"Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
статья по окружающему миру

Вахромеева Елена Петровна

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

         Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

                                                                                       Воспитатель ГБДОУ № 118 Фрунзенского района  

                                                                                г. Санкт-Петербурга Вахромеева Елена Петровна

                                                                                                                                 

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

        Академик К.А.Тимирязев.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

Дошкольное детство-это начальный этап человеческой личности, когда маленький человек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости. Любая деятельность протекает более эффективно, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неблагоприятные условия, обстоятельства, продвигаться к намеченной цели.

Дети раннего возраста начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях, пока они представляют простейшие исследования, которые помогают им обследовать предметы, отмечая их форму, цвет, величину.

В младшей группе познавательно - исследовательская деятельность усложняется. Благодаря опытам им становятся понятны  ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте.

 Используя экспериментирование в старшей группе нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной группе познавательно - исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется самостоятельная работа и выбор оптимального способа ее осуществления.

 Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи ‒и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ‒и я пойму».

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

 –Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 –Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы,

 –Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном.

– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности.

–В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:

-наблюдением. Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

-трудовой деятельностью. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых поручений не бывает. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

- развитием речи. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

-с изобразительной деятельностью. Чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

-с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

 Эксперименты бывают:

 индивидуальные или групповые, однократные или циклические – (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д. )

По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре. В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей.

Цели экспериментальной деятельности:

-Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

 -Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

-Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

-Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: Знакомить с различными свойствами веществ, таких как твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение). Развивать представления детей о некоторых факторах среды, таких как свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.

-Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.  Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

При организации опытно-экспериментальной деятельности использую следующие формы работы с детьми

- занятия;         

- беседы познавательного характера, экологические сказки;

 - дидактические и развивающие игры и упражнения;

 - сюжетно-ролевые игры;

 - эксперименты и опыты;

 - рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

 -целевые прогулки;

 - работа в уголках природы.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Примером такой развивающей среды стал уголок опытно-экспериментальной деятельности оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения. В котором размещаются:

наборы для опытов с инструкциями-картинками;

игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

писчие принадлежности для фиксации результатов.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.

Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип доступности:  

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

 - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

 - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

 - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

 - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

 

Структура детского экспериментирования:

 - постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание т.е. то, что нужно сделать для решения проблемы);

 - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

 - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

 - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

 - формулирование выводов. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников включает в себя: - экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

 - познавательные занятия с элементами экспериментирования;

 - демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

- При оборудовании уголка экспериментирования должны учитываться следующие требования: -

-безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. В работе по опытно-экспериментальной деятельности используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, У ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.

Кружок "Хочу всё знать". Презентация....

Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".

Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

     К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...

памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"

Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...