Консультация для родителей «Знакомим малыша с окружающим миром»
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

Гришина Татьяна Александровна

Ребенок познаёт мир на эмоционально - чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_okruzh_mir.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация для родителей

«Знакомим малыша с

 окружающим миром»

Ребенок познаёт мир на эмоционально - чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Поэтому родителям необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира. Поэтому познавательное развитие ребенка раннего возраста не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, но и  расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, у него формируется система знаний. Взрослый руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

       

Познавательное  развитие осуществляется не только через специальные мероприятия, оно непосредственно включается во все режимные моменты и проходит на фоне ежедневного общения с взрослыми, который передает малышу социальный опыт использования вещей (ложкой едят, на кровати спят, на стуле сидят и т. д.).  Именно на втором году жизни ребенок начинает  овладевать так называемыми функциональными действиями.  Взрослый учит малыша правильно и аккуратно есть, мыть руки с мылом, насухо вытирать их полотенцем, надевать шапку, застегивать туфли и т. д. Ребенок начинает выделять окружающих взрослых по их социальному статусу в бытовой жизни (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя). Внимание малыша обращается на то, что все люди имеют глаза, руки, ноги, рот, уши. Называя эти части тела, родители в элементарной форме знакомят детей со строением тела человека.      

 Окружающие малыша вещи находятся в различных величинных  отношениях: предметы обихода для взрослых (мебель, одежда и т.д.) отличаются большими размерами, чем предметы, предназначенные для ребёнка (детская кроватка, стульчик, стол, платье, обувь и т.д.),

а игрушечное хозяйство малыша является их имитацией, как бы уменьшенной копией (мебель для куклы, её одежда, посуда и т.д.)

        К концу второго года дети уже хорошо ориентируются в комнате: знают, где находятся окна, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, кухни, ванной  комнаты.

        В начале второго года детей начинают  знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как взрослый моет посуду, подметает пол, протирает мебель, игрушки. После 1 года 6 месяцев малышу следует показать и назвать некоторые трудовые действия, связанные с предметами домашнего обихода: стирка, глажение, влажная уборка пола, починка игрушек, одежды и т.д. Ребенок может не только наблюдать труд взрослых, но и активно (по возможности)  

помогать: принести тряпочку, убрать игрушки на место, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет и т.д. Родители должны раскрыть ребенку не только способы действий, но и их направленность, мотивацию. Не следует торопить малыша, порицать за медлительность,  

стремиться   выполнить за него то, что он способен осуществить самостоятельно.

       Животный мир  познается детьми также через человека и его отношение к этой стороне действительности. В условиях города они видят собаку, кошку. Родители обращают внимание малыша на стайки птиц:  воробьев, голубей. Иногда можно увидеть важно шагающую ворону.

Все дети должны иметь представление о домашних животных: корове, лошади, козе, свинье;  птицах: петухе, курице, гусе, утке. Петушок особенно привлекает внимание малышей                                                                                                                                                                  

ярким оперением и  голосистостью.

        Взрослый обращает внимание на характерные внешние особенности животных: у коровы рога, у петуха гребешок и т.п. Маленький ребенок не в состоянии запомнить все отличительные признаки, но он учится наблюдать мир, окружающий его, и ориентироваться в нем.

       Говоря о животных, вы можете использовать образные слова, фразы (коровушка — буренушка, курочка- рябушечка, коза рогатая, коза бодатая и т.д.), поговорки из знакомых ребенку потешек, песенок, например:    

                                            Петушок, петушок,

                                            Золотой гребешок,

                                            Масляна головушка,

                                            Шёлкова бородушка,

                                            Что ты рано встаёшь,

                                            Голосисто поёшь,

                                            Ване спать не даёшь.

                                                              Киска, киска, киска брысь!

                                                              На дорожку не садись,

                                                              А то Сашенька пойдет,

                                                              Через киску упадёт.

       

         Взрослый не только отмечает особенности животных, но и учит малыша подражать их голосам. Это способствует развитию речи.

         К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, в игрушках кошку, собачку, петушка, курочку, птичку, рыбку, корову: запоминает не только названия основных частей тела, но и отличительные признаки   (хвост, гребешок и т.д.), имеет представление о способах их передвижения (собачка бегает, птичка летает, рыбка плавает и т. п.). Он  начинает понимать разницу между живым и неживым объектом.         Особое место в воспитании ребенка второго года жизни занимает ознакомление с явлениями природы. Взрослый не только называет погодные явления, но и дает некоторые представления о причинно-следственных отношениях: дождь, мокро, кругом лужи, поэтому гулять нельзя; сосульки и снег — холодные, в рот брать нельзя, заболеешь; когда светит солнышко -  тепло; когда дует ветер — холодно; чтобы не было холодно, нужно надевать пальто, сапоги и т.п. Ребенок должен не только слышать пояснения взрослого, но и видеть его эмоциональное  отношение к явлениям природы.         Наблюдения явлений природы должны быть неоднократны, ежедневны ( например, выходя на прогулку, мама обращает внимание малыша на погоду, солнышко, ветерок и т.п.).

        Наблюдения за растениями  (травой, цветами, деревьями) проходят, как правило, в местах, близких к дому: во дворе, в саду. Во время пребывания на воздухе родители должны обращать внимание малыша на зеленую травку, яркие крупные цветы. Своим примером взрослые воспитывают в детях бережное отношение к растениям, а в конце года можно привлечь малышей  к посильному уходу за растениями.

       Ознакомление с растительным  миром осуществляется также при рассматривании овощей (огурец, помидор, морковь, капуста, лук) и фруктов (яблоко, груша). Мама показывает их малышу, отмечает цвет, вкусовые качества. К демонстрации можно подключить игрушечных животных (зайчик ест морковку) или организовать инсценированные  игры с куклами, которых малыш угощает яблоком (грушей).

       Во втором полугодии малыша учат находить названные овощи и фрукты в натуральном виде и на картинках.

                                                                                                                                                             

Объекты и явления неживой природы (песок, камешки, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. Конечно, он еще не понимает зависимости их состояния от сезонных изменений (например, лед - это  замерзшая вода, песок в песочнице остался под снегом и смерзся и т.п.). В данном возрасте достаточно обратить внимание на эти явления и организовать   определенные игры, в которых малыш познаёт сыпучесть песка, тяжесть камешков, текучесть воды (например, вылавливание шариков, уточек, рыбок из надувного бассейна с помощью сачков или «выпечку» куличиков из влажного песка и т.п.).  Зимой во дворе малыш знакомится со свойствами  снега. Взрослый выполняет различные постройки из снега, заливает их цветной водой, украшает цветными льдинками. В ненастную погоду ребенок может наблюдать явления природы из окна.

       На втором году детям уже доступно понимание некоторых явлений общественной жизни.

Они наблюдают движение транспорта (это машины, поехал автобус, летит самолет и т.д. ), изменения на улице, связанные с всенародными праздниками (развесили флаги, украсили улицу цветными огоньками).

       В повседневной жизни во время прогулок необходимо обращать внимание на трудовые действия взрослых. Дворник (дядя) подметает двор. Маляр (дядя) красит забор. Плотник (дядя) чинит скамейку. Все, что видит ребенок вокруг, является поводом для общения родителей с ним. При ознакомлении с окружающим желательно обращать внимание малыша в первую очередь на реальные предметы, а затем на их заменители (игрушки, картинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Знакомьте малышей с народным фольклором"

Как   часто   мы  видим такую  картину:  бабушка,  держа малыша на руках, приговаривает:  «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлоп...

Консультация для родителей "Знакомьте малышей с народным фольклором"

Консультация для родителей "Знакомьте малышей с народным фольклором"...

Консультация для родителей "Знакомьте малышей с народным фольклором"

Консультация для родителей"Знакомьте малышей с народным фольклором"...

Консультация для родителей "Знакомим малыша с окружающим миром"

Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, благодаря этому умению у него формируется система знаний. Но в наших условиях жизни новых современных технологий даже самому маленькому ребенку очен...

Буклет-консультация для родителей «Знакомим малыша с окружающим миром»

Объекты и явления неживой природы (песок, камни, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. Поэтому в процессе общения с малышом, во время прогулки, обратите его внимание на эти явления и ор...