"Ее Величество Вода"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

"Ее Величество Вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ДЕТСКИЙСАД №9 «КОСМОС»

Поисково-исследовательский проект

«Её величество вода»

 

                                                                 Подготовила и провела:

Воспитатель: Гринева Е.А

Люберцы, 2017

Проведение проекта: ноябрь 2017 г

Тип проекта: поисково-исследовательский

Актуальность: по результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что в нашем населённом пункте не хватает питьевой воды (особенно в летний период); детям интересно было бы узнать, от куда берётся вода в кране, какими свойствами она обладает, какие превращения происходят с водой, какое значение имеет вода для всего живого и как нужно беречь воду.

Цель: расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам.

Задачи проекта:

Образовательные:

• Познакомить детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями ;способностью растворять в себе другие вещества;

• Закрепить полученные знания о воде;

• Формирования навыков сбора и обработки информации;

• Формирование навыков и умений экспериментаторской деятельности.

Развивающие:

• Развитие экологической культуры детей;

• Развитие эмоционально-положительного отношения к познанию окружающего мира;

• Развитие наблюдательности детей, их умение анализировать,сравнивать,обобщать,устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы;

• Развивать навыки работы со словарём.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам;

• Воспитание усидчивости, способности работать в группах, в коллективе;

• Проявление терпения и умения дослушать ответ товарища до конца.

Объект исследования:

В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом её свойств: прозрачная жидкость, бесцветная, без запаха, не имеет формы,находится в трёх агрегатных состояниях.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы «Искорка»

Воспитатель: Гринева  Е.А

Этапы проекта:

  1. этап. Подготовительный:

постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта;

накопление информации по теме проекта: побор литературы, иллюстраций, стихов, пословиц, поговорок, загадок, сказок, изготовление экологических игр;

II. этап. Исследовательский:

Занимательные опыты с детьми, исследовательское занятие.

Ш. этап. Заключительный:

закрепление материала в дидактических играх;

 усвоение основ экологического воспитания, нравственно-этической культуры (чтение и обсуждение художественных произведений)

Предполагаемый результат

По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде, её свойствах; на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни.

В ходе работы над проектом использовались различные виды детской деятельности:

1. элементарные опыты и эксперименты

2. игры и игровые обучающие ситуации

3. исследования

4. наблюдения

5. чтение художественной литературы.

Программное содержание:

Опыты и эксперименты:

Опыт№1

Цель: исследовать воду на вкус.

Оборудование:3 стакана с питьевой водой, сахар, лимон.

Ход работы: в первый стакан добавить немного сахара, во второй-сок лимона, в третий- ничего не добавляем. В каком стакане вода?

Опыт№2

Цель: имеет ли вода форму?

Оборудование: поднос, стакан с водой.

Ход работы: налить на поднос немного воды; с помощью губки убираем эту лужицу и снова наливаем немного воды. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму?

Опыт№3

Цель: исследовать воду на прозрачность

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка.

Ход работы: опустили ложку вначале в стакан с водой, а за тем в стакан с молоком. почему в одном стакане ложка видна полностью, а в другом- нет?

Опыт№4

Цель: исследовать различные состояния воды

Оборудование: шарики льда, стакан с водой, термос (показывает воспитатель)

Ход работы: проверить, что произойдёт, если положить шарик льда на ладонь; что выделяется при нагревании воды

Опыт№5

Цель:исследовать свойства воды на растворение отдельных веществ.

Оборудование: 3 стакана с водой, баночки с сахаром,с солью и перманганатом калия

Ход работы: исследовать, как происходит растворение в стаканах сахара, поваренной соли и перманганата калия

Исследовательское занятие «Превращение пара в воду»

Цель: формирование представлений о конденсации воды- превращении пара в воду при охлаждении пара. развитие способностей к преобразованию.

Оборудование: термос с горячей водой, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеёк.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем отгадать загадку:

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет. (пар)

Вода превращается в пар, если мы её (нагреваем). Послушайте сказку про Настеньку, и Бабу-ягу. Однажды Настенька пошла летом в лес,собирать грибы. Идёт Настенька по лесу, собирает грибы, солнце светит жарко, пить хочется,а воды-то, в лесу нигде не видать. Зимой в лесу везде снег лежит, а если захочется попить.то можно что-то сделать со снегом?

Дети: Снег растает, и будет вода.

Воспитатель: Но это зимой снега много, а летом его нет. Идёт Настенька, ищет какой-нибудь ручеёк. Но ручейка нигде не было. Вдруг она увидела -стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга.

-Здравствуй,бабушка,- сказала Настенька.

-Здравствуй, здравствуй, Настенька,- ответила Баба- яга.

-Что тебя привело в мою избушку? Настенька сказала, то очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку- проверить, умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги бы большая печка. Баба-яга подкладывала дрова в печку, огонь нагревал котёл с водой, и вода кипела. Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала:- Значит, ты, Настенька, хочешь попить водички? Ну хорошо, я покажу тебе,где в лесу течёт ручеёк,и ты можешь из него попить, только сначала посмотри сюда! И показала Настеньке большой котёл с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый горячий пар- вода превращалась в пар. Вот посмотрите, как вода кипела

Воспитатель демонстрирует термос с кипятком. И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а загадка такая - попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая. Как же её пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?

Дети: Нужно охладить воду.

Воспитатель: Ну конечно! Молодцы! Вот и Настенька думала думала и вспомнила стишок: Если сильный- сильный жар,

Из водички будет пар,

Если пар вдруг охладится-

Превратится пар в водицу.

-Значит, пар нужно охладить! -решила Настенька. Что же у неё есть холодное. Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце- оно холодное (Демонстрируется зеркальце, детям предлагают его потрогать.) Пар - горячий,зеркальце –холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, и вот что получилось.

Дети наблюдают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стаканчик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и отгадала загадку Бабы-яги. Удивилась Баба-яга: Ну молодец ты, Настенька, перехитрила меня! Так уж и быть, покажу я тебе, где ручеёк, и вот возьми себе на дорожку ягод и грибов! Дала Баба-яга Настеньке ягод и грибов, показала ей дорогу к ручейку. Настенька поблагодарила бабушку, пошла к ручейку, попила водички и пошла домой

Дидактическая игра «Царство льда, воды и пара»

Часть детей находится в «царстве льда»,другие дети- в «царстве воды». Выходит солнышко- играет дудочка. Дети- ледышки бегут в царство воды, дети- капельки бегут в царство пара. Далее Дед Мороз может вернуть их обратно и даже собрать всех в царство льда, так же как и солнышко может собрать их всех в конце игры в царство пара.

В процессе игры следует «ходить» и «нагревать» одновременно-«капельки» станут ледышками, а «ледышки» -капельками, ведь ледышки просят солнце, а Дед Мороз морозит воду.

Когда дети бегут в царство воды, то должны повторять за воспитателем:

Мы капельки, мы капельки,

Хорошо живём.

Мы капельки, мы капельки,

Плывём, плывём, плывём!

(Дети ходят по кругу и совершают плавательные движение)

В царстве льда дети садятся, обхватывают себя руками и проговаривают вместе с воспитателем: Солнышко- солнышко,

Горячо свети,

Солнышко- солнышко,

В водичку преврати!

Дидактическая игра «лёд-вода-пар»

На команду воспитателя «Пар» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят «Ф-ф-ф»).на команду «Вода!» дети плавают, на команду «Лёд»- сжимаются.

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Мойдодыр»; В. Крупин «Живая вода»; русская народная сказка «Снегурочка»; С. Ю. Афонькин «Приключение в капле воды»;стихотворение Н. Нуркеновой «Туман»;Х. К. Андерсен «Снежная королева» «Русалочка»; рассказ Н. Носова «Горка»;А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Загадки о воде в природе с ответами:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без. (Вода)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без. (Воды)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (Лёд)

На дворе горой,

А в избе водой. (Лёд)

Пословицы о воде:

Вода камень точит

Значение пословицы:

Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого. Говорится, чтобы подбодрить того, кто, не имея пока положительного результата, сомневается в успехе своих усилий.

Не зная броду, не суйся в воду.

Значение пословицы:

Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Значение пословицы:

Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности.

Воду в ступе толочь — вода и будет.

Бесполезные, бессмысленные занятия не дают и результатов. Используется чаще как предложение перейти от пустых разговоров к более конкретным делам.

Значение пословицы:

Не предпринимай чего-либо без знания дела. Говорится тому (или о том, кто, делая что-то, из-за неосведомленности, незнания терпит неудачу, может быть использовано как рекомендация не спешить, понаблюдать, поучиться.

Тихие воды глубоки.

Значение пословицы:

Эту пословицу можно применить к людям внешне спокойным, но у которых в глубине души бушуют глубокие чувства.

Часом с квасом, порой с водой.

Значение пословицы:

Данная пословица используется как ответ на вопрос "Как поживаешь?". Имеется в виду, что иногда хорошо, иногда не очень.

Это вилами на воде писано.

Значение пословицы:

Употребляется в случаях когда осуществление возможного, желаемого, ожидаемого маловероятно или неизвестно вовсе.

Литература:

Н. Е. Веракса,О. Р. Галимов. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Мозайка–Синтез,Москва 2015

О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников Сфера 2005г

Л. Н. Прокопова Организация экспериментальной деятельности дошкольников Аркти 2005г

М. Султанова. Простые опыты с водой ООО. Хатбер- пресс Россия

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Её величество вода"

Поисково-исследовательский проект...

"Ее Величество, Вода"

Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.Задачи:1. Образовательные:- познакомить детей со сво...

Праздник на воде «В царство ее Величество Королевы игры»

Программное содержание:Через целенаправленные, эмоциональные подвижные игры и игровые упражнения повышать двигательную активность детей.Способствовать формированию физических качеств: ловкости, быстро...

ЕЁ Величество Вода - экспериментирование

Конспект НОД по экспериментированию с водой во II младшей группе на тему: «Её Величество, Вода»...

Ее Величество- Вода!

22 марта всемирный день воды.Мы с ребятами в этот день поучаствовали в экологической акции: День " Воды,земли и леса!"Мы изготовили чудесные поделки.Все ребята очень старались,все справились...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Её Величество – вода».

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Её Величество – вода»....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности детей во второй младшей группе «Её Величество, Вода»

Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действии.- познакомить детей со свойствами воды (вода &mdash...