Консультация для воспитателей «Эколого-нравственное воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности».
консультация по окружающему миру по теме

Сизова Ольга Владимировна

Труд детей в природе создает наиболее благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные, волевые усилия, а это тесно связано с нравственным воспитанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Эколого-нравственное воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности».

       Труд детей в природе создает наиболее благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные, волевые усилия, а это тесно связано с нравственным воспитанием. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученные дела, доставляет им радость. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с с/х инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к с/х  труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к самой природе, формирует эколого-нравственное сознание дошкольников. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей России, бережно относиться к живому, к результатам труда.

          Через содержание труда в природе (например, выращивание красивых цветов), направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций осуществляется и эколого-эстетическое воспитание детей.

          Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. В нашем ДОУ все группы имеют природные уголки, огород, цветник, есть экологическая комната – все это предоставляет возможность для эколого-нравственного воспитания и освоения трудовых навыков.

          Рассмотрим программные задачи формирования детей разного дошкольного возраста в данном виде труда.

      Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

       В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, животных: в уголке природы поливают растения, протирают крупные листья, рыхлят землю, кормят животных, меняют им воду; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). При этом у детей воспитывают настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). Необходимо заботится о том, чтобы малыши испытывали радость труда.

      Старших дошкольников (5-7 лет) необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать и уносить листья, принимать участие в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм. Весной перекапывать, рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай – летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

            Важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, а не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности, добиваться качественного выполнения дела.

             Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель – вырастить овощи, цветы – и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку – можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Существуют различные формы организации трудовой деятельности – это занятия в уголке природы, на огороде, в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом, сбору урожая. Формирование трудовых навыков происходит не только на занятиях, но и в процессе повседневного труда. Большое место занимает совместный труд ребенка и взрослого. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают индивидуальные и групповые поручения, которые могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Материал подготовлен с использованием

Пособия Под ред. В.Г. Нечаевой

«Воспитание дошкольника в труде».

Стр84-88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания

консультация  для  воспитателейИндивидуальный  подход к детямв процессе трудового воспитанияВ разрешении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важ...

Консультация для воспитателей "Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания".

В консультации рассказывается о задачах, видах трудового воспитания, о его формах и требованиях к организации детского труда....

Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Одна из задач трудового воспитания детей дошкольного возраста: Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказыва...

План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

консультация для воспитателей. " Художетвенно- эстетическое воспитание дошкольника через музыкально- театрализованную деятельность"

quot;Художественно- эстетическое воспитание дошкольников через музыкально- театрализованную деятельность"...