Конспект ООД «Невидимые чернила».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Леонова Светлана Ивановна

Продолжить развивать у детей познавательные способности через экспериментальную деятельность, развивать самостоятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Выявить возможность использования различных веществ в качестве невидимых чернил, способы их проявления. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimye_chernila.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

                               « Невидимые чернила»

Цель: установление простых причинно-следственных связей.

    Задачи: 1. Продолжить развивать у детей познавательные способности через экспериментальную деятельность, развивать самостоятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 2. Выявить возможность использования различных веществ в качестве невидимых чернил, способы их проявления. 3. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. 

       Материал: ватные палочки, стаканчики, листы бумаги, настольная лампа, йод, молоко,  вода, сок лимона, влажные салфетки, раствор гуашевой белой краски, конверт.

        Словарная работа: чернила, эксперимент.

        Предварительная работа: просмотр м-ф про Фиксиков, беседа о чернилах, способах письма, чтение познавательной литературы, чтение энциклопедий.

            Ход занятияВ.- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?(сундучок) Он не простой, а с секретом. Вам хочется узнать, что в нем? (да) Но сундучок откроется, только если вы отгадаете загадку: Бумага есть, перо есть, а без них писать не будешь.(чернила) В.- А что такое чернила? Для чего они нужны? (ответы детей) В.- С древнейших времен люди пытались сохранить знания, передававшиеся из поколения в поколение. Для письма использовались всевозможные предметы: деревянные палочки, кисточки, гусиные и вороньи перья. Писали чернилами, гуашью, лаком. (рассказ сопровождается показом картинок)

 В.- Ребята, но в сундучке не только чернила, а еще и лист бумаги. Но он совершенно пустой. Что такое? Кто это над нами так пошутил, что это может быть? (дети высказывают свои предположения) А как нам получше рассмотреть этот лист? С помощью чего? (ответы детей) В.- Мы ничего не обнаружили, что же нам делать? (надо провести эксперимент) В.- Нужно провести опыт, что же это за лист бумаги: обычный или с секретом. В.- Кто мне скажет, какие правила нужно соблюдать?

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3.  Нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

Правило№5. Быть внимательным и соблюдать тишину

В.-  Ребята, кто же знает, каким способом можно проявить невидимые чернила? (предположения детей) В.- Ребята, а я вспомнила еще один способ проявления волшебных чернил. Для этого нам надо в стакан с водой капнуть несколько капель йода и смазать лист бумаги. Проверим? (выполняются действия, в это время на листке проявляется текст.) В.- Давайте прочитаем, что здесь написано. « Здравствуйте, ребята детского сада. Это письмо написали вам мы, Фиксики. Помогите нам узнать, из чего сделаны невидимые чернила. Желаем вам удачи в исследованиях.» В.- Ребята, Фиксики написали нам письмо невидимыми чернилами.  А давайте проверим, какие жидкости можно использовать как невидимые чернила? В.- У вас на столах стаканчики с разной жидкостью. Можно ли, не пробуя на вкус, определить, что там находится? (определяем по запаху и цвету, молоко, сок лимона, вода, гуашь) В.- Теперь попробуем использовать эти жидкости как невидимые чернила. А потом выясним, что можно использовать для тайного письма. (за каждым столом дети рисуют значок на листе бумаги разными жидкостями, соответственно номеру) В.- А пока чернила подсыхают, мы с вами немного отдохнем.

Физминутка под музыку из м-ф про Фиксиков.

Дидактическая игра

В.- Наши рисунки высохли, давайте проверим, какая из жидкостей может использоваться, как невидимые чернила. Для этого надо смазать листок раствором йода.

Вывод: под воздействием йодового раствора проявляется все невидимое. Значит, молоко,  сок лимона можно использовать для тайного письма. А гуашь и воду – нельзя. Она не проявляется.

В.- Ребята, а давайте отправим Фиксикам ответные невидимые рисунки?

В.- Ребята, все ваши рисунки мы поместим в конверт и отправим Фиксикам по почте.

 Рисунки детей помещаются в конверт.

В.- Ребята, мы хорошо поработали.

Но проводить такие опыты необходимо в обязательном присутствии взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: «Невидимые чернила»

Исследовательская работа на тему: «Невидимые чернила»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимые чернила. Симпатические»

Формирование элементарных представлений детей  старшего докольного возрвста о невидимых чернилах....

Информационно-исследовательский проект «Невидимые чернила»

Проект "Невидимые чернила" провели воспитанник старшей группы "Почемучка" Никулин Константин совместно со своей мамой....

Презентация "Невидимые чернила"

Эксперимент провел воспитанник старшей группы "Почемучка" Никулин К....

Проектная работа "Невидимые чернила"

Проектная работа  "Невидимые чернила" посвящена изучению необычных исчезающих чернил....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Невидимые чернила»

Цель: установление простых причинно-следственных связей.           ...