Картотека опытов и экспериментов для старшей группы
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дрожжина Наталья Анатольевна

Данная кароттека составлена на основе перспективного планирования. Содержит описание одного опыта или эксперимента в неделю. Всего36 опытов, направленных на изучение свойст живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_starshaya.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов

СЕНТЯБРЬ

ОПЫТ № 1

Тема: «Живой росток»

Цель: Актуализировать и обобщить представления детей о воде, воздухе, солнечном свете и их значении для живого организма.

Материалы: Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Процесс: Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Итоги: Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

ОПЫТ № 2

Тема: «Песок, какой он»

Цель: Познакомить со свойствами песка, его происхождением. Познакомить с прибором-помощником – лупой.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий, рассмотрит песчинки через лупу – сравнит их форму.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

ОПЫТ № 3

Тема: «Песчаный конус»

Цель: Установить свойства сухого песка. Познакомить с прибором-помощником – воронкой.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Попробовать сыпать песок в лоток, используя воронку, сделать вывод о назначении воронки.

Итог. Сухой песок может двигаться, образовывать песчаный конус, сплывы.

ОПЫТ № 4

Тема: «Песочные часы»

Цель: Закрепить представления о свойствах сухого песка. Познакомить детей с песочными часами.

Материалы. Сухой песок, сито, две прозрачные бутылки, две пластиковые крышки, склеенные между собой с отверстием. Песочные часы.

Процесс. Очистите сухой песок при помощи сита. Насыпьте, очищенный песок в одну бутылку, не переворачивая, закрутите крышку. Замерьте при помощи механических часов время, которое понадобится песку, чтобы пересыпаться из одной бутылки в другую – песочные часы готовы.

Итог. При помощи очищенного сухого песка можно изготовить песочные часы.

ОКТЯБРЬ

ОПЫТ №1

Тема: «Мокрый песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, но он может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

ОПЫТ № 2

Тема: «Игры с песком»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком, штампы.

Ход эксперимента: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек, затем отпечатки штампов.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек и штампов.

Теперь получается?

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

ОПЫТ № 3

Тема: «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

ОПЫТ № 4

Тема: «Волшебница вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды. Закрепить представления о потребности в воде живых организмов.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой.

Процесс. Возьмите сосуд, налейте в него воду

. Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

НОЯБРЬ

ОПЫТ № 1

Тема: «Испарение»

Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и зависимости скорости испарения от условий эксперимента.

Материалы. Два блюдца с водой.

Процесс. Наберем в тарелки немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке блюдца. Одну тарелку поставим на батарею, вторую на подоконник. Заметим, будет ли исчезать вода в блюдцах, испаряться? В каком блюдце вода испарится быстрее.

Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное.

ОПЫТ № 2

Тема: «Такая разная вода»

Цель: Познакомить детей с тем, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Познакомить с агрегатными состояниями воды.

Материалы. Три емкости с водой.

Процесс. Наполнить ёмкости одинаковым количеством воды. Одну ёмкость оставить в комнате, вторую вынести на улицу, третью поставить на батарею. Сравнить состояние воды через некоторое время.

Итог. Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег). Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится - она перешла в газообразное состояние.  

ОПЫТ № 3

Тема: «Что растворяется в воде»

Цель: Познакомить детей со свойством воды – растворять некоторые вещества. Показать, что растворенные вещества могут менять качества воды.

Материал. Стеклянные емкости, вода, соль, мука, растительное масло, чай, цветные красители деревянные палочки.

Процесс. Возьмите ёмкости, наполните их одинаковым количеством воды комнатной температуры, поочередно добавлять в ёмкости с водой различные вещества. Понаблюдайте, что произошло с веществами, которые добавляли в воду, что произошло с водой, изменила ли она свои качества.

Итог. Вода может растворять некоторые вещества, меняя при этом свои качества (становится соленой, мутной, цветной). Другие же вещества не растворяются в воде.

ОПЫТ № 4

Тема: «Очищение воды»

Цель: Познакомить детей с процессом очистки воды – фильтрацией. Познакомить с прибором-помощником – фильтром. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Материалы. Сосуды с водой. Жидкое мыло, песок, соль, мука, сахар, растительное масло, пищевые красители, пакетики фиточая, деревянные палочки, бумажные фильтры.

Процесс. Повторить опыт №3. Затем вложить в воронку бумажный фильтр и поочередно профильтровать каждый сосуд с водой.

Итог. Воду с растворенными в ней веществами можно отфильтровать при помощи фильтра. Лучше всего вода очищается от нерастворенных веществ (масло), практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворяются в воде (сахар, соль, красители). После фильтрации некоторых растворов фильтр изменил свой цвет.

 

ДЕКАБРЬ

ОПЫТ № 1

Тема: «Что такое снег. Снежинки»

Цель: Актуализировать знания детей о снеге, о его свойствах. Закрепить умение работать с лупой, познакомить с формой снежинок.

Материалы: Ёмкости со снегом, лист белой бумаги, лупа.

          Процесс: Положить снег на белый лист бумаги – отметить, что цвет снега – белый. Попробовать подуть на снег, отметить, что снег рыхлый. Оставить сосуд с снегом в помещении и понаблюдать за превращением снега в воду. Рассмотреть разные снежинки через лупу, отметить, что форма у снежинок разная, но у всех снежинок по 6 лучей.

Итог: Снег – это замерзшая вода, он непрозрачный, белый, рыхлый, при нагревании снег тает. Снег состоит из отдельных снежинок.

ОПЫТ № 2

Тема: «Снежное одеяло»

Цель: Познакомить детей со свойством снежного покрова – сохранять тепло. Познакомить со значением снега для защиты почвы от промерзания, сохранении корневой системы растений.

Материалы: Две пластиковые бутылки с водой.

Процесс: Вынести на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

          Итог: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

ОПЫТ № 3

Тема: «Замерзание жидкостей»

Цель: Познакомить детей с процессом замерзания различных жидкостей. Формировать умение сравнивать, делать выводы, зарисовывать ход эксперимента в дневниках экспериментирования.

Материалы: Одинаковые ёмкости с пресной водой, соленой водой, молоком, растительным маслом, фруктовым соком.

Процесс. Рассмотреть предложенные жидкости, отметить, что некоторые из них более вязкие, тягучие. Вынести ёмкости на холод, через определенное время занести в помещение и сравнить, какие жидкости замерзли, а какие нет.

Итоги. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость более вязкая, тем замерзает медленнее.

ОПЫТ № 4

Тема: «Лёд. Вода при замерзании расширяется»

Цель: Познакомить детей со льдом, его свойствами. Закрепить представление о таянии льда и снега, зависимости скорости таяния от температуры.

Материалы. Кубики льда, тарелки. Прозрачная трубочка, пластилин, маркер.

Процесс. Рассмотреть кубики льда, отметить, что лед твердый, прозрачный, холодный. Поместить кубики льда в тарелки. Одну тарелку оставить на столе, другую – на батарею. Заметить, в какой тарелке лед растаял быстрее. Сделать вывод, что лед – это замерзшая вода.

Закрыть один конец прозрачной трубочки пластилином, наполнить трубочку наполовину водой и отметить маркером уровень воды. Установить трубочку вертикально на улице и подождать, когда вода замерзнет. Сравнить уровень льда внутри трубочки с первоначальным уровнем воды.

Итоги. Лёд – это замерзшая вода. Лёд прозрачный, твердый, сохраняет форму. Лёд тает тем быстрее, чем выше температура. При замерзании вода расширяется.

ЯНВАРЬ

ОПЫТ № 1

Тема: «Откуда берётся иней?

Цель: Формировать представление детей о происхождении осадков. Закрепить представления об агрегатных состояниях

воды. Продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

 Процесс: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

ОПЫТ № 2

Тема: «Как работает термометр»

Цель: Познакомить детей с различными видами термометров (водный, медицинский, комнатный, уличный) и принципом их работы; развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Материалы.  Различные виды термометров – водный, медицинский, комнатный, уличный. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс. Зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

ОПЫТ № 3

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Со значением воздуха в жизни растений и животных.

Материал. Ёмкость с водой, коктейльные трубочки. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Опустить трубочки в воду и подуть в них, на поверхности воды появились пузырьки – воздух. Если в воду опустить пустую бутылку, то также появятся пузырьки воздуха – значит в бутылке находился воздух.

Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? (Открыть нос).

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также, как и нам для жизни нужен воздух

ОПЫТ № 4

Тема: «Свойства воздуха»

Цель. Закрепить свойства воздуха. Познакомить со свойством воздуха при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься.

Материалы. Пустая бутылка, воздушный шар, две ёмкости с горячей и холодной водой.

Процесс. Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.

Итог. Когда бутылка находится в горячей воде, воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, воздух помещается в бутылке – шарик сдувается. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере.

ФЕВРАЛЬ

ОПЫТ № 1

Тема: «Почему дует ветер?»

Цель.  Познакомить детей с причиной образования ветра – движением воздушных масс. Познакомить с чашечным ветромером.

Материалы. Схема «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча, чашечный ветромер.

Процесс. Воспитатель подносит зажженную свечу к верхней части окна (окно открыто на проветривание). Куда направлено пламя? (в сторону улицы). Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу). Затем воспитатель подносит свечу к нижней части окна. Куда направлено пламя теперь? (в сторону комнаты). Какой воздух поступает в комнату? (холодный). К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Воздух нагрелся, в комнате работает отопление). Верно, холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем окно, воздух станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (по деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера). Знакомство с чашечным ветромером. Изготовление вертушки по схеме.

Итоги. Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх. Над горами холоднее, воздух тяжелее, он опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх. А остывший с гор снова опускается вниз, туда, где теплый воздух освободил ему место. Так и появляется ветер. Ветер можно измерять при помощи ветромера.

ОПЫТ № 2

Тема: «Сахар и соль»

Цель: Познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами. Опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ. Закреплять умения пользоваться лупой (увеличительным стеклом).  

Материалы. Сахар, соль, мерные стаканчики, тарелочки по количеству детей, металлические ложки, лупы, ёмкости с водой.

Процесс. В мерные стаканчики насыпано одинаковое количество сахара и соли, сравним их. Видно, что сахар и соль белого цвета, рассыпчатые, состоят из крупинок. Теперь насыплем небольшое количество сахара и соли в тарелочки и рассмотрим их через лупу. Становятся видны кристаллы, если надавить металлической ложкой, то мы услышим хруст – кристаллы сахара и соли ломаются. Попробуем растворить в воде сначала сахар, затем в другом стаканчике соль. Сахар и соль хорошо растворяются в воде, тем быстрее, чем выше температура воды.

Итоги. Сахар и соль – вещества белого цвета, состоят из мелких кристалликов, рассыпчатые, хорошо растворяются в воде.

ОПЫТ № 3

Тема: «Удивительный мир магнитов»

Цель: Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом, формировать представления о свойствах магнита.

Материалы. Магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе, канцелярские скрепки, кнопки, ложки, болтики, гвозди, заколки-невидимки, детали пластмассового конструктора, карандаши, ластик, деревянные игрушки, ракушки, воздушный шарик.

Процесс. Воспитатель предлагает рассмотреть любую игру на магнитной основе. Почему фигурки прилипают друг к другу? Проверка подъемной силы магнита (какие предметы притягивает, а какие нет). Магниты притягивают к себе некоторые предметы, это явление называется магнетизмом, а предметы – магнетическими, не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Возьмем два магнита и проверим притягиваются ли они друг к другу разными полюсами, а одинаковыми полюсами? Рассмотри компас. Стрелка компаса – это тоже магнит. Поскольку Земля обладает магнетизмом, то намагниченный полюс компаса поворачивается к Северному полюсу Земли.

Итоги. Магнит притягивает к себе магнетические предметы, немагнетические – нет. У любого магнита два полюса – северный и южный. Разные плюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются. Стрелка компаса – это тоже магнит.

ОПЫТ № 4

Тема: «Сила тяготения»

Цель. Дать детям представление о существовании силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Материалы. Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов – пластмассовые, металлические, деревянные, мячи.

Процесс. Взрослый предлагает рассмотреть глобус и выяснить почему, если Земля круглая, предметы и тела не падают с неё, а реки и поря не выливаются, что заставляет их течь по Земле. Выдвигается гипотеза, что существует некоторая сила, которая удерживает предметы на Земле. Воспитатель предлагает попрыгать – оторваться от Земли, затем подбросить вверх разные предметы. Что произошло? Человек не может летать – его к Земле притягивает какая-то сила. Так же и предметы легкие и тяжелые притягиваются силой, и они падают на Землю. Эта сила называется силой тяготения.

Итоги. Сила тяготения удерживает на Земле все предметы и тела, в том числе реки и моря. Также сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах.

МАРТ

ОПЫТ № 1

Тема: «Всё обо всём»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, стимулировать самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы. Карты-схемы проведения опытов. Материалы, необходимые для проведения выбранных опытов.

Процесс. Воспитатель предлагает детям разбиться на пары, выбрать каждому ребенку по карточке со схемой опыта. Затем в зависимости от выбранной схемы отобрать необходимые материалы и инструменты в детской лаборатории, провести опыт самостоятельно.

Итоги. Желающим детям воспитатель предлагает рассказать о проведенном опыте, объяснить какую гипотезу предполагал ребенок, подтвердилась или опровергалась его гипотеза.

ОПЫТ № 2

Тема: «Проращивание семян?»

Цель. Познакомить детей со способами проращивания семян пшеницы. Выявить необходимые условия для успешного проращивания семян.

Материалы. Семена пшеницы, стеклянные ёмкости, вода.

Процесс.  * В две ёмкости поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место.

  • В две баночки поместили немного семян. Первую баночку до краев наполнили водой. Во второй - семена лишь смочили. Баночки прикрыли стеклом и поставили в тёплое место.
  • В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник.

Итоги. *  Через пять суток в стакане, где была вода, семена набухли, раскололись на две половинки и появились маленькие росточки. В стакане без воды семена не изменились. Опыт показывает: для прорастания семян необходима вода. Зачем растению вода? В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

  • Через пять суток в баночке с небольшим количеством воды семена проросли. В другой же, наполненной водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этой баночке вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам растений необходимо различное количество воздуха. Зачем растению воздух? Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.
  • Когда семена, помещённые в теплое место, проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли. Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть

ОПЫТ № 3

Тема: «Умеют ли растения дышать?»

Цель: Выявить необходимость воздуха для жизни растений. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, лупа.

Процесс. Воспитатель спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки закрывают. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что, если трубочка закрыта с одной стороны, то дышать не получается. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.

Итоги. Растения «дышат» при помощи листьев и корешков, к которых есть специальные поры.

ОПЫТ № 4

Тема: «На свету и в темноте»

Цель. Определить значимость фактора освещенности как, необходимого для роста и развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений.

Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под

колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

АПРЕЛЬ

ОПЫТ № 1

Тема: «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого два одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй).

Итоги. Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Тема: «Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы.  Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

ОПЫТ № 2

Тема: «Что потом?»

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

ОПЫТ № 3

Тема: «Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

          Процесс: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

        2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него         действует поток воздуха.

        Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

        3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

ОПЫТ № 4

Тема: «Для чего корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итоги. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

МАЙ

ОПЫТ № 1

Тема: «Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта  дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

ОПЫТ № 2

Тема: «Своды и тоннели»

Цель: Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки

выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

ОПЫТ № 3

Тема: «Как устроены перья у птиц»

Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц.

Материалы: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

Процесс. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).

ОПЫТ № 4

Тема: «Радуга в небе»

Цель: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр. Познакомить с алгоритмом создания мыльных пузырей.

Материалы. Стеклянная призма, мыло в куске, жидкое мыло, пластиковые стаканы, ложки, палочки для мыльных пузырей, тарелки, зеркала.

Процесс. Опыт удастся, если солнце стоит невысоко. Возьмем небольшие тарелки, нальем воды чуть больше половины. Поставим зеркало в воду под наклоном. Нужно поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену, поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов радуги. Далее детям предлагается самостоятельно изготовить мыльные пузыри по схеме-алгоритму.

Итог. Световой луч можно разложить на радужный спектр, для этого необходима призма, вода может выполнять роль призмы. при помощи воды можно разложить солнечный свет на семь цветов радуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция....

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Картотека опытов и экспериментов.Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, класс...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Ниже представлена картотеки опытов и экспериментов, которая может использоваться в любой старшей группе дошкольного учреждения....

В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.

Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Представлены опыты и эксперименты с различными материалами ( магниты, мыло и др.)...