Сообщение на ММО на тему "Познавательное развитие дошкольников в разных видах деятельности"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Голышева Любовь Леонидовна

     Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, и т.д. Одним из видов деятельности является познавательно-исследовательская. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Дошкольное Отделение №2

Сообщение на ММО на тему:

«Познавательное развитие дошкольников в разных видах деятельности»

Составила и провела воспитатель подготовительной к школе группы

Голышева Л.Л.

г.Москва г.Троицк

Февраль 2018г.

     Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

     Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, и т.д. Одним из видов деятельности является познавательно-исследовательская. Мир открывается ребёнку через опыт его различных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал, переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский. Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно- исследовательская деятельность становится одной из ведущих после игровой деятельности. Детям очень нравится такая ОД, где они экспериментируют с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки, пытаются понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме, а также проявляется в виде вербального исследования вопросов: почему, зачем, как? В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир. Интересны детям следующие эксперименты, которые мы проводили с детьми:

  1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую (вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено).
  2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени, воды на тарелке не стало. (Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар).
  3.  «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. Уголь впитывает молекулы красителя.

Познавательное развитие мы проводим в трёх основных блоках образовательного процесса:

  1. Познавательных занятиях;
  2. Совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
  3. В совместной познавательной деятельности детей.

Во время проведения НОД используем занимательный дидактический материал, дидактические игры, загадки, конструкторы «ЛЕГО», цветные палочки Х.Кюинзенера. Эффективным развивающим средством являются «Логические блоки Дьенеша».

     Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольника является игра, в которой он отражает свои знания в развитии воображения и творческой активности.

     В совместной познавательной деятельности воспитателя и детей используем дидактические и сюжетно-дидактические игры, а далее дети в свободной самостоятельной деятельности осваивают умение экспериментировать с различными материалами, осваивают умения действовать в группе, ступать в соревновательные отношения.

     Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

     Игры-драматизации способствуют активизации речи, а строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.  В театрализованной деятельности у детей развивается творческое воображение, создание своего художественного образа. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование) носят моделирующий характер и направлены на получение предметно оформленного результата, что способствует развитию у детей социально значимых умений и навыков. Познавательная деятельность пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течении дня (прогулка, режимные моменты, а также групповая-подгрупповая  совместная деятельность) и выполняется как без непосредственного участия воспитателя, так и с ним, при этом ребёнок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. Приведу примеры  познавательных задач, которые использую в работе с детьми при наблюдении за живой   и неживой природой. Задаю вопросы детям: «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему на земле лужи?», «Почему замёрзла вода на улице?», «Почему снег тает в помещении?», «Почему снег бывает липким?», «Почему летом и весной идёт дождь, зимой снег?» и т.д.

     Живая природа. Могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Ответы на вопросы детей бывают правильные и ошибочные, часто противоречивые.  Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения.  Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей. Проектная деятельность отражает организацию разных видов детской деятельности. А сейчас вашему вниманию предлагаю презентацию проекта «Зимушка-зима», над которым мы работали три месяца.

     Цель: создать условия для развития познавательных , исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Задачи:

-конкретизировать и углубить представления детей о зиме,

-содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях,

-укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни,

-способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных,

-способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.

    Методы организации познавательно-исследовательской деятельности:

Словесные  – беседа, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов.

Наглядные – рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечниях.

Практические – аппликации, рисование, игры на свежем воздухе.

Продукт  проектной деятельности:

- выставка поделок из природного материала, сделанные  руками детей совместно с родителями на темы: «За окошком Рождество» и «Зимняя сказка»;

- викторина на тему: «Зимушка-зима».

Результаты реализации проекта:

- Углублённые знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.

-  Развитие исследовательской деятельности.

- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.

- Развитие творческих способностей детей.

- Развитие памяти детей посредством запоминания стихотворений  зиме.

- Приобщение родителей к творческой работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов о развитии словаря старших дошкольников в разных видах деятельности.Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, ...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельностиПознавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль ...

Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности

Составители:Гилязова Г.И. - старший воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №111 "Батыр" г.Набережные ЧелныРизванова Ю.А.- методист по дошкольному образованию МБУ г.Набе...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная...

Мастер-класс "Познавательное воспитание и развитие дошкольников в разных видах деятельности"

Цель: предоставление опыта работы по развитию познавательного интереса и познавательной активности с детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности....