Эксперименты из раздела неживая природа
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Серикова Елена Александровна

Эксперименты из раздела "Неживая природа" (средняя и старшая группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_iz_razdela_nezhivaya_priroda.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперименты из раздела

«Неживая природа»

Младший возраст (3-4 года).

ИГРЫ С ВОДОЙ.

«Достань шарик».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды. Вода холодная, теплая. Тонет – не тонет.

         Воспитатель наливает холодную воду в кастрюлю и предлагает детям потрогать: холодная, затем добавляет горячую воду, чтоб вода стала теплая и дает детям потрогать. Когда все вместе отметят, что водичка стала теплая, воспитатель переливает воду  в высокую пластмассовую банку и бросает туда шарик, который плавает в воде. Воспитатель учит детей доставать шарик черпаком. Затем дети бросают шарики разного цвета и сами достают. Коля, достань синий шарик, Маша – красный и т.д

«Разноцветная бумага».

Цель: Познакомить детей с цветом воды и со свойством льда.

        Воспитатель берет 4 стеклянные баночки и добавляет в каждую краски: синий, желтый, зеленый, красный и показывает детям, как вода у них на глазах меняет цвет. Воду эту можно заморозить, а потом рассмотреть вместе с детьми разноцветные льдинки и на прогулке выложить из них узор. Можно предложить подержать льдинки в руках. Лед – холодный. Когда (твердый) крепкий, обратить внимание детей, как старшие дети катаются на коньках, ледяных горках и т.д.

«Ловись рыбка».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды. Тонет – не тонет. Вода холодная – теплая.

        Воспитатель приносит тазик в группу, наливает на виду у детей холодную воду, дает им потрогать – «холодная». Затем добавляет горячей воды, чтобы вода стала теплая и дает детям потрогать. Показывает рыбок, уточек (игрушки) и предлагает детям опустить их в воду и наблюдать как они плавают не тонут. Затем воспитатель показывает – ловлю игрушек сачком и предлагает детям поиграть. На следующем занятии берем игрушки, которые тонут. Вначале познакомим со свойствами воды: «холодная - теплая», а затем играем в игру «Ловись». Дети достают сачком игрушки со дна тазика.

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

«Будем печь пироги для куклы».

Цель: Познакомить детей со свойствами песка. Сухой – рассыпается. Сырой – можно делать из него все, что возможно для детей этого возраста. Сухой сыплется с руки между пальцев, а влажный остается на ладошках.

        Затем воспитатель предлагает детям насыпать совочком сухой песок в формочки чтобы «печь пирожки для куклы». Но когда переворачиваешь формочку песок рассыпался. Затем все это воспитатель с детьми проделывает с влажным песком, и радуется вместе с детьми: «Вот какие пирожки для куклы получились!» Под руководством воспитателя дети учатся строить домики, ямки, канавки, насыпая песок в кучку, разглаживая совком неровности и т.д.

«Построим домик для Мишки».

Цель: Познакомить детей со свойствами песка. Сухой – рассыпается. Сырой – можно делать из него все, что возможно для детей этого возраста. Сухой сыплется с руки между пальцев, а влажный остается на ладошках.

        Затем воспитатель предлагает детям насыпать совочком сухой песок в формочки. Но когда переворачиваешь формочку песок рассыпался. Затем все это воспитатель с детьми проделывает с влажным песком, и радуется вместе с детьми. Под руководством воспитателя дети учатся строить домики, ямки, канавки, насыпая песок в кучку, разглаживая совком неровности и т.д.

Наблюдения за листочками.

«Походи за листочками».

        В осеннюю, сухую, солнечную погоду наблюдаем за листьями. Желтые, красные, зеленые. Под ногами шуршат, ломаются, так как сухие. Наблюдая в ветряную погоду видим, как ветер поднимает их и кружит; срывает с деревьев.

Предложить детям походить по листочкам и в сырую погоду. Обратить внимание, что листья мокрые, не шуршат, а липнут к обуви.

ИГРЫ СО СНЕГОМ.

«К нам в гости пришел снеговик».

Цель: Познакомить детей со свойствами снега.

        Со свойствами снега можно познакомить детей, наблюдая, играя: например, воспитатель предлагает снять варежки и подержать комочек снега на ладони; потрогать снег руками. И все вместе осознают, что снег холодный, тает на теплой ладони. Предлагает набрать снег лопаткой и подбросить его вверх, наблюдая, как он падает на пальто и шапку! Снег – легкий, сухой. Когда снег сырой, воспитатель показывает, что из него можно лепить комочки, снеговика, домик и т.д. обратить внимание на зимние забавы детей: катание на лыжах, санках, горках.  

ОПЫТ С БУМАГОЙ.

Цель: Наблюдение, бережное отношение к книге.

         Воспитатель показывает детям белую, гладкую бумагу и предлагает порисовать, например, шар. Какие красивые шары получились. Затем мнет листок и показывает мятый. Можно на нем рисовать? (Нет.) Листочек мятый, на нем не нарисуешь. Все это проделываем и с рисунком, где воспитатель нарисовал, например, киску. Киска красивая, а мы ее смяли, нельзя мять ни иллюстрации, ни книги.

Средний возраст (4-5 лет).

Изменения, происходящие со снежинкой на варежке, на теплой руке.

Цель: Показать детям, что в тепле снежинки тают, превращаются в воду (тактильные ощущения).

Когда идет снег, наблюдаем, что будет со снежинками, которые упали на теплую руку и на варежку. Ладошка стала мокрой, снежинка растаяла, так как рука теплая, а варежка холодная и т.д.

Что можно делать с дарами осени? (осязание)

Цель: Умение различать фрукты по форме, по вкусу, по цвету.

Материал: Яблоко, лимон, игрушка.

        Зайчик Пуша принес на тарелочке красное яблоко и желтый лимон и не знает где яблоко, а где лимон. Дети сами ищут где яблоко, где лимон, пробуют, называют цвет и форму фруктов. Предлагают попробовать зайчику на вкус. Описывают форму фруктов: круглый, овальный; цвет – красный, желтый; вкус фруктов – сладкий, кислый и т.д.

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

Цель: Наблюдаем за свойствами песка (мокрый, влажный), сыпется (лепится, формуется).

Материал: Тазик с песком сухим и мокрым, разные формочки, скорлупа грецкого ореха, горшочек с дырочками.

        Берем формочки и пытаемся определить, из какого песка можно лепить. Как сыпется сухой и мокрый песок. Пробуем переносить песок в скорлупах грецкого ореха.

Строим пирамидки.

Цель: Группировка предметов, определение их количества 1,2,3, много. Развитие воображения. Знакомство с разными материалами (дерево, пластмассы, скорлупа грецкого ореха).

Материал: Катушки деревянные, футляры от киндер – сюрпризов, скорлупа грецких орехов.

        Предложить детям рассмотреть все предметы и поиграть в них (построить пирамидки, покатать по столу, подуть через отверстие в катушке). Попробовать разложить их отдельно: катушки, футляры, скорлупки. Использовать футляры или катушки для переноса друг друга.

Сортировка семян.

Цель: Освоение умений выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину.

Материал: Три баночки с фасолью, горохом, бобами. Мерные ложечки. Листы с пластилиновой основой.

        Пришла в гости к ребятам кошка Муся, бежала, зацепила хвостиком и рассыпала баночки с семенами. Надо предложить ребятам разобрать все семена, использовать при этом мерные ложечки. Обращать внимание на цвет семян, форму, величину. Затем предложить выложить узор из семян.

Полеты в небе перышка, шарика, листьев.

Цель: Развиваем слух, внимание, тактильные ощущения.

Материал: Несколько перышек, два шарика (большой, маленький),  разные листья.

        На прогулке ходим по листьям, прислушиваемся, как они шуршат, а потом воспитатель спрашивает: «Как эти листья оказались на земле?» - «Они улетели», «Подул ветер» и т.д. Потом рассматриваем, как  летит перышко, если мы на него подуем. Говорим «легкий, как пух». Отпускаем в небо шарики. Они легкие. Один большой, другой меньше, но они легче воздуха, поэтому летят. Проводим перышком или листиком по руке, глаза закрыты, отгадываем, что это было.

Каждой бутылке свою пробку.

Цель: Установление соответствия между отверстиями в бутылке и пробкой.

Материал: Бутылки разных размеров и флаконы от духов. Пробки разных цветов, некоторые пробки с отверстиями.

        Предложить ребятам взять понравившуюся бутылку или флакончик и попробовать ее закрыть, потом можно поменяться с ребятами. Отыскать пробки с отверстиями и сделать из них бусы, а из пробок без отверстий сделать какое – нибудь панно.

 Старший возраст (5-7 лет).

Превращение бутона.

  1. Поставь в воду бледно – желтый нарцисс с нераскрытым бутоном. Понаблюдайте, как бутон постепенно превращается в цветок.
  2. Добавьте в воду немного пищевого красителя, например, красного.
  3. Понаблюдайте, что же произойдет    с желтым цветком нарцисса?

Печатный лист.

  1. Сорвите с дерева свежий листок и положите его на газету. Густо раскрасьте листок красками, чтобы он стал похож на осенний лист.
  2. Положите ваш лист на чистую газету – окрашенной к верху. Затем накройте его листом чистой белой бумаги и сильно прижмите.
  3. Осторожно поднимите лист бумаги, на нем получится рисунок. Когда он подсохнет вырежьте его и у вас получится почти настоящий осенний лист.

Выращиваем лук.

        Взять три луковицы и поместить в разные условия. Первую поставить в теплое место, в воду на свет, вторую поставить в теплую воду, но в темное место, а третью в воду, на свет, но в холодное место. Интересно, что получится? Через неделю дети сравнивают луковицы и делают выводы. Наблюдения продолжаются несколько недель.

Цветочные бутерброды.

  1. Собери небольшой букет и разложи цветы на бумажных салфетках так, чтобы они не соприкасались друг с другом.
  2. Затем сверху положи другую бумажную салфетку.
  3. Поместите этот цветочный бутерброд между страницами толстой книги. Пусть он там полежит недели две.
  4. Когда цветы полностью высохнут красиво расположи их на цветной бумаге.
  5. Накрой эту работу листом прозрачной липкой ленты. Картинка из цветов готова!

ОПЫТЫ С ПОЧВОЙ.

Домашняя засуха.

        Для того, чтобы увидеть, как высыхает почва от жары, потребуется немного влажной земли. Необходимо взвесить ее на любых весах. Затем нужно посыпать эту землю на противень и на полчаса поставить в духовку при средней температуре. Когда земля остынет, снова взвесить ее. Рассмотреть землю, предложить подумать вырастить что – нибудь в такой почве?

Что нужно растению?

        Возьмите глубокий лоток. Приготовьте почву: песок, глину, перегнившие листья, затем посадите туда семечко быстрорастущего растения. Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, через некоторое время появится росток.

Вывод: для жизни нужны условия: тепло, воздух, вода, свет.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ.

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Налейте воду в сосуды разной формы. Понаблюдайте за лужами, где образуются лужи, какую форму они имеют.

Вода не имеет вкуса. Можно спросить у детей: «Какого вкуса вода?» затем предложить попробовать воду на вкус (простую кипяченую воду). Затем в один стакан положить соль, в другой сахар, размешать до полного растворения, дать попробовать детям. Кокай вкус теперь приобрела вода?

Вода не имеет запаха. Предложить детям ответить на вопрос: «Чем пахнет вода?» Затем попросить детей понюхать простую кипяченную воду, затем воду в стаканах с раствором соли и сахара. Затем капнуть в один из стаканов (так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. Спросить: «А теперь чем пахнет вода?»

Вода не имеет цвета. Спросить у детей какого цвета вода? Бросить в сосуд с вазой игрушки, вода прозрачная, сквозь нее видны игрушки, дно у сосуда, стенки. Затем из пипеток капнуть в стаканы с водой по несколько капель разной краски размешать. Какого цвета теперь вода?

Когда бывает пар?

  1. Нагреть воду  в сосуде до кипения и предложить детям понаблюдать, как образуется пар – легкими полупрозрачными клубами он поднимается над кипящей водой вверх это очень горячий, опасный пар, он может обжечь тело.
  2. Понаблюдать, когда еще можно увидеть пар: пар заметен над тарелкой с горячей едой, над чашкой с горячим чаем, при дыхании человека, собаки на морозе.
  3. Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло, дети наблюдают, как постепенно по нему  начинают стекать струйки воды.

Вывод: Пар – это мельчайшие легкие капельки воды, соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

 Капля.

        Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко, чтобы дети видели, какой формы капля появляется из горлышка и как она капает.

Получаем талую воду.

        Принести с прогулки в группу ведерочко снега, разложить его в белые тарелки и понаблюдать, что с ним будет.

Вывод: снег постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор и грязь, поэтому снег не следует брать в рот, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

Маленькие айсберги (опыт со льдом).

  1. Для опыта понадобиться несколько кубиков льда из холодильника. Оставьте эти кубики в теплой комнате и понаблюдайте, как будут таять ваши маленькие айсберги.

Вывод: лед в тепле превращается в воду.

  1. В одном стакане снег (лед), в другом кипяток, над кипятком поднимается пар. Поставить два таких стакана в теплое место, а два других так же со снегом (льдом) и кипятком в холодное место, третью пару стаканов можно поставить на мороз. Понаблюдайте, что станет со снегом (льдом) и кипятком через полчаса, в теплом, прохладном месте и на морозе. Где  быстрее, а где медленнее будет остывать кипяток, а где быстрее или медленнее таять снег или лед.

Замораживаем воду.

        Разлить по формочкам обычную или подкрашенную воду, положить в формы с водой концы тесемочек или веревочек, затем поставить эти формы в холодильник или на мороз на улицу, через сутки дети рассматривают льдинки, вынимают из форм и украшают участок.

Вывод: жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается твердый лед, а не снег, из подкрашенной воды можно сделать цветные льдинки.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ.

Форма песка.

        Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой листок. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок, она может быть разной: расскажите детям, что в пустыне песчинки имеют форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Песчаный конус.

        Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок может двигаться.

Своды и туннели.

        Понадобиться трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Свойства мокрого песка.

        Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокнет, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Песочные часы.

        Покажите детям настоящие песочные часы. Пусть дети проследят за тем, как просыпается песок. Дайте им возможность ощутить длительность минуты.

Картины, нарисованные тенью.

  1. Нужно утром пораньше выйти во двор. Попросить кого – нибудь обвести мелом свою тень на асфальте, можно так же обвести тень взрослого.
  2. примерно в полдень нужно снова встать на тоже место и так же снова обвести мелом тень взрослого и ребенка на асфальте.
  3. Следует проделать то же самое и во второй половине дня. Понаблюдать и сравнить, какие изменения произошли в течении всего этого времени. Подобный опыт нужно провести летом и зимой.

        Выводы: тень по форме точь – в - точь напоминает того, от кого она падает. Тень взрослого отличается от тени ребенка размером. В течении дня длина тени меняется, в зависимости от движения солнца зимой тень становится длиннее, а летом короче! В пасмурные дни тени нет, лучи солнца через непрозрачные предметы поэтому от них падает тень.

Гром и молния.

  1. Пластмассовым гребнем расчесывать волосы, пока не возникнет легкое потрескивание и искры – это возникает электрический разряд. Что – то подобное происходит внутри грозового облака. В нем с очень большой скоростью перемещается ветер. Он тащит с собой капельки воды, льдинки, пылинки, которые толкаются и трутся друг о друга, как гребень о волосы. В конце концов появляется молния – происходит разряд.
  2. В темной комнате предложить детям познакомиться с родственницей молнии. Возьмите 2 воздушных шара «колбаски», натрите их шерстяным шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к  другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ.

Как увидеть воздух.

  1. Налить воду в банку, взять стакан перевернуть вверх дном и медленно опустить в банку, стакан нужно держать ровно, что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

  1. Опустить в банку с водой, но стакан держать не прямо, а немного наклонив, что появляется в воде? Откуда взялись пузырьки воздуха?

Вывод: воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

 Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы выдыхаем и вдыхаем воздух. Берем стакан с водой соломинку, выдыхаем воздух через соломинку в воде появляются пузырьки.

Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник, когда она достаточно охладиться, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться.

Буря в стакане.

        Дети дуют в соломинку и в воде появляются пузыри, если дуть посильнее, то получится буря в стакане.

Мыльные пузыри.

        Дуть в соломинку на мыльную воду, получаются разноцветные мыльные пузыри. А что находится внутри мыльных пузырей?

Вывод: внутри мыльных пузырей находится воздух.

Воздух легче воды. Надувные игрушки не тонут в тазике с водой, если их «утопить», то они всплывают на поверхность. Почему они не тонут?

Поймай воздух. Дети «ловят» воздух в полиэтиленовый мешок, тонкую ткань и т.д.

Взвесим воздух. Возьмите палку длиной около 60 см. на ее середине закрепите веревочку, к обоим концам подвесьте 2 одинаковых шарика. Подвесьте палку за веревочку. Палка висит горизонтально. Затем выпустите воздух из одного шарика, конец палки, на котором он был повешен, поднимается вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игр – экспериментов с объектами неживой природы Экспериментирование с водой

Цель проведения серии экспериментов – развивать познавательный интерес, видеть и выделяеть проблему, принимать и ставить цель, решать возникающие при экспериментировании проблемы, анализировать объект...

Цикл игр – экспериментов с объектами неживой природы

Экспериментирование с водойЦель проведения серии экспериментов – развивать познавательный интерес, видеть и выделяеть проблему, принимать и ставить цель, решать возникающие при экспериментировании про...

Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

5 блоков экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека опытов по разделу "Неживая природа"

Метод экспериментирования является  один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, дающий возможность формировать познавательную активность дошкольников, ра...

Программа по экспериментированию с детьми старшей группы " Мы - исследователи", раздел " Неживая природа""

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным направлениям - социально-коммуникатив...

Картотека опытов и экспериментов по разделу неживая природа

Картотека опытов и экспериментов по разделу неживая природа...