Конспект "Фокусы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Безрукова Татьяна Романовна

Конспект по опытнической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fokusy.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Фокусы».

в подготовительной группе

Цель: вызвать интерес  и активность к опытнической деятельности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .

2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода).

3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

4.Учить делать безопасные опыты.

Материал: баночки, молоко, жидкость для мытья посуды, краски. Подготовленная заранее жидкость из крахмала и йода с витамином  С, два апельсина, емкость с водой, бумага, цветные карандаши, ножницы, запись с опытом, телевизор.

Подготовительная работа:

чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы в кругу опять

Дружно будем мы играть.

Воспитатель показывает письмо от волшебника с описанием фокусов.

Фокус №1. А сейчас мы вместе покажем фокус, который называется "Заговор воды". Деятельность воспитателя: Вот простая вода, какого она цвета?

Деятельность детей: Прозрачная, бесцветная.

Деятельность воспитателя: А сейчас возьмите баночки в руки и скажите волшебные слова: "БЫЛА ВОДИЧКА ПРОСТОЙ, СТАНЬ ВОДИЧКА ЦВЕТНОЙ", после взмаха волшебной палочки, взболтайте воду в баночках.

После чего вода окрашивается в бутылках в разные цвета: синий, красный, желтый.

Каждого спросить, какого цвета вода?

Деятельность воспитателя: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? Вы что-то добавили в воду, ведь баночки были закрыты? Кто догадался, в чем фокус?

Необходимо подвести к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки. Открою секрет фокуса, я заранее покрасила крышку краской.

Фокус №2. "Цветовая симфония"

На столах у детей в тарелочках немного молока, жидкости для мытья посуды, ватные палочки.

Деятельность воспитателя: Ребята, а как вы думаете, живые картины или рисунки бывают?

Деятельность детей: Нет

Деятельность воспитателя: Я вас научу, как можно нарисовать рисунок, а потом оживить его.

Пододвигаем к себе тарелки с молоком, из пробирок аккуратно выливаем разные краски в середину тарелки не смешивая их, Посмотрите, как это сделала я. После этого ватной палочкой набираем немного жидкого мыла и опускаем в ёмкость с молоком и красками. Рисунок оживает. Какого цвета краски, на что похож твой узор?

Почему это произошло, как вы думаете?

Деятельность детей: Выслушать предположения детей

Необходимо подвести детей к понимаю того, что акриловые или пищевые краски растворяются в воде. Но, плохо растворяются в молоке, которое содержит много жира. Жир хорошо растворяется жидким мылом. Если смочить этим мылом ватную палочку и поместить в молоко, мы увидим процесс растворения жира. А вместе с ним краска тоже будет стремительно разбегаться в разные стороны.

Фокус №3  "Вулкан"

Деятельность воспитателя: Сейчас я вам покажу фокус, который называется извержение вулкана.

Вы знаете, что такое вулкан? Чем он опасен?

Деятельность детей: Выслушать ответы детей

Деятельность воспитателя: Я попробую вас удивить. Но этот фокус могут выполнять только взрослые.

Прежде всего, нам необходим макет вулкан. (Воспитатель поднимает ткань, под которой находится уже готовый макет вулкана).

Сейчас наш вулкан будет извергать лаву, только я немного подействую, а вы внимательно смотрите.

Я помещаю в вулкан одну чайную ложку соды, немного красной гуаши и 5 капель моющей жидкости. Я добавляю 5 капель лимонного сока. Посмотрите, что происходит?

Деятельность детей: Ответы детей

Деятельность воспитателя: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно», но все равно она опасна.

Фокус №4 «Жидкость-хамелеон»

Хамелеон - удивительное животное. Он может менять свою окраску в зависимости от окружающей среды.

Деятельность воспитателя: Сейчас вы увидите фокус. У меня есть две прозрачные жидкости, посмотрите, они бесцветны. Переливаем их в одну баночку и хорошенько перемешиваем. Смесь бесцветных жидкостей синеет. Как вы думаете, в чем секрет этого фокуса?

Деятельность детей: Ответы детей

Необходимо подвести детей к понимаю того, что жидкости были заранее подготовлены: при соединении витамина  С  йод становится бесцветным, а при смешивании с крахмалом синеет, т.к. побеждает крахмал

 Фокус №5 «Плавающий апельсин»

Деятельность воспитателя: Все предметы имеют плотность. Все они или плавают или не плавают. А я вам покажу фокус, один и тот же предмет будет плавать и тонуть. Два одинаковых апельсина опускаем в тазик с водой, они дружно плавают на поверхности воды, один апельсин очищаем и снова опускаем в воду, он не плавает а тонет. Почему так происходит?

Деятельность детей: Ответы детей

Необходимо подвести детей к понимаю того, что апельсин плавает  благодаря наличию под кожурой пузырьков воздуха, эти пузырьки поддерживают апельсин, как спасательный круг. Когда мы очистили апельсин. То лишили его этих пузырьков и он тонет.

Фокус №6 «Могут ли распускаться бумажные цветы»

Деятельность воспитателя: Прежде всего, нужно смастерить сами цветы из бумаги, рисуем, раскрашиваем, вырезаем, загибаем лепестки

Деятельность детей: изготавливают цветы и кладут цветы на поверхность воды. Цветы раскрываются.

Деятельность воспитателя: Почему наши бумажные цветы распустились?

Необходимо подвести детей к понимаю того, что, бумага состоит из волокон древесины, когда бумага намокает, разбухает, волокна, что приходятся на сгиб бумаги, тоже разбухают и выпрямляются, сгибы разглаживаются. И лепестки поднимаются, раскрываются сами собой.

Фокус №7  Радуга на салфетке

Деятельность воспитателя: А этот фокус нам покажет Дима М

(дети смотрят видеозапись, проводимого Димой опыта)

Деятельность воспитателя: .Ребята понравились  вам опыты? Давайте  пошлем ответ нашему волшебнику, нарисуем и положим в конверт изображение фокусов , которые вам понравились

Деятельность детей: дети зарисовывают алгоритм опытов.