Занятие " Зимние изменения в природе. Свойства снега"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Нагорнова Светлана Юрьевна

Занятие в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Зимние изменения в природе. Свойства снега»                                                  

Цели:

  1. Расширить первоначальные представления детей о зиме, зимнем лесе и его обитателях ( зайце, волке, лисе, медведе).
  2. Изучить свойства снега ( цвет, плотность, свойство таяния под действием тепла).
  3. Формировать любовь к окружающему миру.
  4. Прививать культурно-гигиенические навыки.

Методы и приёмы: рассказ, беседа,  драматизация,  

                 наблюдения, исследование( опыты со снегом).

Оборудование: рисунки с изображением животных, снег в ведёрке, стакан с воронкой, шаблоны, клей, ватман для аппликации.

                              Ход занятия

I   Организационный момент. ( воспитатель рассаживает детей, называет тему занятия.)

/ Сегодня на занятии мы поговорим об изменениях в жизни диких животных зимой. Узнаем много интересного о снеге./

II Повторение изученного.

Восп.         Он от дедушки ушёл,

                   Он от бабушки ушёл.

                   Всех зверей перехитрил,

                   В лисьи лапы угодил,

                   От лисы сбежать не смог

                   Вкусный круглый……..( колобок)

      ( в группу входит  Колобок)

Колобок

              Я – Колобок, привет, друзья!

               Качусь себе по Свету я !

Восп.  Здравствуй, Колобок. А что ты делаешь в нашем детском саду?

Колобок.  На самом деле я сказочный, волшебный Колобок и смог уйти даже от лисы. Вот решил навестить героев  своей сказки. Но не узнал ни леса, ни зверей. Что случилось? Не пойму. Кругом всё белым- бело.

Восп. Не волнуйся, Колобок, садись. Мы с ребятами постараемся  тебе помочь, всё объяснить.

  Ребята, поможем Колобку понять: почему он не узнал лес и зверей?

Ты, Колобок, был в лесу летом, а сейчас….

                       Снег на полях,

                        Лёд на реках,

                        Вьюга гуляет….

                        Когда это бывает ?

- Какие признаки зимы вы знаете?

- Кому из вас нравится зима?

- А за что вы любите зиму?

Зимой вы надеваете шубки, шапки, тёплые сапожки. Зима не лето в шубу одета. Животные тоже надевают тёплые шубки, некоторые меняют их цвет. Поэтому Колобок не угадал зверей в лесу.

   - Кого Колобок встретил первым в лесу?

 Правильно, зайца. А почему колобок не угадал зайца зимой?

( заяц летом был серым, а зимой- белый, как снег. Шубка у него незаметная, под цвет снега и тёплая)

   - Что любит кушать заяц?

   - А что он ест зимой в лесу? ( грызёт кору деревьев и веточки)

Восп.  Посмотри, Колобок, какой стал зайчик: белым, незаметным. Не страшны ему хищные звери.

  Вот                         знает стишок про зайчика. Послушай, Колобок.

                               Поменяли шубки зайки,

                                Разбежались по лужайке.

                                Шубки белые у всех:

                                То ли зайки, то ли снег.

Восп. Ребята, а кого встретил Колобок вторым?

Д. Волка.

Воспит. Волк серый, большой, у него пасть с острыми зубами. Он тоже живёт в лесу. Рыщет, за зайцами охотится.

 Колобок, дети знают стихотворение о волке.

                             Рыщет волк голодный, злой,

                             Плохо серому зимой.

                             Да ещё, как на беду,

                             Он в лесу весь на виду.

Восп.  Дальше колобок встретил……..(медведя)

Колобок  Да, летом я его встретил, а вот сегодня даже не увидел.

Восп.  Ребята, а кто знает, почему Колобок не встретил в зимнем лесу медведя?

Д.  Он спит в берлоге.

Восп. Правильно, ребята. Всё лето и осень медведь бродит по лесу, малину и мёд кушает. А зимой в берлоге спит, до самой весны.

У нас и про медведя есть стихотворение. Послушай, Колобок.

                          Спит зимой медведь в берлоге.

                          Он не бродит по дороге.

                          Лапу, знай, себе сосёт,

                          Ждёт, когда весна придёт.

Восп. Ребята, а кого последним встретил колобок в сказке.

           - А что вы знаете о лисе? ( шубка рыжая, хвост пушистый, зимой охотится за зайцами, мышками, птицами).

           - Давайте и про лису послушаем стихотворение.

                            Распушила хвост лисица.

                             И замёрзнуть не боится.

                           А чтоб не было беды.

                            Заметает им следы.

Восп. Теперь тебе, Колобок, понятно, почему ты не узнал зайчика, а медведя не встретил?

III Изучение нового материала.

Восп. Ну- ка, Колобок, покажи, что ты там в ведёрке принёс?

Посмотрите, ребята. Что это?

                       Физкультминутка.

Давайте поиграем. Встаньте. Представим, что мы снежинки.

                       Снег, снег кружится.

                        Белая вся улица!

                        Собрались мы в кружок,

                        Завертелись, как снежок.

                        Вот как снежинки кружатся,

                        Тихо на землю садятся.

                        Летаёте, снежинки, летайте.

                        Ребятам привет передайте.

Восп. Молодцы! А теперь подойдите ко мне. Каждый возьмёт по маленькой горсточке снега.

    - Какой он по цвету?

    - А на ощупь? ( холодный)

Пальчиками порыхлите его. Какие ещё свойства заметили? (рыхлый, мягкий, рассыпчатый) Зажмите в ладошке снег.

   - Отгадайте загадку:

                Что за звёздочки такие

                На пальто и на платке?

                Все сквозные, вырезные,

                А возьмёшь – вода в руке.

        ( дети говорят отгадку)

Раскройте свои ладошки. А куда делся снег?

Д. Он растаял.

Восп. Да, под действием тепла снег превращается в воду.

           - А что из снега  вы лепите зимой?( горку, снежки, снеговиков)

 Давайте и мы с вами слепим снежных колобков.

       ( дети лепят и кладут на тарелку)

Восп. Садитесь по своим местам и вытрите ручки.

         - Ребята, а можно кушать снег?

         - А почему нельзя?

   Давайте проведём опыт.

/В эту тарелочку я положила снежок, он уже растаял.

В стакан я вставляю воронку, в неё белую бумажку и наливаю снежную водичку. Посмотрите, какое грязное пятно осталось.

            - Какой вывод вы можете сделать.(говорят дети).

Правильно: снег кушать нельзя. Он холодный и грязный. Может заболеть горло и животик.

IV Закрепление.

Восп. Сегодня на занятии мы узнали о свойствах снега, поняли, что можно лепить из него снежки, фигурки, горку, снеговика, а кушать его нельзя.

Колобок. А вот мои колобки кушать можно. Ведь я сказочный герой и ваши снежные колобки превращу в сладкие. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: крибле, крибли, крибли бум.

       ( Дети закрывают глаза, Колобок меняет тарелку со снежками на тарелку с зефиром).

Восп. Колобок подарил вам подарок, скажем ему « спасибо». Давайте и мы сделаем подарок Колобку, слепим ему снеговика, чтобы он всегда вспоминал зиму и нас.

 ( Дети подходят к столу воспитателя и приклеивают на ватман снеговика, дарят Колобку.)

Восп.  Я благодарю вас, ребята, за работу. Вы- молодцы, умнички!

                 

       

     

                   

                 

                               Поменяли шубки зайки,

                                Разбежались по лужайке.

                                Шубки белые у всех:

                                То ли зайки, то ли снег

                              Рыщет волк голодный, злой.

                             Плохо серому зимой.

                             Да ещё, как на беду,

                             Он в лесу весь на виду.  

                          Спит зимой медведь в берлоге.

                          Он не бродит по дороге.

                          Лапу, знай, себе сосёт,

                          Ждёт, когда весна придёт.

                           Распушила хвост лисица.

                           И замёрзнуть не боится

                          А чтоб не было беды,

                           Заметает им следы.

                         

                           

              Самоанализ занятия.

Тема занятия «Зимние изменения в природе. Снег и его свойства» соответстует календарно-тематическому плану, программе обучения, возрасту детей.

  Цели занятия были достигнуты. Расширены представления детей о зиме, зимнем лесе, его обитателях. Изучены и закреплены представления о свойствах снега.

Соблюдался принцип систематичности и последовательности. Осуществлялись межпредметные связи.  

Методы и приёмы, такие как: рассказ, беседа, драматизация, наблюдения, исследование были использованы на занятии рационально.

Дети были заинтересованы, активы, высказывали своё мнение, самостоятельно делали выводы. Происходило развитие словарного запаса. На занятии дети читали стихи, отгадывали загадки. Использовались индивидуальные и групповые формы обучения.

Было выдержено время, темп занятия, чередование и смена видов деятельности. Проведена физкультминутка, смена динамических поз ( дети двигались в игре, сидели, стояли).

На занятии использовались наглядные пособия: картины животных, в исследовательской деятельности – снег.

В процессе  исследовательской деятельности прививались культурно – гигиенические навыки, использовались элементы здороьесберегающих технологий: беседа, что снег холодный (может заболеть горло) и грязный ( приводит к заболеваниям брюшной полости).

На занятии наблюдалась деловая и доброжелательная обстановка. Дети чувствовали себя комфортно, были раскованы и активны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ТЕМА: «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА»

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе (зима)...

Занятие по ознакомлению с природой "Свойства металла"

Материал будет интересен воспитателям детских садов....

Занятие по формированию исследовательских умений «Свойства снега».

Занятие по формированию исследовательских умений "Свойства снега"...

Конспект занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка- Зима»

Конспект занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста...

Проект для младшей группы по теме: «Поисково-исследовательская деятельность по изучению неживой природы: свойства снега, воды и льда»

Данный проект разработан для воспитателей младших групп детского сада. Он краткосрочный.В проекте раскрыти все цели и задачи, планируемые результаты, практическая работа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему « Познакомим нового друга с зимними видами спорта и свойствами снега и льда»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему « Познакомим нового друга с зимними видами спорта и свойствами снега и льда»...