Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шаранова Ольга Николаевна

В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. 

Отмечены современные формы, методы и приёмы работы которые помогают мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребёнка.

В статье раскрыт вопрос о значении исследовательско – познавательной деятельности для формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данная статья поможет педагогам углубить знания о методике проведения исследований, разработанных А.И. Савенковым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sharanova_o.n.docx84.64 КБ

Предварительный просмотр:

Шаранова Ольга Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Город Шарья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Родничок» городского округа город Шарья

Scharanova_79@mail.ru

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Аннотация. В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. 

Отмечены современные формы, методы и приёмы работы которые помогают мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребёнка.

В статье раскрыт вопрос о значении исследовательско – познавательной деятельности для формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В статье выделено, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры дошкольника: от определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Даннаястатья поможет педагогам углубить знания о методике проведения исследований, разработанных А.И. Савенковым.

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.»

К. И. Чуковский

Основная часть. Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса.

Как же я, как современный педагог, должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата?

Какие современные формы, методы и приёмы работы помогут мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребёнка?

 Какой вид детской деятельности выбрать для решения педагогической задачи?

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится;  изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Именно поэтому одной из форм  работы с детьми являются занятия –исследования, способствующие формированию у детей предпосылок учебной деятельности. Организуя занятия-исследования я использую технологию Савенкова, которая способствует обучению ребенка самостоятельно добывать знания. Главная задача взрослого – подвести ребенка к идее, в которой он получит новые знания.

В нашей группе традиционно проводятся  занятия   в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по  исследовательской деятельности Чигарева Никиты, проект «Что за чудо эта ткань», который стал абсолютным победителем муниципального конкурса «Я исследователь» 2014 года.

Реализация исследовательской деятельности   позволит наиболее качественно сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности. Непосредственно перед самостоятельным исследованием было проведено несколько тренировочных занятий на поиск общей для всех детей проблемы и её решения. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры дошкольника.

1 этап. Начало любого исследования – это выбор темы. Разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование у детей всех предпосылок к учебной деятельности. Предпосылки личностных УД -  у детей формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация, включая познавательные мотивы. Предпосылки регулятивных УД направлены на организацию своей работы, включая способность планировать  реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Предпосылки познавательные УД – дети овладевают действием моделирования. Предпосылки коммуникативные УД – дети приобретают умения точно выражать свои мысли.

Тема должна интересовать, увлекать ребёнка. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема навязанная ребёнку, должного эффекта не даст. Важна оригинальность темы. Познание начинается с удивления, а потому в теме исследования необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность, в данном случае, это способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Исследовательская работа делается ребёнком совместно со взрослым, поэтому тема должна вызывать интерес у обоих участников. Работая над проблемой с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним. Исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

На 2 этапе необходимо выдвинуть гипотезу, которую нужно будет подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Это одно из главных умений исследователя. Здесь важно проявлять оригинальность, гибкость мышления, даже решительность и смелость.

На этом этапе просматривается Предпосылки регулятивных УД, где дети учатся прогнозировать; Предпосылки личностных УД – формируется возможность осознанного выбора, развивается адекватная самооценка; Предпосылки коммуникативных УД – умение высказывать своё мнение.

Гипотеза – это предположительный, вероятный ответ на предложенный проблемный вопрос. Этот ответ нуждается в доказательстве и подтверждении.

Гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Обычно гипотезы начинаются со слов:

  • Предположим…
  • Что, если…
  • Допустим…
  • Возможно…

Вот простое упражнение: «Давайте вместе подумаем, почему дети любят играть?». Какими могут быть гипотезы? (Предположим, что детям скучно без игр. Возможно, что игры помогают детям стать взрослее. А что, если дети – космические пришельцы).

Зачем нужны гипотезы?

Современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства. Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме:

В исследовательской деятельности детей  большое значение имеет работа с родителями. Они наряду с воспитателем, помогали ребёнку определиться с темой исследования и выдвинуть гипотезу, сопутствовали на каждом этапе создания исследовательского проекта. Я заранее посвятила родителей в предстоящую работу, встречалась с ними на собраниях и на индивидуальных консультациях. К следующему этапу родители изобрели своему ребёнку планшет с кармашками, куда он мог поместить всю информацию по теме своего исследования.

3 этап. Сбор материала. На этом этапе дети занимаются поиском и сбором информации.Это позволяет осваивать Предпосылкипознавательные УД - умение анализировать, обобщать, сравнивать; Предпосылкирегулятивные УД - использование знаково – символических средств представления информации; Предпосылкикоммуникативные УД -оформлять свои мысли в устной речи, в том числе с применением средств ИКТ,– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами; предпосылки личностные УД -умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности .

Как можно узнать что – то новое о том, что исследуешь? Для этого необходимо определить, какими методами (способами) можно пользоваться.Для проведения этого этапа работы понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования».

Сделать такие карточки можно из обычного тонкого картона. Оптимальный размер карточки — половина обычного альбомного листа (1/2 формата А4). Изображения лучше всего выполнить из цветной бумаги и наклеить на картон. На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.http://images.myshared.ru/4/326558/slide_5.jpg

Самые простые и доступные способы исследования:

  • Подумать самостоятельно
  • Посмотреть в книгах (здесь нужна помощь взрослых)
  • Посмотреть  кино- и телефильмы по этой проблеме
  • Обратиться к компьютеру (поискать в интернете)
  • Спросить у других людей
  • Понаблюдать
  • Провести эксперимент

Подбор способов исследования, зависит от того, что ты исследуешь. Например, если хочешь узнать о голубях и их поведении, то можно использовать все вышеназванные методы. А вот если ты исследуешь проблему защиты Земли от крупных астероидов, то понаблюдать, и уж тем более провести эксперимент, не удастся. Это надо обязательно учитывать. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях эта потребность у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т.п.). Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.

Первый из выделенных нами методов:
1. «подумать самостоятельно». Всем известно – прежде чем начать какую то работу, следует подумать. После проведения исследования может выяснится, что суждения могут быть ошибочными, неверными. Сначала задайте ребёнку вопросы:

  • Что я уже знаю по теме моего исследования?
  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
  • Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о том, что я исследую?

Все идеи нужно записывать или зарисовывать в тетради. Важно чтобы идея была зафиксирована и не забылась.

Старайтесь приучать ребенка к тому, чтобы значки и символы он делал быстро. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
Мой опыт показал: дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

2. «Узнать из книг». Ребёнок дошкольник с интересом относится к книге. Поэтому, обращаясь к книге при проведении учебных исследований с детьми, взрослому надо подготовиться. Можно начать с энциклопедий, с яркими, красочными иллюстрациями. Прочитать ребёнку и рассмотреть – это задача взрослых. Это не простое умение, ему надо обучится и специально обучать малыша. Если позволяет тема исследования, познакомить ребёнка с отрывками из художественных произведений. Помогите зафиксировать новые идеи.

3.Посмотреть кино- и телефильмы. Много новой информации содержится не только в книгах, но и в самых разнообразных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Современные кино-, видео-, телефильмы очень информативны, интересны, красочны. Их вполне можно рассматривать как средство исследования какой – либо проблемы. Надо учить ребёнка извлекать информацию из этих источников. Все полученные сведения обязательно фиксируются в пиктографических записках.

4. «Обратиться к компьютеру». Компьютер – верный помощник исследователя. У многих взрослых есть предубеждение, что детей не следует ориентировать на работу с компьютером. Но на мой взгляд компьютер, подключённый к сети Интернет, - бесконечный источник информации. Работа за компьютером требует обязательного участия взрослых. Всё что узнали в сети Интернет нужно зарисовать.

5.«Спросить у другого человека» — следующий метод исследования. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом на пути к формированию навыков успешного обучения ребенка.Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других. Очень важно показать ребёнку, что можно подчерпнуть много интересной информации от других людей, если просто расспрашивать их о том, что исследуешь.

Нужно предоставить ребёнку возможность самому поговорить с разными людьми. Ребёнок учится точно и креативно ставить вопросы, фиксировать все полученные сведения.

6. «Наблюдение».  Для того, чтобы узнать что-то новое, можно понаблюдать за предметом исследования.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, микроскопы… многое в наблюдении значат тщательность и терпение, точное фиксирование полученных результатов. Анализ этих результатов и откроет путь к обобщению.

7. «Экспериментирование». Слово «эксперимент» означает проба, опыт.С его помощью исследуются самые разные явления. Знания, добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда осознанны и более прочны. Благодаря этому ребёнок учится строить правильные умозаключения, делать выводы, исходя из результатов экспериментирования и фиксировать их на листочки.

8. Обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Научить ребенка смело высказывать свои определения — очень важная задача обучения. Без этого всякая дальнейшая работа в этом направлении будет существенноосложнена.

9. Подготовка к защите. Собраны необходимые сведения, сделаны расчёты и наблюдения, проведены эксперименты, подготовлены выводы. теперь нужно поделится своим знанием, рассказать о том, что узнал, другим людям. Все высказанные мысли, новая информация обязательно должны быть подкреплены доказательствами.

Чтобы подготовить речь ребёнка, можно использовать несколько способов. Например: сочинить защиту в стихах, нарисовать схемы на листочках, рассказать по пиктограммам и т. д. В конце выступления необходимо сделать выводы по исследованию, подчеркнув, нашла ли гипотеза своё подтверждение.

10. Доклад. Как только информация обобщена, можно переходить к защите проектов. Защита – венец исследования.  Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение – доклад, подглядывая в свои записи-пиктограммы. На этом этапе формируются также все предпосылки к учебной деятельности личностные УД – самоопределение регулятивные УД – дети учатся определению последовательности высказываний с учётом конечного результата.познавательные УД – дети учатся строить сообщения в устной форме.коммуникативные УД – дети учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

В ходе исследовательской деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать её, тесно общаться со сверстниками, родителями, выступать с докладами.

Всё это в полной мере способствует саморазвитию личности ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

У родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети при помощи родителей способны достичь высоких результатов.

Список литературы:

  1. Долгий Л.М. «Исследовательская деятельность со старшими дошкольниками» // Воспитатель ДОУ 2016. - № 9.
  2. Савенков А Методика исследовательского обучения дошкольников
  3. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12.
  4. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании (окончание) // Дошкольное воспитание. 2006. - № 4.
  5. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду // Дошкольное образование 2007. - № 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  -  формирование познавательных интересов и по...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...

Статья ««Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»

Данная статья составлена с целью повышения компетентности педагогов в ДОУ в вопросах развития познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в условиях внедрения ФГОС. Она раскрывает на...

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...