Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе на 2018 - 2019 гг.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кривоногова Татьяна Викторовна

Отсутствие у детей реалистических знаний об окружающей природе нередко служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, растениям и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Программное содержание:

1. Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

2. Расширение и систематизация элементарных географических, естественно - научных и экологических представлений дошкольников.

3. Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы, выражать в творчестве полученные впечатления.

4. Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе.

Тема

Программное содержание

Форма работы

Сентябрь

Овощи и фрукты на нашем столе

1. Закрепить представления

детей об овощах и фруктах.

2. Учить их классифицировать, правильно называть и различать.

3. Знать их место произрастания.

4. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

1. Наблюдения.

2. Д/игры "Чего не стало", "Угадай на ощупь", "Узнай по описанию.

3. Беседа " Что нам осень принесла?".

4. Чтение Ю. Тувим "Овощи"

5. Пальчиковая гимнастика

"Засолка капусты".

Грибы

1. Познакомить детей с грибами

2. Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)

3. Дать знания о полезных свойствах грибов.

1. Загадки Лесовичка о грибах.
2. Рассматривание муляжей грибов,  иллюстраций.

3. Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.

4. Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы".

5. Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Осень

1. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

2. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

1. Наблюдения за состоянием погоды на участке.

2. Наблюдения за трудом взрослых.

3. Чтение стихотворения Ерикеева "Осень".

4. Рассматривание картины "Времена года".

5. Д/игры: "Найди такой листок, как на дереве", "Кто скорее соберёт", "Так бывает или нет", "Детки на ветке".

6. Игра "Какая сегодня погода".

7. Развлечение "Осень разноцветная".

В хороводе деревьев

1. Накапливать впечатления о деревьях.

2. Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).

3. Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе. 4. Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.

5. Воспитывать интерес к познанию.

1. Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.

2. Отгадывание загадок.

3. Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами". 4. Дидактическое лото "С какого дерева листочек".

5. Рисование "Разноцветные листочки".

6.  Чтение стихотворения А. Майкова "Кроет уж лист золотой", И. Токмакова "Сосны".

Октябрь

 "Зелёная аптека"

1. Познакомить детей с новыми

лекарственными растениями:

ромашкой и подорожником.

2. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

3. Воспитывать бережное отношение к  растениям.

1. Беседа о лекарственных травах.
2. Загадки.
3. Рассматривание иллюстраций с растениями
4. Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя".

 Мир растений

1. Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху.

 2. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями.

3. Воспитывать эстетические чувства.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.
2. Чтение рассказа "Зелёные страницы".

3. Беседа "Мой любимый цветок".
4. Д/игры: "Собери букет",
"Узнай растение".
5. Рисование "Поляна цветов".
6. Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение".

"Домашние животные"

1. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде.

2. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.

3. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

4. Прививать добрые чувства к животным.

1. Отгадывание загадок о домашних животных.

2. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных.

3. Создание альбома о кошках.

4. Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг»

5. Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные.

6. Д/ игры: "Назови детёнышей", "Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт".

7. Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели).

8. Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка.

9. Чтение сказки "Как собака друга искала".

10. Драматизация сказки "Три поросёнка".

Ноябрь.

Лесные жители

1. Дать  первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных).

2. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

3. Воспитывать любовь и заботу к животным.

1. Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу".

2. Игра - имитация "Звериная зарядка".
3. Д/ игры: "Найди детёныша", "Кто, что ест", "Кто, где живёт".
4. Театр на фланелеграфе "Маша и медведь".
5. Настольный театр "Снегурушка и лиса".
6. Рисование "Животные в лесу" (трафарет).
7. Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк".
8. Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Заюшкина избушка"
9. Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
10. Рассказ Н. Носов "Лисята".

"Как дикие звери

готовятся к зиме"

1. Обобщить представления детей о жизни диких зверей в зимний период года.

2. Прививать добрые чувства  к диким животным.

1. Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу".

2. Настольный театр "Маша и медведь".

В гостях у птиц.

1. Продолжать знакомить    детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). 2. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

3. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим".

1. Беседа о зимующих и перелётных птицах.

2. Отгадывание загадок

3. Рассматривание иллюстраций  изображением птиц.

4. Д\игры: "Кто, где
живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку.

5. Рассматривание альбома "Пернатые друзья".

6. Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)

7. Чтение стихотворения: "Покормим птиц зимой".

"Как помочь зимующим птицам"

1. Обобщить представления детей о птицах как живых существах.

2. Учить проявлять заботу

1. Изготовление кормушек для птиц.

2. Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья".

3. Наблюдения за птицами на участке

Декабрь

"Волшебница вода"

1. Продолжать знакомить со

со свойствами и признаками   воды (вода может быть   холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием.

2. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде".
2. Игра "Как сосулька превратилась вводу".
3. Изготовление цветных льдинок.
4. Взаимодействие воды и снега.
5. Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды).
6. Дидактическая игра "Вода".
7. Опыт с водой.
8. Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

Песок, глина, камень, почва

1. Научить узнавать и называть песок, глину, камень.

2. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

3. Дать представления о том, как образуется перегной.

1. Опыт с песком, глиной.

2. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).

3. Рассмотреть песок, глину   (сравнить).

Воздух

1. Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы).

2. Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

3. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

1. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет).

2. Надувание мыльных пузырей.

3. Надувание шаров.

4. Поиск воздуха.
5. Загадочные пузырьки.
6. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).

7. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

Январь

Зимушка - зима.

1. Расширять представления детей   о сезонных изменениях в  природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

2. Показать детям связь между живой и неживой природой.

3. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

1. Беседа о зиме.
2. Рассматривание картины "Зимние забавы".

3. Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери".
4. Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу.
5. Фильм "Зима в лесу"
6. Рассматривание картины К. Коровин "Зима".
7. Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок).
8. Рисование "Зимушка - зима".

9. Лепка из снега крупных фигур (совместно с взрослыми)

Белый снег пушистый.

1. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение.

2.  Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

1. Опыт со снегом.
2. "Нужен ли зимой растениям снег?".
3. Цветные льдинки.
4. Рисование "Снежинки"

5. Постройка горки с помощью взрослых.

Путешествие в зимний лес.

1. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их  влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

2. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

1. Беседа о зиме.

2. Рассматривание картины "Зимние забавы".

3. Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери".

4. Рассматривание картины К. Коровин "Зима".

5. Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок).
6. Рисование "Зимушка- зима"

7. Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

8. Чтение сказки "Зимовье", С. Козлов  "Зимняя сказка", А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка", И. Суриков "Зима".

Февраль

Комнатные растения

1. Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования.

2. Закрепить названия знакомых комнатных  растений (бальзамин, фикус).

3. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.

4. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

1. Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями".
2. Игра "Какого  растения не стало".
3. Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы".
4. Рассматривание растений.
5. Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание).

6. Игра "Цветы".
7. Беседа о строении растений.
8. Беседа об уходе за комнатными растениями.
9. Дидактические игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю".
10. Рассматривание картины "Цветущий кактус".

11. Лепка "Кактус"

Стекло и металл.

1. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл).

2. Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).

3. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

1. Опыт со стеклом, металлом.
2. Сравнение предметов.
3. Д/ игра "Из чего сделан предмет".
4. Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

Жизнь птиц зимой

1. Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц.

2. Сформировать желание помогать им, показать взаимосвязь с живой и неживой природой.

3. Развивать мышление.

4. Воспитывать доброе отношение к природе.

1. Беседа  о зимующих птицах.

2. Чтение отрывка  из рассказа К.Д. Ушинского "Проказы старухи зимы".

3. Игра с мячом "Кого чем угостим?"

Март

Весна - красна

 Уточнить знания  детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение  растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе).

1. Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна", А. К. Саврасов "Грачи прилетели", стихотворение С. Вангели "Подснежники".
2. Д/игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает".

3. Рисование  "Волшебница весна".
4. Театр "Заюшкина избушка"
5. В. Берестов "Песенка весенних минут", М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята".
6. Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

Путешествие по Красной книге

1. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения, видами растений и животных.

 2. Вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе.

3. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

1. Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли".
2. Игра "Где живут животные".
3. Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его".
4. Рассматривание  Красной книги, беседа.

Бумага, древесина,

ткань

1. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов.

2. Уметь их сравнивать.

3. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами.

4. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

1. Оригами из бумаги.
2. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.
3. Беседа
4. Опыт с бумагой, древесиной.

Апрель

Человек - живой организм

1. Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.

2. Формировать представления

детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них.

3. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

1. Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.
2. Дидактическая игра "Валеология", "Понюхай и отгадай".
3. Беседа о потребностях человека.
4. Рассказ о вредных привычках.
5. Язычок- помощник.
6. Игра "Угадай на вкус".
7. Гимнастика для глаз

Земля - мой дом

1. Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна),  о звёздах.

2. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации.

3. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

1. Беседа "Где я живу".
2. Сравнение речки, болота, моря.
3. Рассматривание картины "Семья дома".
4. Рассматривание семейных фотографий.
5. Д/игры: "Рассели животных", "Кто живёт на суше, а кто в воде", "Наша семья".
6. Беседа о звёздах.

7. Рисование" Звёздное небо".

Насекомые - наши помощники

1. Дать элементарные знания

 о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

2. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

1. Отгадывание загадок.
2. Наблюдения за насекомыми.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Д/игры: "Найди насекомых, поедающих листья", "Как спрятаться бабочкам.
Чтение стихотворений М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика").
5. Рисование "Божья коровка"
6. Лепка "Зелёная гусеница".

Май

Природа и люди

1. Расширять знания детей о деревьях.

2. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

1. Рассматривать иллюстрации с изображением деревьев.

2. Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

3. Беседы о лесе, деревьях.

4. Рассматривание картины Шишкина "Дубовая роща".

Одуванчик

1. Познакомить с лекарственным растением - одуванчик.

2. Закрепить  знания о строении и назначении одуванчика.

3. Развивать наблюдательность.

4. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

1. Загадки об одуванчике.

2. Чтение стихов.

3. Беседа.

4. Изучение строения.

5. Составление рассказа "Путешествие семечка".

Хлеб - всему голова

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

2. Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол, обратить внимание  на содержание  труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

1. Чтение отрывка из сказки "Колосок" и беседа по прочитанному.

2. Д/игра "Угадай на вкус".

3. Пословицы о хлебе.

4. Рассматривание иллюстраций: "Вспашка", "Посев", "Уборка", "Появление всходов", "Хлеборобы".

Чудо - ягода

1. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе; среде произрастания; качествах (лечат, имеют запах).

1. Отгадывание загадок.
2. Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2018-2019 учебный год.

Разработка представляет план работы по установлению сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников....

Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.

Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...

перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе

Цель плана- обобщить и систематизировать представления дошкольников о явлениях природы.Экологическая культура предполагает  наличие у человека определенных знаний, желаний к практическим действия...

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе на 2020 -2021 учебный год к технологии "Юный эколог"

Перспективный план с сентября по май по экологическому воспитанию к технологии "Юный эколог" в старшей группе....

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе ДОУ.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников....