой Земля! Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог и городов. Учёные заметили, что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных, тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, тогда она погибнет. Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать. (Показ красной книги)

-Ребята, а почему именно Красная книга?

Д. - Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!» 

Б. - Хотите узнать о некоторых животных и растениях Красной книги?

-Я вам расскажу об одном растении из Красной книги. О каком, вы узнаете с помощью игры «Да-нетка», угадав вот из этого ряда растений с помощью пространственных определений - справа, слева, между.

Выставляется на наборном полотне ряд растений: ландыш, шиповник, земляника, клевер, подорожник, ель. (дети угадывают ландыш)

Б.- Правильно. Это ландыш.

-А вы знаете, что ландыши - это лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но нам на поляне им не надо лечиться. Ландыш для человека без обработки - ядовитое растение.

Б.-Давайте, ребята, выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.

Физкультминутка:

Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать, (хлопки)

Всех соседей уважать.

Б.-Молодцы, ребята, присаживайтесь. (Выставляется на мольберте наборное полотно с изображениями зубра, тигра амурского, черного журавля.)

- Посмотрите внимательно на эти фотографии. Кого вы здесь видите? Что вы можете мне сказать об этих животных? Что их объединяет?  

Д. - Они все из Красной книги.

Б. - А теперь отгадайте загадку по нашей схеме. (Знаки и картинки). Вы будете составлять загадку сами

Какой?

Кто такой же?

1.Большой.

2.Горбатый.

3.Рогатый.

1.Шкаф. Дом. Слон. Дуб.

2.Верблюд. Гора.

3.Лось. Олень. Коза. Баран.

Б. - А теперь посмотрите на нашу загадку и попробуйте её прочитать.

 Д. - Большой, но не слон. Горбатый, но не верблюд. Рогатый, но не олень.

Заслушивается 3 загадки.

Б.- Молодцы! Загадки получились все разные и интересные.

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём.

Дидактическая игра с мячом «Кто я?»

Дети становятся в круг, ведущий бросает мяч и задаёт вопрос:

-Я умею кусаться. Кто я? (комар, собака, змея, волк, лиса, акула)

-Я умею ползать. Кто я? (змея, гусеница, червяк, жук, муравей)

-Я умею нападать. Кто я? (лев, тигр, змея, медведь, волк, гепард)

-Я умею летать. Кто я? (бабочка, птица, майский жук, комар, стрекоза)

-Я умею прыгать. Кто я? (кузнечик, заяц, антилопа, кенгуру, лягушка, воробей)

-Я умею рычать. Кто я? (тигр, хищник, лев)

-Я умею прятаться. Кто я? (заяц, мышь, лиса)

-Я умею спать всю зиму. Кто я? (медведь, еж, мышь)

Дети садятся на стульчики.

Б. -Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? У нас будет две команды: команда детей и команда гостей.

Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает одну ягодку. Потом мы посчитаем, чья команда победит.

Г. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

Д. –У какого животного самая длинная шея? (жираф)

Г. – Какое животное спасает утопающих? (дельфин, собака)

Д. – Какое самое крупное морское животное? (кит)

Г. – Самый крупный хищник на земле? (белый медведь)

Д. – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)

Г.  Самая маленькая птичка? (колибри)

Д. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)

Г.  У какого дерева кора не нагревается даже в самую жаркую погоду? (берёза)

Д.  Какая птица первой прилетает весной? (грач)

Г. – Какое животное называют санитаром леса? (волк)

Д. –Кого называют «царём зверей»? (льва)

В викторине победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые живут на нашей планете.

Б.: Спасибо, дети, что порадовали нас своими знаниями и бережным отношением к природе. За это от нашего леса вам подарочек. Пришла пора вам вернуться в детский сад, а мне по делам в лес. До свидания, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...

Конспект открытого занятия по экологии "Осень золото роняет"

Цель открытого занятия: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведен...

Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных»

Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных» в старшей группе....

Конспект открытого занятия по экологии "Сохраним природу вместе"

Занятие посвящено обощению и закреплению знаний по теме "Охрана природы"...

Конспект открытого занятия по экологии «В гостях у Феи»

конспект занятия помогает уточнить и закрепить знания детей  о явлениях природы,о  жизни и среде обитания животных....

Конспект открытого занятия по экологии в младшей группе "Черепаха"

Предлогаю вашему вниманию конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе- знакомство с водоплавающей черепахой. Занятие первичное, с дидактической игрой....