Рабочая программа кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Терпугова Светлана Павловна

Данная программа направлена на создание условий  для формирования целостного  мировосприятия ребёнка средствами экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\кружки 16-17\почемучка 001.jpg 

Концепция программы:

Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Ребёнок-исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых- помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов , как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Он должен делать всё сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.

Актуальность:

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское  экспериментирование позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязях, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их , классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.  

Цель:

Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребёнка средствами экспериментирования.

Задачи:

-расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

-знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

-развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света);

-формирование у детей элементарных географических представлений;

-формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

-развитие познавательного интереса к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и месте человека в ней;

-воспитание гуманного , бережного, заботливого отношения к окружающему в целом.

Методы, используемые для реализации программы:

-наблюдение;

-экспериментирование;

-решение проблемных ситуаций;

-опыты, исследовательская деятельность.

Дидактические принципы построения и реализации программы:

-принцип научности  ( детям общаются знания о свойствах веществ и др.);

-принцип динамичности(от простого к сложному)

- принцип сотрудничества (совместная деятельность детей и взрослых);

-принцип системности;

-принцип преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных знаниях, формируя ЗБР);

-принцип возрастного соответствия;

-принцип наглядности;

-принцип здоровьесбережения (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).

Краткая характеристика программы:

Возраст детей 6-7лет.

Наполняемость-10 человек.

Срок реализации 1 год. Занятия  проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность деятельности не более 30 минут, во второй половине дня.

Ожидаемый результат:

-формирование представлений  о свойствах веществ;

-умение  устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

-умение самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

-расширение  знаний об объектах и их свойствах.

Перспективно-тематическое планирование:

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Свойства воды. Плавающая рыбка.

Дать возможность опытным путём увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы :вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, формы;познакомить с новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.

Технологические карты по свойствам воды, прозрачные ёмкости, красящие вещества, ножницы, средство для мытья посуды, лист картона, стеклянная форма, маркер, вода.

Вода-растворитель.

О чищение воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами.

Сосуды разного размера и формы, вода, растворители(стиральный порошок, мука, песок, соль, растительное масло, стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, воронки.

Непотопляемая бумага. Бумажная крышка.

Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха; опытным путём дать возможность узнать, может ли воздух защитить бумагу от воздуха.

Глубокая миска, бумажная салфетка, вода, стакан, лист бумаги, ножницы.

Круговорот воды в природе.

Опытным путём показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды

Электрочайник, лёд, вода, стекло, прозрачные ёмкости.

Октябрь

Почему песок так хорошо сыплется?

Дать возможность опытным путём увидеть свойства песка, с которыми дети уже знакомы: сыпучесть, при добавлении воды клейкость; познакомить с новыми свойствами: песок может служить двигателем.

Ёмкость с песком, вода, мельничка, пустая ёмкость умеренной глубины.

Песок -природный фильтр.

Познакомить со свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.

Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком, палочки, лупы, ситечки, п/э бутылки

Какими бывают камни.

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.

Коллекция камней.

Что такое горы? Почему разрушаются горы?

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни.

Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней. Глобус.

Ноябрь

Что такое микроскоп?

познакомить с исследовательским прибором-микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется.

Микроскоп, прозрачная пластина, чашка Петри, пинцет, скальпель, микрорезка.

Как помогает стекло?

Познакомить с приборами для наблюдения: микроскопом, биноклем, лупой; объяснить для чего они нужны человеку.

Лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, семена , листья, волокна шерсти .

Исследуем репчатый лук.

Закреплять приёмы работы с микроскопом; познакомить с новыми понятиями: клетка, мембрана, ядро; выяснить: почему от лука плачут.

Микроскоп, закрытая пластина, скальпель, головка репчатого лука, бумага и карандаши для фиксации опыта.

Волосы и шерсть.

Опытным путём изучить различия между волосом человека и шерстью животного, уточнить для чего нужны они

Микроскоп, прозрачная пластина, пинцет, бумага, карандаши для фиксации опыта.

Декабрь

Кристаллизация соли. Сахар в еде.

Опытным путём изучить кристаллы соли и сахара от начального вида до вновь созданных, уточнить применение сахара и соли для жизни для человека.

Микроскоп, колбочки, флаконы, палочки для смешивания, бумага, карандаши для фиксации опыта.

Создание базы данных отпечатков пальцев.

Познакомить детей с наукой «дактилоскопия»; инструментами и приборами для снятия отпечатков пальцев.

Штемпельная подушка, пипетка, небольшое количество воды, набор дактилоскопических карт, лупа.

Снятие отпечатков с предметов.

Изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов.

Фаянсовая чашка, угольный порошок, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина, лупа.

Январь.

Воздух.

Расширять представления о свойствах воздуха: невидимость, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить с историей изобретения воздушного шара.

Лёд, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, пробник духов, ванилин, чеснок , воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.

Секретное послание.

Показать способы написания невидимыми чернилами, опытным путём выяснить от чего это происходит.

Пробирки, палочки для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, чай, молоко.

Февраль

Почему дует ветер?

Познакомить с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх, так как лёгкий, и наоборот.

Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта.

Листы бумаги, воздушные шары. Коллаж» Всё, что летает», изображение ракеты.

Подводная лодка.

Опытным путём показать, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде.

Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, п/э мешочки, кораблики из пенопласта, сосуд «Море» для корабликов.

Почему предметы движутся?

Познакомить с физическими понятиями: сила, трение; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Небольшие машинки, пластмассовые шары, книги, неваляшка, резиновые и пластмасс-совые  игрушки, кусочек мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги, карандаши

Март

Откуда берутся вихри?

Опытным путём дать возможность разобраться, как образуется вихрь.

Ножницы, пипетка,гуашь, циркуль, шило, спички, лист картона, вода, глубокая миска, стаканчик, кусочек пластилина.

Термометр из бутылки.

Научить детей делать простейший термометр, который будет реагировать на изменения температуры окружающей среды.

Стеклянная бутылка, фломастеры, лёд, лист бумаги, скотч, пищевой краситель, вода, пластилин, миска среднего размера, соломинка для напитков, воронка.

Как сделать звук громче?

Обобщить представления о физическом явлении – звуке: звук слышим, звуки бывают высокими и низкими, передаются с помо-щью звуковых волн, можно усилить с помощью специальных предметов.

Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая трубка, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инстру-менты, сделанные из бросового материала.

О «дрожалке» и «пищалке»

Познакомить с понятием «звук», выявить причину возникновения звука- дрожание предметов.

Линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

Апрель

Игры и опыты с водой и воздухом.

Закреплять знания детей о воде и воздухе; умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов.

Все необходимые материалы для проведения опытов.

Игры и опыты с песком, почвой, камнями.

Закреплять знания детей о песке и камнях; умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов.

Все необходимые материалы для проведения опытов с песком, водой, описанные раннее, макеты рельефа.

Исследование с помощью микроскопа.

Закреплять умение работать с микроскопом.

Все необходимые материалы и оборудование, технологические карты.

с/р игра «Детективы»

Закреплять навыки исследовательской  деятельности.

Все необходимые материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Отчего и почему?»

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше на­учить его читать, считать и, если получится, писать. Но также всем  известно, что немаловажным критери...

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Отчего и почему?»

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 3—4 лет ярко проявляется любопытство....

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста "Мы юные исследователи"

Детское экспериментирование — основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников.Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являют...

Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"

Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"...

Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».

Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....