Консультация для воспитателей
консультация по окружающему миру на тему

Серикова Елена Александровна

по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou._serikova_e.a.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей об особенностях системы экологического образования в средней группе ДОУ.

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио- де-Жанейро, 1992) была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию и отмечена особая роль экологического образования.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. В связи с  выходом  ФГОС ДО в  детском  саду  экологическое  воспитание   реализуется  через  непосредственно  образовательную  деятельность  и  образовательную  деятельность.

Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью.

Детский сад является первым звеном системы экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природоиспользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программа воспитания в детском саду выдвигает две разные задачи:

- воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

- сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Очень многим детям такие занятия нравятся, и они с нетерпением ждут каждое последующее. Ведь они знают, что на таких занятиях их ожидают интересные истории:

- о природе и природных явлениях;

- об обитателях нашей природы;

- о тех важных взаимоотношениях, которыми все обитатели нашей планеты связаны друг с другом.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, сделать ручеек, бассейн и тд.

Кроме создания этих условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Экологическое воспитание должно быть не изолированным, а связанным с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Необходимо развивать в детях гуманное отношение к природе, посильное участие по уходу за растениями и животными. Изучение материала идет от возраста к возрасту. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

При этом, как отмечает Николаева С.Н., экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

При этом исходное звено экологического воспитания дошкольников – это система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.

Рыжова Н.А. отметила необходимость различных видов деятельности ребенка и использование в практике работы педагогов интегрированного подхода. Это обусловлено тем, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка.

Также Рыжова Н.А. выделила ряд принципов, необходимых для учета при выборе методов и форм работы по экологическому образованию:

  • Принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей,
  • Принцип позитивизма - воспитание и обучение детей на положительных примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;
  • Принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
  • Принцип системности   - во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями;
  • Принцип наглядности – учет  наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала;
  • Принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание;
  • Принцип последовательности – в системе последовательного развертывания знаний от простого к более сложному;
  • Принцип безопасности;
  • Принцип интеграции – тесное сотрудничество всех педагогов;
  • Принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника.
          Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Особенности экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, на сколько экологические ценности воспринимаются взрослыми, как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие взрослые. Родители должны осознать это.

Работа с родителями проводится в форме собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней:

- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия и тд.);

- организация различных мероприятий с участием родителей, медработника, пожарника;

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, уголки родителей);

- походы на природу, соревнования «Папа, мама, я – здоровая семья».

Средствами образовательной работы с детьми служат систематическое обучение в НОД  (первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов), воспитания в повседневной жизни -  в разные режимные моменты, ежедневный уход за обитателями уголка природы; правильное педагогическое общение в этом мероприятии, циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада на протяжении учебного года за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь), за аквариумными рыбками (октябрь-ноябрь); за елью, ночным небом (январь-февраль), за ростом лука на подоконнике, ветками, деревьев в вазе (февраль-март); за побуждением мать-и-мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май); за божьей коровкой ( в весенне-летнее время); наблюдение за погодой; заполнение календаря природы. Общение  детей с природой, походы, экскурсии, природоохранительные акции, праздники, досуги игры, конкурсы, развлечения, выставки – для того, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик на природное содержание.

Цель воспитателя- это воспитание осознанного, правильного отношения детей к природе, формирование у них основ экологического сознания. Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста- заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные- живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.

Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке- зерна и вода, морской свинке-трава и вода, а воробьям зимой-крошки хлеба. Занятия с детьми можно строить по принципу «что вижу, то и познаю». Совместно с детьми совершать прогулки к деревьям, цветам. Здороваться с ними, узнавать как у них дела, слушать их настроение. В группе слушать музыку  в сочетании со звуками природы, учимся чувствовать красоту и доброту. В центре занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие « на поляну» или «парк», настраиваем детей на улыбку, на доброе положительное отношение ко всему, с чем или кем мы повстречаемся.

Такие занятия создают предпосылки для раскрытия элементарного экологического сознания. Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого-нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания, уже в младшей группе перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в средней группе детского сада.

Таким образом можем сделать вывод о широких возможностях в условиях современных ДОУ для экологического образования - системного и интегрированного, научно обоснованного и наглядно представленного. В детском саду есть возможность неоднократно возвращаться к теме в течение дня, в разных вариантах -  в виде игры, наблюдений, индивидуальной работы и прочее. Происходит экологизация развивающей предметной среды всего ДОУ, актуализируются широкие возможности для эстетического восприятия природы. Знания, приобретенные путем непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...