Главные вкладки

    Проект "История одной вещи"
    проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Данный проект знакомит с историей игрушек: матрешки и неваляшки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_istoriya_veshchi.doc275 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа

    «Детский сад № 34»

    Проект

    «История одной вещи»

    Воспитатель Е.В. Чернозипунникова,

    Дети младшей группы и их родители

    Полевской, 2015


    Тип проекта: информационно-исследовательский.

    Длительность проекта: краткосрочный - 2 недели

    Участники: дети младшей группы, родители, воспитатели.

    Актуальность: Дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний об истории игрушек. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме эмоционально-ценностных отношений к произведениям искусства и художественным образам.

    Проблема: В настоящее время у детей недостаточно сформированы представления о народной игрушке и слабо развит познавательный интерес к ней, к её истории.

    Цель проекта: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русских народных игрушек. Привлечение родителей.

    Задачи:

    Воспитательные: 

    Закрепить и расширить знания детей о русских народных игрушках;

    Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

    Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

    Образовательные: 

    Познакомить с историей русской народной игрушкой

    Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи

    Приобщать детей к народной культуре.

    Развивающие: 

    Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки;

    Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь;

    Развивать слуховую память детей;

    Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания

    Формы работы по проекту:

    Беседы

    Чтение художественной литературы

    Просмотр мультипликационных и художественных фильмов

    Выставки рисунков и поделок и т.д.

    Ожидаемый результат: повысится познавательный уровень развития детей по теме проекта; дети будут замотивированы на ознакомление с историей русской народной игрушкой; повысился уровень активности родителей.

    Практическая значимость: Данный проект можно использовать как в детском саду, так и в практике семейного воспитания.

    Подготовительный этап.

    1. Подбор методической и художественной литературы.
    2. Чтение стихотворений «Веселые матрешки» Л.Некрасов, «Ванька-встанька» Б.Заходера, «Ванька-встанька» С.Маршака, «Танцуй моя кукла» норвежская песенки и с беседами по содержанию;
    3. Прослушивание музыкальных произведений «Неваляшки» муз. З.Левиной, сл. З.Петровой, «Ой да мы матрешки», «Матрешки» муз. Т.Бурцева, сл. В.Семерин и т.д.
    4. Просмотр мультипликационных фильмов: «Мы милашки – куклы неваляшки», «Раскраска», «Секрет Матрешки» и др.
    5. Привлечение родителей к ознакомлению детей с историей русских народных игрушек через чтение книг, просмотр мультипликационных фильмов; выполнение поделок к выставке «Русская народная кукла»

    Основной этап

    1-я неделя «Матрешка»

    День недели

    Мероприятие

    Понедельник

    Беседа «История матрешки»

    Рисование «Красавицы матрешки» (После чтения стихотворений о матрешке)

    Вторник

    Беседа «Такая разная матрешка» (Пермяковы)

    Конструирование «Домики для матрешек»

    Среда

    Просмотр мультфильма «Секрет матрешки»

    Аппликация «Укрась матрешку»

    Четверг

    Чтение стихотворении о матрешке и заучивание стихотворения Л.Некрасова «Мы веселые матрешки»

    Пятница

    Лепка «Матрешка»

    Выставка «Красавица Матрешка»

    2-я неделя «Неваляшка»

    День недели

    Мероприятие

    Понедельник

    Беседа «История Неваляшки» (Носковы)

    Конструирование «Неваляшка из бумажных полосок»

    Вторник

    Просмотр мультфильма «Раскраска»

    Рисование «Неваляшка»

    Среда

    Просмотр мультфильма «Мы милашки – куля неваляшки».

    Аппликация «Ванька-встанька»

    Четверг

    Чтение стихотворений о неваляшках и заучивание стихотворения С.Маршака «Ванька-встанька»

    Пятница

    Лепка «Хоровод неваляшек»

    Выставка «Русская народная кукла»


    Заключительный этап

    Выставка результатов детско-родительского творчества.

    Полученный результат: в ходе проекта ребята получили знания об истории русских народных игрушках: Матрешке и Неваляшке. Узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему в русской игрушке отразились народные представления о мире, добре, красоте.

    Повысили интерес к русскому народным прикладному искусству. Привлекли родителей к участию в проектной деятельности группы.

    В следующем учебном году планирую продолжить проект, добавив в него истории новых объектов русского народного прикладного искусства. Провести мероприятия «Вечерние посиделки» (с родителями), «Читаем на ночь» (картотека сказок, рекомендованных к прочтению), детско-родительские презентации о народном творчестве, театрализованные постановки и т.д.

    «Большое спасибо за подаренные минуты детства!»

    «Давно собирались, но все никак не получалось посмотреть сказку «Варвара-краса», а тут, пусть и по заданию детского сада, всей семьей выбрали время! Ничуть не пожалели, причем папа с мамой смотрели с большим интересом, чем дети!»

    «Спасибо за то, что показываете нашим детям настоящую русскую культуру, а не следуете западным веяниям!»


    Неваляшка: деревянная игрушка

    Русская деревянная игрушка

    http://rusprom.biz/images/stories/1209/img-nGNX0z-120x120.jpg

    Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, "ванька-встанька") — детская игрушка.

    Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

    История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

    Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой

    http://rusprom.biz/images/stories/1209/img-zMZsd5.jpg

    Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный "ванька-встанька" - клоун-скоморох - расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

    http://rusprom.biz/images/stories/1209/img-Mr4kGG.jpg

    В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, "выделки игрушек", был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

    Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления – топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

    Интересные факты:

    1. Историки предполагают, что неваляшка берет свое начало из Японии. Прообразом этой игрушки стал монах-отшельник Бодхидхарма, который девять лет предавался молитвам и размышлениям, в результате от продолжительного сидения у Бодхидхарма атрофировались конечности. Поступок монаха оценили японцы, которые стали воспринимать его как некое божественное существо без ног и рук. Так в Японии появились первые Дарумы – неваляшки, не имеющие рук и ног.

    2. Преподаватель Ульяновского университета краевед С. Петров обнаружил, что у знаменитого сказочного ушастого героя Чебурашки был дедушка - волжский бурлак. В старину чебуркой, чебурахом и чебурашкой на Волге назывался непотопляемый деревянный шар на конце бурлацкой бечевы, или поплавок невода. Из этого круглого и полого предмета бурлаки делали игрушки для детей. Деревянные фигурки с помещенным внутрь грузилом, изображавшие баб и мужиков, как две капли воды походили на известных всем неваляшек.

    Позднее это слово попало в словарь Даля: "Чебурашка, ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги". Неваляшка и есть настоящий предок Чебурашки.

    http://rusprom.biz/images/stories/1209/img-DlMfUn.jpg

    3. Художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин изготовили круглую куколку, круглолицую крестьянскую девушку в сарафане, в цветастом платке на голове и с петухом в руках. Назвали ее простым крестьянским именем Матрена. С 1890 года началось массовое производство этих красавиц. Сначала они тоже были неваляшками. Только потом такие куклы стали делать разъемными и составными, и они приобрели вид всем нам известных матрешек.

    Матрешка русская и ее история

    Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

    Матрёшка и её история

    Сергиево-посадская матрёшка.

    Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума) .

    Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

    Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/26552ca15d5e4f6820b431b76b1b0187.jpg.jpg

    http://www.maam.ru/upload/blogs/487e8163e226ae9c547ee4d94cfde267.gif.jpg

    Вот она, первая русская матрешка.

    «Девочка с петухом» (С. В. Малютин, В. П. Звездочкин, конец 19-го века)

    Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

    Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

    В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.

    Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/c5f504dec64194193284a0a48b28a3b9.jpg.jpg

    Авторская работа мастера Андреева 1980г Сергиево-посад.

    Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

    В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.

    В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде

    Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую, семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек. Как же различить матрешек?

    ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

    Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

    СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

    Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/4a28e95b89d523ca8b7595461247c23f.jpg.jpg

    ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

    Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

    Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Вещи сами не растут, сделать вещи - нужен труд..."

    В консультации изложены рекомендации для родителей по подготовке детско-родительских сообщений о труде взрослых родного города...

    Фольклор как одно из средств здоровье сберегающих технологий, одна из форм арттерапии.

    Одно из важнейших направлений по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" -забота о здоровье воспитанников. Игровая форма  в использовании здоровье сберегающих технологияй, перечень при...

    Конкурс «Нужные игрушки из ненужных вещей», как одна из форм работы с родителями.

    В нашей группе в феврале проводился конкурс "Нужные игрушки из ненужных вещей". Как правило, дети и родители так мало мастерят вместе, именно эта проблема натолкнула нас на проведение этого конкурса, ...

    Понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»

    Все задания выполнены в шаблоне с макросами. Фигуры в заданиях перемешаются при помощи мыши: по одному щелчку левой мыши или карандаша на интерактивной доске – захватывается нужная фигура; по второму ...

    «Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Взаимодействие  СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП), развитию сенсорных эталонов во младшей группе №11 «Солнечные зайчики» тема:» Один, много, ни одного, по одному»

    Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы на тему: «Много, один, ни одного». Представленн...