Развитие естественно-научных представлений через детское экспериментирование
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бондаренко Светлана Алексеевна

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы деятельности детской жизни, поэтому в своей работе с детьми, учитывая возрастные особенности, надо стараться воспитывать у дошкольников жажду знаний, не сообщая информацию в готовом виде, а помогать и учить получать ее самостоятельно средствами экспериментирования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие естественно- научныхт представлений через детское экспериментирование

Слайд 2

Развитие естественно- научныхт представленй через детское экспериментирование В процессе эксперимента развивается аналитико –синтетическая деятельность ребенка, наглядно – образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из них — это свет. Сегодня я расскажу про некоторые опыты со светом, которые мы проводили вместе с детьми подготовительной группы.

Слайд 3

Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений.

Слайд 4

Знакомство детей со свойствами света Источники света подразделяются на: Естественные Искусственные

Слайд 5

Опыты со светом «Что в коробке?» Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь). Вывод: что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах). - свет бывает естественным (солнце) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Слайд 6

Опыты со светом Движение Земли вокруг Солнца Опыт с глобусом Цель: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; выявить причину смены частей суток.

Слайд 7

Опыты со светом «ИСЧЕЗАЮЩАЯ МОНЕТА» Этот опыт удается благодаря отражению света от стенки банки . В нашем опыте лучи света полностью отражаются от границы банки и воздуха, а наружу не выходят. Монету и в этом случае можно увидеть, но только если посмотреть на банку с водой сверху. Мы увидим лучи света, которые отражаются от монеты и попадают прямо в глаз. Но если поставить стакан на монету, то отражённые от неё лучи света изменят своё направление и не смогут выйти из стакана по направлению к глазу. В физике такое явление называют полным внутренним отражением. Монету, лежащую на столе, прекрасно видно. Но стоит на неё поставить стакан с водой, как монета исчезает из поля зрения. Почему?

Слайд 8

Опыты со светом СЛОМАННЫЙ КАРАНДАШ Этот опыт основан на свойствах воды и света. Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

Слайд 9

Опыты со светом Отражение света Солнечные зайчики Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Слайд 10

Опыты со светом «Свет и тень» Результат. Чем ближе рука к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше рука от фонаря, тем меньше будет ее тень. Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

Слайд 11

Опыты со светом «Театр теней»



Предварительный просмотр:

                 Доклад  подготовила Бондаренко С.А.

  1. Цикл занятий на тему «Опыты с водой» в подготовительной группе с целью естественнонаучного воспитания.

Слайд №1 Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной   сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен опыт в этом направлении. Однако в практической работе сегодня по-прежнему возникает много проблем и вопросов, одним из которых является формирование естественнонаучных представлений у детей  дошкольного  возраста.

Слайд №2  В процессе эксперимента развивается аналитико–синтетическая деятельность ребенка, наглядно – образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Слайд №3 Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и  взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных    веществ, свойства воды, света, воздуха, магнита и т. д.     Выявление скрытых свойств явлений неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе. При организации специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.

Слайд №4 Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из них — это свет. Сегодня я расскажу про некоторые опыты со светом, которые мы проводили вместе с детьми подготовительной группы.

Слайд №5   Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Источники света»

Опыт «Что в коробке?»

Цель:  Показать детям, что свет бывает естественным (солнце) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Видим коробку, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке. Смотрят дети, ничего не видят.

Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет

В коробке картинка: звездное небо, луна.

- Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

  • Что является главным источником света для нас днем? (солнце).
  • А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

Слайд №6 Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь» с использованием опытно - экспериментальной деятельности

Опыт с глобусом

Программное содержание: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;  продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; выявить причину смены частей суток.

1.Включить настольную лампу и направить луч света на глобус ( свет в помещении выключить).

2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.

Вывод (делают дети) : Все время освещена только та часть глобуса, на которую попадает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени - ночь.

Дополнение педагога: Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.

Слайд №7  «Волшебные свойства воды и света»:

ИСЧЕЗАЮЩАЯ МОНЕТА   Налей в банку воды и закрой крышку. Положи монету в банку с водой. Посмотрит сквозь воду сбоку банки. Видишь ли ты монетку теперь? Монета исчезла ... Этот опыт удается благодаря отражению света от стенки банки.

Слайд № 8 СЛОМАННЫЙ КАРАНДАШ  Этот опыт основан на свойствах воды и света. Наполни стакан примерно на 2/3 водопроводной водой.  Размести стакан с водой и карандаш на столе. Опусти карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Посмотри сбоку банки на карандаш. Когда ты успел его сломать? Тебе покажется, что карандаш сломался. Та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой. Такой эффект возникает благодаря преломлению лучей света. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть преломление. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью. Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

Слайд №9 Солнечный зайчик

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Описание. Помочь детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем показать, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагаю детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое рас стояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

Слайд №10 «Как образуется тень?»

Свет и тень

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы; познакомить детей со свойствами тени через опытно – экспериментальную деятельность;

2. создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;

3. формировать у детей навык рисования предмета по начальным заготовкам;

4. формировать представления детей о теневом театре.

Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все  видим, когда светит фонарик?

Что видим на мольберте? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют

Слайд №11 Возникла идея создать свой теневой театр. Распечатали фигурки героев. Вместе с детьми вырезали, склеили и показали знакомые сказки.

Экспериментирование с соответствующим  физическим материалом  позволяет получить  более полную информацию об изучаемом предмете или явлении; увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении педагога, сделать эффективным процесс ознакомления; полнее удовлетворить естественную любознательность. Немало важно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность и инициатива ребенка. Материал усваивается детьми прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Здесь уместна китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму». Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы деятельности детской жизни, поэтому в своей работе с детьми, учитывая возрастные особенности, надо стараться воспитывать у дошкольников жажду знаний, не сообщая информацию в готовом виде, а помогать и учить получать ее самостоятельно средствами экспериментирования. Таким образом, при целенаправленной работе по развитию естественнонаучных представлений, а именно при  систематизации учебно-методического материала по темам,  уровень знаний и умений детей  возрастает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Развитие познавательной деятельности дошкольника через детское экспериментирование"

на тему" Развитие познавательной деятельности дошкольника через детское экспериментирование"...

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»

Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира....

Развитие исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование

laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»...

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...

Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование ( из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование(из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса н...