Картотека прогулок "Весна" в старшей группе.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Картотека прогулки в тсаршей группе "Весна". Аторы: Г.С.Александрова, В.Н. Кастрыгина  Диск 2013 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_1_mart_starshaya_gruppa.docx95.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКА 1 Март  старшая группа

Цели: формировать представления о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умения замечать новые изменения в природе.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе

Педагог и дети наблюдают за изменениями в природе в марте. Снег стал рыхлым, грязным, тает, появились ручейки, свисают с крыш ледяные сосульки, началась капель. Первый период весны – от появления проталин до полного схода снега. В народном календаре весну условно подразделяют на следующие периоды: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье. Астрономическая весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день – 21 марта, в день весеннего равноденствия.

Приметы: снег быстро тает, воды бегут дружно – к мокрому лету; вороны на снег садятся – к оттепели.

Поговорки и пословицы: «Март – не весна, а предвесенье»; «Иногда и март морозом хвалится».

Стихотворение:

ВЕСНА

                Зима недаром злится, прошла ее пора.

                Весна в окно стучится и гонит со двора.

                Ф. Тютчев

Загадка:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает; когда это бывает? (Весной.)

Дидактическая игра «Природа и человек».

Игра малой подвижности «Что происходит в природе?».

Цель: упражнять детей в употреблении в речи глаголов, в согласовании слов в предложении.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по какой-либо теме.

Пример: тема «Весна».

Педагог:        Дети:

Солнце что делает?         Светит, греет.

Ручьи что делают?         Бегут, журчат.

Снег что делает?        Темнеет, тает.

Птицы что делают?         Прилетают, поют.

Капель что делает?        Звенит.

ПРОГУЛКА 2 март

Цели: учить наблюдать за весенней природой; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание.

Наблюдение за капелью

Педагог и дети наблюдают за капелью. Что значит «звенит капель»? Появление первых проталин. Откуда берутся ручьи, из чего они состоят, почему их не было зимой? Наблюдение пути одного из ручейков, который соединяется с другим ручейком. Ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, возникают наводнения. Ручейки текут в ту сторону, где происходит понижение земли.

Примета: снег скоро тает – к мокрому лету.

Поговорка: «Март – весне брат и зиме не рад».

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель: учить называть указанное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Подвижная игра «Мышеловка».

Цель: развивать ловкость, умение действовать после сигнала.

Ход игры. Участники делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – «мышеловку». Остальные дети – «мыши», они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя: «Хлоп!» – дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные «мыши» становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями. Труд на участке. Помощь дворнику в уборке снега на участках и дорожках. Снег собирается в лунки деревьев, кустарников и клумб.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Если он попал, то подбитый становится водящим. Если он промахнулся, игра продолжается опять.

Труд на участке. Уборка снега на участке.

ПРОГУЛКА 3 март

Цели: учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.

Наблюдение за деревьями (почками)

Педагог и дети наблюдают за изменениями в жизни растений. Весной необходимо отметить у различных деревьев и кустарников наличие почек, из которых скоро появятся не только новые побеги, но и бутоны цветков. Верхушки стебля и зачатки молодых листьев в почке прикрыты чешуйками, защищающими молодые почки от сухого зимнего воздуха. Чешуйки клейкие, этот клей предохраняет их от раскрывания зимой. При наступлении теплых дней клейкое вещество высыхает и почки беспрепятственно открываются. Они начинают набухать и приоткрывают свои чешуйки. Сравнить почки различных деревьев и кустарников.

Приметы: иней на березах – к морозу; береза весной выделяет сок – к потеплению.

Поговорки и пословицы: «В марте мороз на нас садится»; «Если в марте вода не течет – в апреле трава не растет».

Стихотворение:

ВЕСНА

                Светает рано по утрам,

                Проталины и тут и там.

                Ручей шумит, как водопад,

                Скворцы в скворечники летят.

                Звенит под крышами капель,

                Медведь с еловой встал постели.

                Всех солнышко теплом ласкает,

                Кто это время года знает?

Загадка:

На ветках плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Дидактическая игра «Повторяй друг за другом».

Ход игры. Играющий называет любое название (животного, насекомого, птицы), например жук. Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук, комар…). Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Опыт «Вода и снег».

Подвижная игра «Мяч водящему».

Дидактическая игра «Охотник».

ПРОГУЛКА 4 март

Цели: уточнить и расширить знания о неживой природе (воздухе), о причинах возникновения ветра; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям; расширять словарный запас.

Наблюдение за ветром

Педагог и дети наблюдают за ветром. Есть ли сегодня ветер? По каким признакам можно узнать, есть ли ветер? (Качаются ветви деревьев, бегут облака.) Прислушайтесь, как во время ветра шумят деревья. Определите, какой сегодня ветер: слабый, сильный? Почему вы так решили? Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Педагог предлагает детям побегать против ветра, затем в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему.

Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – возможен дождь; подул северный ветер – похолодает.

Поговорки и пословицы: «Зима весну пугает – а сама тает»; «Весною сутки мочит, а час сушит».

Стихотворение:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

А. С. Пушкина

Загадка:

Вот он дерево качает и разбойником свистит,

Вот последний лист срывает и кружит его, кружит… (ветер).

Дидактическая игра «Расскажи без слов»; игры с флажками, султанчиками, вертушками.

Опыт «Движение воздуха».

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Труд на участке. Расчистка дорожек от оставшегося снега.

ПРОГУЛКА 5 март

Цели: уточнить представление о знакомых птицах, их внешнем виде, условиях жизни; закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам.

Наблюдение за птицами (вороной)

Педагог и дети наблюдают за вороной, ее повадками. Рассматривание вороны, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге. Ворона ворошит мусор и листья и извлекает клювом для себя корм. Она взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап. Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них.

Примета: вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению.

Поговорки и пословицы: «Весна да осень – на дню погод восемь»; «В марте мороз скрипуч, да не жгуч».

Стихотворение:

                Голубые, синие небо и ручьи.

                В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

                На снегу прозрачные льдинки-кружева.

                Первые проталины, первая трава.

                        Е. Трутнева

Загадка:

На дереве сидит, во все стороны глядит.

Кто куда идет, «Кар-р-р!» кричит. (Ворона.)

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Птички и кошка».

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры. В большом круге сидит «кот», за кругом – «птички». «Кот» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кот» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кот» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает их количество.

ПРОГУЛКА 6 март

Цели: расширять представление о неживой природе; учить устанавливать связь одних природных явлений с другими.

Наблюдение за оттепелью и капелью

Педагог и дети наблюдают за тем, как днем на крышах и деревьях тает снег. С сосулек стекают капли воды и падают на землю, образуя лужи. Как звенят падающие капли? Как называется это явление? (Капель.) Снег тает, уплотняется, теряет свою белизну.

Педагог дает задание: понаблюдать, какие изменения произойдут на месте, где висела сосулька, ко времени вечерней прогулки.

Поговорки и пословицы: «Весна и червяка живит»; «Вешний день целый год кормит».

Стихотворение:

        Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота!

        Первым март пришел, белый снег сошел.

Дидактическая игра «Придумай сам».

Подвижная игра «Космонавты».

Труд на участке. Повторение правил безопасного поведения при гололеде.

ПРОГУЛКА 7 март

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы, формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызывать желание фантазировать.

Наблюдение за облаками

Педагог и дети наблюдают за весенним небом: движением облаков и изменением их формы. Фантазируют, на что похожи белые облака.

Поговорки и пословицы: «Март – заря весны»; «Туча летуча, а дождь – бегун».

Дидактические игры «Мое облако», «Похож – не похож».

Игра-забава «Узнай по звуку».

Русская народная игра «Мячик кверху».

ПРОГУЛКА 8 март

Цели: формировать представления о весенних изменениях в неживой природе; развивать мышление; воспитывать культуру поведения.

Наблюдение за лужами

Педагог и дети наблюдают за лужами. Как образуются лужи? Куда они деваются, когда становится теплее? Рассмотреть, что отражается в лужах.

Приметы: после дождя похолодало – к смене погоды; птицы сидят нахохлившись – к холоду.

Поговорка: «Первая ласточка весны не делает».

Стихотворение:

ВЕСНА

        Шел дождь весь день и шел всю ночь,

        И лишь к утру ушел он прочь.

        Остались на земле следы,

        Доверху полные воды.

Загадка:

По ней кораблики пускаем,

Когда уходят холода.

Жаль только, мама не пускает

По ней побегать иногда.

(Лужа.)

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Цель: учить описывать признаки, воспринимаемые наощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает природный материал: камешки, веточки, орехи. Ребенок должен на ощупь определить предмет и рассказать о нем, не вытаскивая предмета. Остальные дети должны определить предмет по описанию.

Подвижная игра «Кто скорее до флажка?».

Цель: развивать быстроту, ловкость; учить работать в команде, помогая друг другу.

Ход игры. Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 3 м поставить флажки на подставке. Дается задание: по сигналу воспитателя прыжками на двух ногах добраться до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и без ошибок.

Игра-забава «Узнай по звуку».

Труд на участке. По мере того как участок детского сада освобождается от снега, педагог организует с детьми уборку участка.

ПРОГУЛКА 9 март

Цели: уточнять представления о ветках деревьев; закреплять знания о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде, свете и тепле, учить отличать деревья по внешним признакам. Рассматривание веток деревьев

Педагог и дети наблюдают за деревьями. Выйдя на участок детского сада, найти знакомые деревья, вспомнить их названия. Многие легко определить по коре (береза) и кроне (тополь пирамидальный). Педагог обращает внимание на то, что ветки у различных видов деревьев расположены по-разному (у ивы веточки тоненькие, опущенные книзу, у клена – все веточки раздвоенные, похожие на букву У). Каждую весну на дереве появляются все новые и новые веточки, и чем старше дерево, тем больше на нем будет веточек, чем толще ветка, тем она старше (дольше живет). Молодые веточки тоненькие, кора на них нежно-зеленого цвета, по ней легко определить возраст. Приметы: частые туманы в марте предвещают дождливое лето; если в марте дятел стучит, весна будет поздней. Поговорки и пословицы: «Кто весною трудиться рад, осенью будет богат»; «Увидел на вербе пушок – и весна на шесток».

Дидактическая игра «Закончи предложение». Подвижная игра «Медведь и пчелы». Труд на участке. ПРОГУЛКА 10 март

Цели: формировать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать кругозор детей. Наблюдение за таянием снега и льда

Педагог и дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Педагог обращает внимание на погоду: небо без туч и облаков, стало теплее, Солнце пригревает все больше, ветра нет. Где снег и лед тают быстрее: на солнце или в тени? Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени – нет? Установить связи между повышением температуры воздуха и появлением первых проталин, образованием сосулек и луж. Проследить изменения в одежде детей.

Приметы: если на крышах образуются большие сосульки, весна будет затяжной; если снег тает от солнышка, будет урожайный год, от дождя – жди засухи. Поговорка: «Грач на горе – весна на дворе». Стихотворение:

        Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят –

        Бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят…

        Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет,

        Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!»

Ф. Тютчев     Дидактическая игра «Похож – не похож».

Подвижная игра «Жмурки». Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Труд на участке. Уборка территории детского сада от оставшегося снега.

ПРОГУЛКА 11 март

Цели: продолжить расширение и уточнение знаний о птицах; закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, следам на снегу.

Наблюдение за повадками птиц

Педагог и дети наблюдают за повадками птиц. Отличительные признаки птиц: умение летать, наличие крыльев, оперения, клюва. Вороны любят находиться на толстых ветках деревьев, воробьи – на нижних ветках деревьев и кустарников, голуби – на крышах и на карнизах жилищ, синички – на ветках деревьев.

Примета: если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу.

Поговорки и пословицы: «Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать»; «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает».

Стихотворение:

        Воробей с березы на дорогу – прыг!

        Больше нет мороза, чик-чирик!

        Вот журчит в канавке быстрый ручеек,

        И не зябнут лапки – скок, скок, скок!

        Высохнут овражки – прыг-прыг-прыг!

        Вылезут букашки – чик-чирик!

Загадка:

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет,

Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей.)

Дидактические игры «Путешествие», «Что это за птица?».

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Труд на участке.

ПРОГУЛКА 12 март

Цели: формировать умение видеть красоту неба; расширять кругозор; обогащать словарный запас (грозовые, дождевые, снеговые облака).

Наблюдение за небом (облачность)

Педагог и дети наблюдают за облаками на небе.

Отметить количество и форму облаков, направление их движения. Что такое облака? Во что они могут собираться? (В тучи.) Какими бывают облака? (Дождевые, снеговые, грозовые.)

Дать определение каждому виду облаков.

Примета: если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно, лето будет сухое.

Пословица: «В марте курица из лужицы напьется».

Загадки:

Белый-белый пароход над деревьями плывет,

Если станет синим, разразится ливнем. (Облака, туча.)

Летит сова по синему небу, крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Дидактическая игра «Что на что похоже» (вариант 1).

Цели: развивать воображение, умение считать; закреплять представления об объектах природы и искусственных объектах (для детей мы их условно называем объектами «не природы»), геометрических фигурах.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала дети называют только объекты природы, а затем – только объекты «не природы».

Подвижная игра «Садовник».

Цель: учить называть цветы; развивать ловкость.

Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый участник выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбирается ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранные игроками. «Садовник» произносит слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме… (называет любой цветок)». Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» его догоняет. Если «садовник» догонит «цветок», то убегающий становится «садовником», если нет – «садовник» остается прежним.

Дидактическая игра «Что на что похоже» (вариант 2).

Цели: развивать воображение, умение считать; закреплять представления об искусственных объектах (для детей мы их условно называем объектами «не природы») и геометрических фигурах.

Ход игры. Воспитатель называет детям объект «не природы», а дети должны отгадать, на какую геометрическую фигуру он похож.

ПРОГУЛКА 13 март

Цели: закреплять знания о весенних изменениях в природе; развивать умение сравнивать периоды весны; воспитывать радостное отношение детей к пробуждающейся природе.

Наблюдение за весенней природой

Педагог и дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Почему март называют «утром года»? Взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, снег тает, превращается в воду; вода пропитывает почву, появляются условия для роста растений; набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где пригревает солнце, появляется первая травка; выползают погреться после зимы насекомые; начинают появляться перелетные птицы, которые питаются этими насекомыми. Зимующие птицы начинают подбирать себе пары и вить гнезда для вывода птенцов.

Примета: к обеду прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «В марте вода – в апреле трава»; «В марте день с ночью меряется, да равняется».

Стихотворение:

ВЕСНА

        Уж верба вся пушистая раскинулась кругом;

        Опять весна душистая повеяла крылом…

        А. Фет

Загадка:

Шагает красавица, легко земли касается,

Идет на поле, на реку и по цветку, и по снежку. (Весна.)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: береза, тополь, сирень; сирень, жимолость, береза; одуванчик, календула, колеус.

Дидактическая игра «Третий лишний».

Подвижная игра «Сделай фигуру»; игра-забава «Узнай, не видя».

Труд в природе.

ПРОГУЛКА 14 март

Цели: закреплять знания о разнообразии растительного мира; учить делать выводы о закономерностях и зависимостях в природе. Наблюдение за растениями Педагог и дети наблюдают за растениями. Определение знакомых деревьев по особенностям ствола, расположению веток, особенностям почек: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая веточка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга). Рассматривание веток (набухли ли почки у тополя, березы). Какие еще формы растений, кроме деревьев и кустарников, встречаются в природе? (Травянистые растения.) Приметы: деревья без ветра шумят – к дождю; иней на березе – к морозу. Поговорки и пословицы: «Весенняя пора – поел да со двора»; «Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами». Стихотворение:

  Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь в солнечных лучах,

Летают облака!

Дидактические игры «Кто больше знает?», «Наоборот». Подвижная игра «Караси и щука». Труд на участке. Уборка цветника (дети очищают от прошлогодних увядших стеблей и листьев).

                                                      ПРОГУЛКА 15 март

Цели: продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать наблюдательность. Наблюдение за дождем Педагог и дети наблюдают за дождем. Наблюдение ведется из окон группы: капли стекают по стеклу, ветер гнет ветки деревьев, птицы попрятались под крыши домов и в укрытия, люди спешат скорее дойти домой или попасть в помещение. На улице педагог просит понюхать влажный, терпкий запах мокрой земли. Примета: птицы садятся на землю – к оттепели. Поговорки и пословицы: «Март неверен: то плачет, то смеется»; «Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай».  Стихотворение:

   Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

Наденем сапожки.

Загадка: Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.) Дидактические игры «Кто больше знает?», «Наоборот». Подвижная игра «Найди себе пару». Опыт «Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства». Ход опыта. Педагог предлагает попробовать воду в луже. Какая она? (Холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась.) Еще не все растения «проснулись» после зимнего сна. Как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.  Труд на участке. Уборка веток с дорожек.

ПРОГУЛКА 16 март

Цели: развивать умение анализировать; учить видеть красоту родной природы; обогащать словарный запас.

Наблюдение за солнцем

Педагог обращает внимание на весеннюю погоду: на яркость солнца, голубизну неба, отсутствие облаков. «Какое у вас настроение? Почему в солнечный погожий денек хочется погулять на улице? Каким стало солнце?» Охарактеризовать весенний день. (Растаял снег, капает капель, появились ручьи, набухают почки на деревьях и кустарниках, появилась первая травка и т. д.)

Примета: голуби разворковались – к ясной погоде.

Поговорка: «Увидел скворца – весна у крыльца».

Стихотворение:

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.

Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает «солнечного зайчика» и произносит стихотворение:

        Солнечные зайчики играют на стене,

        Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.

        Ну, лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,

        Вот, вот, вот – левей, левей! Убежал на потолок.

Дети ловят «солнечного зайчика» на стене.

Русская народная игра «Стадо».

ПРОГУЛКА 17 март

Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; выявить знания об отличительных признаках насекомых; развивать умение наблюдать за живыми объектами в природе.

Наблюдение за насекомыми

В уголке сада на пне отогнуть кору и понаблюдать, что происходит под ней. Отломать кусочек коры и показать детям ее внутреннюю сторону. Дети увидят углубления в виде узких канальцев. В канальцах находятся беленькие личинки или бледные куколки, а иногда небольшие жучки желтого, бурого или черного цвета. Это вредители деревьев – жуки-короеды. Канальцы – это ходы, которые жуки выгрызают в коре и выводят там личинок. Старый пень служит надежным укрытием насекомым от зимних холодов. Они всю зиму проводят в этом укрытии. Но пень – это умершее дерево. Многие насекомые прогрызают ходы и в коре живого дерева, тем самым нанося ему большой вред.

Примета: багровые зори – к ветру.

Поговорка: «Весна водой богата».

Стихотворение:

БАБОЧКА

Тонкие нежные крылья,

Словно цветов лепестки,

Покрыты нектаром, как пылью,

На тельце ее волоски.

Она, как нарядный цветочек,

Всегда наш порадует глаз.

И ты назовешь, несомненно,

Кому посвящен мой рассказ.

Загадка:

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Шмель.)

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Подвижная игра «К названному дереву – беги».

ПРОГУЛКА 18 март

Цели: формировать представления об условиях жизни растений; расширять кругозор. Рассматривание молодой травы

Педагог и дети наблюдают за появлением зеленой травки, ищут ее у забора и на открытых местах. Почему зеленой травки не было видно раньше? Какие факторы необходимы для прорастания растений? Примета: ранняя весна – к обилию березового сока. Пословица: «Весной сверху печет, снизу морозит».

Стихотворение:     Растаял снег. С пригорка льется

                Вода с игривой быстротой,

                И солнцу радостно смеется

                В лицо цветочек золотой.

Загадка:

  Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее – беда:

Она их главная еда. (Трава.)

Дидактические игры «Охотник», «Назови три предмета».

Подвижная игра «Совушка». Труд на участке. Сбор прошлогодней листвы, веточек, мусора.

ПРОГУЛКА 19 март

Цели: учить делать выводы о закономерностях и зависимостях в живой и неживой природе; формировать умения описывать растения, отмечая их различие и сходство; развивать наблюдательность.Наблюдение за растениями

Можно ли узнать дерево без листьев (по коре, по почкам)? Найти растения одного вида на разных участках детского сада: чем они похожи и чем отличаются (одинаковые цвет, кора, форма кроны, расположение веток на стволе, величина и форма почек; различия: толщина ствола и веток, высота, форма коры, возраст, количество веток, толщина корней, если они видны из-под земли). Подойти к дереву, потрогать кору дерева на солнечной стороне и в тени (в тени кора холодная, на солнце – теплая). Приметы: когда распускаются листья на дубе, похолодание бывает еще более сильным; если листья появляются на березе раньше, чем на клене, лето будет сухое.

Поговорка: «Была бы водица, а зелень народится».

Загадка: Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна. Зовут меня … (весна).

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение». Цели: учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения. Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например: белый ствол  (береза), красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.  Подвижная игра  «Ловишка,  бери ленту».

ПРОГУЛКА 20 март

Цели: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; продолжить развивать наблюдательность, связную разговорную речь.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе

С наступлением весны, когда очень быстро меняются явления в живой и неживой природе, воспитатель ежедневно обходит с детьми участок, обращая внимание на изменения, происходящие на улице: раскрытие почек, появление травы, первых цветочков, насекомых, птиц. Позже предлагает самостоятельно найти, что изменилось на участке (появление на клумбах, грядках всходов; рост растений). Педагог просит детей самим назвать эти изменения, проанализировать, почему так происходит.

Приметы: радуга быстро пропала после дождя – к ясной погоде; ласточки высоко летают – к хорошей погоде.

Пословица: «Солнце пригреет – все поспеет».

Загадка:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Подвижные игры «Волк во рву», «Что изменилось?».

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Труд на участке. Сбор мусора, опавших веточек, прошлогодних листьев из лунок деревьев и кустарников, из цветочных клумб.

ПРОГУЛКА 1апрель, старшая группа

Цели: формировать представления о знакомых птицах, условиях их жизни; закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам. Наблюдение за воробьями Педагог и дети наблюдают за поведением воробьев, рассматривают внешний вид: маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев. Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают. Если найдет озорной воробей небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь; поплещется в холодной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется. Примета: когда воробьи купаются в лужах – жди хорошую погоду. Пословица: «Апрель с водою – май с травою». Дидактическая игра «Кто где живет?» Подвижные игры «К названному дереву – беги», «Стрелок»

ПРОГУЛКА 2 апрель

Цели: учить обобщать представления о типичных весенних явлениях в природе, анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Наблюдение за весенними изменениями в природе Педагог обращает внимание на веселое чириканье птиц, появление травки, первых цветков, яркое весеннее солнце, увеличение продолжительности дня, распускающиеся почки. У людей с приходом весны все чаще возникает желание выйти на улицу, подышать свежим воздухом, отправиться на природу за город. Примета: в апреле ясные ночи кончаются заморозками. Пословица: «Апрельские ручьи землю будят».

Стихотворение: Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

                    А сегодня – прямиком шлепает по лужам,

        Гонит талые снега с гомоном и звоном,

        Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

        «Скоро, скоро быть теплу!» – эту новость первой

        Барабанит по стеклу серой лапкой верба…Я. Аким

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».Цель: закреплять знания о правилах поведения в природе.Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно полнее рассказать о том, что изображено на них, что можно и что нельзя делать и почему.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Подвижная игра «Мы – веселые ребята».

ПРОГУЛКА 3 апрель

Цели: закреплять знания о строении одуванчика; формировать представления о последовательности роста и развития растения; воспитывать заботливое отношение к природе.Рассматривание одуванчиков

Педагог и дети рассматривают одуванчик. Воспитатель спрашивает: «Какой это цветок? Какие у него лепестки? На что они похожи?» Сравнение величин стеблей одуванчиков, растущих на солнце и в тени, обсуждение влияние тепла и света на рост растений. Во время вечерней прогулки обратить внимание детей на то, что все головки цветка закрыты, одуванчик «приготовился спать».

Примета: если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

Пословица: «Где в апреле река, там в мае лужица».

Стихотворение: ОДУВАНЧИК

        Уронило солнце лучик золотой,

        Вырос одуванчик первый, молодой.

        У него чудесный золотистый цвет.

        Он большого солнца маленький портрет. О. Высоцкая

Загадка: Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (Одуванчик.)

Дидактические игры «Да или нет?», «Что неверно?».

ПРОГУЛКА 4 апрель

Цель: расширять представления о многообразии неживой природы.

Наблюдение за ветром Педагог и дети проводят наблюдение за погодой. Обсуждение состояния погоды. Как она изменилась по сравнению с утренней, стало ли прохладней, почему? (Солнце садится или уже село, оно не согревает воздух, почву и предметы, поэтому стало холодней.) Изменился ли ветер, его сила и направление? По таким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака. Какой силы ветер, его направление? Вспомните, что такое ветер? Примета: северный ветер к ночи стихает. Поговорки и пословицы: «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает»; «До поры до времени не сеют семени». Стихотворение:

ВЕТЕР

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать!

Кто я, можешь угадать?

Загадка:

Невидимка озорной: все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит, и куда-то он спешит. (Ветер.)

Дидактическая игра «Добрые слова».

Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к дубу и березе».

ПРОГУЛКА 5 апрель

Цели: формировать представления о многообразии насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

Наблюдение за насекомыми

Педагог предлагает найти насекомых, вспомнить основные их признаки: шесть ног, членистое строение тела – на примере пчелы, осы; четыре крыла (бабочка);  может  быть два явных и два редуцированных (комар, муха); два мягких и два жестких крыла (жуки); наличие усиков; большинство насекомых умеют летать и т. д. Установление связи между прилетом птиц и появлением насекомых. Апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе.Примета: к концу марта – началу апреля прилетают скворцы.

Пословица: «Вода с гор потекла – весну привела».

Дидактическая игра «Назови насекомое с нужным звуком».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте названия насекомых, в названии которых есть звуки [а], [к]».

Кто больше назовет слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза, гусеница, кузнечик, крапивница и т. д.

Дидактическая игра «Да или нет?».Подвижная игра «К названному дереву – беги» Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

ПРОГУЛКА 6 апрель

Цели: уточнять представления о многообразии птиц, способах передвижения; учить наблюдательности, умению делать выводы.

Наблюдение за полетом любой птицы

Педагог и дети рассматривают птиц в полете. Что помогает им держаться и передвигаться в воздухе? Из чего состоят их крылья? (Перья бывают маховые и пуховые, маховые – для полета, пуховые для согревания тела. У зимующих птиц пуховые перья становятся гуще осенью и зимой – это приспособление организма птиц к зимним температурам. Перья состоят из множество волосков, расположенных на полом стержне, внутри которого находится воздух.) У кого еще есть крылья? Сколько крыльев у птиц и сколько – у насекомых? Сравнение крыла птицы и крылышка бабочки.

Примета: птицы сидят нахохлившись – к дождю.

Пословица: «Апрель водой славен».

Стихотворение:

Милая певунья,

Ласточка родная,

Ты домой вернулась

Из чужого края.

Над оконцем вьется

С песенкой живой:

«Я весну да солнце

Принесла с собой».

Дидактическая игра «Летает – не летает». Подвижная игра «Голубь».

ПРОГУЛКА 7 апрель

Цели: формировать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; обогащать словарный запас; воспитывать культуру поведения. Наблюдение за солнцем Педагог обращает внимание на солнечную погоду, характеризует данное время суток. (Днем солнце светит ярко, освещает все вокруг. Тени у предметов короткие. На солнце становится жарко, но в тени еще прохладно.) Педагог и дети сравнивают тени от предметов в середине дня и вечером. Вывод: вечером тени становятся длиннее.  Опыт «Уличные тени». Приметы:  солнце в туман садится – к дождю; багровый закат солнца – к ветру. Поговорки и пословицы: «Апрель всех напоит»; «Весенний день что ласковое слово». Стихотворение «Солнечные зайчики». Загадка: От кого, мои друзья, убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит… (тень).

Дидактические игры «Добрые слова», «Добавь слог». Подвижная игра «Охотник и зайцы». Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры. На одной стороне площадки – «охотник», на другой – в обручах – по 2–3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы!» Они прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову: «Охотник!» – «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

ПРОГУЛКА 8 апрель

Цели: уточнить  представления о внешних особенностях насекомых (жучка); формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. Наблюдение за насекомыми (божьей коровкой)

Воспитатель предлагает поискать жучка сначала в тени, а затем на солнечных местах. Выделить и назвать основные части тела, их особенности: надкрылья жесткие, под ними два мягких прозрачных крыла; шесть ног, как и у всех насекомых; членистое тело, наличие усиков. Наблюдение за передвижением насекомого: божья коровка может ползать, но может и летать при помощи крыльев, причем в полете использует все четыре крыла.

Приметы: ранняя весна – летом много непогожих дней; синие облака в апреле – к теплу и дождю. Поговорки и пословицы: «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»; «Вода на лугу – сено в стогу».

Загадка:

Спинка красная, на ней черные круги,

С каждой стороны по три ноги. (Божья коровка.)

Дидактическая игра «Похож – не похож».

Подвижные игры «Горелки», «Иголка, нитка и узелок»

ПРОГУЛКА 9 апрель

Цели: формировать умение видеть красоту весеннего неба; развивать творческое воображение, связную разговорную речь.

Наблюдение за ветром и облаками

Педагог и дети наблюдают за тем, как плывут по небу облака. Что заставляет их двигаться? Какого цвета облака?

Примета: облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Поговорка: «Не ломай печи, еще апрель на дворе».

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Подвижные игры «Лягушки и цапля», «Горелки».

ПРОГУЛКА 10 апрель

Цели: формировать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением; учить замечать изменения во внешнем виде дерева в зависимости от сезонных изменений, происходящих в природе, расширять кругозор.

Наблюдение за березой

Педагог предлагает найти березу и понаблюдать за ней. Чем береза выделяется на фоне других деревьев? (Своим стволом белого цвета и черными штрихами на нем.) Обратить внимание на весеннюю красоту берез: свисающие ветки, белые стволы, нежную зелень распускающейся листвы.

Приметы: из березы течет много сока – к дождливому лету; если листья на березе появятся раньше, чем у клена, лето будет сухое.

Пословица: «Весна кормит и лечит».

Стихотворение:

БЕРЕЗА

                Чуть солнце пригрело откосы,

                И стало в лесу потеплей,

                Береза зеленые косы

                Развесила с тонких ветвей.

                Вся в белое платье одета,

                В сережках, в листве кружевной,

                Встречает горячее лето

                Она на опушке лесной.

                Р. Рождественский

Дидактическая игра «Сколько предметов?». Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

ПРОГУЛКА 11 апрель

Цели: уточнять представления о последовательности роста и развития растения; обогащать словарный запас (подорожник ланцетовидный, подорожник большой). Наблюдение за ростом растений (подорожник)

Педагог предлагает детям в уголке сада найти подорожник. Он помогает детям выяснить, в каких местах он любит селиться. Демонстрация двух видов растений: подорожник ланцетовидный и подорожник большой, их отличия друг от друга. Рассматривание маленьких, нежных зеленых листьев, прожилок. Рассказ о полезных свойствах подорожника. Примета: особенно бывает холодно, когда дуб развернется. Пословица: «Готовь сани с весны, а колеса – с осени».  Стихотворение:

Шагаешь берегом реки

Или лесной дорожкой,

Везде встречаешь ты в пути

Растенье подорожник.

Загадка:

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник.)

Дидактическая игра «Наоборот»; игра-забава «Где звук?».

Подвижные игры «Сова», «Ловишка, бери ленту». Труд на участке.

ПРОГУЛКА 12 апрель

Цели: формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

Наблюдение за божьей коровкой (защита от врагов)

Педагог обращает внимание на желтое пятно, оставшееся после божьей коровки. Это защитная реакция насекомого. Эта жидкость очень горькая, и птицы, попробовав божью коровку, больше никогда не будут есть ее из-за горького вкуса. Птицам легко запомнить жука по его яркой предостерегающей окраске: «Меня есть нельзя – я невкусный». Правила обращения с жучком: не давить на него, не сжимать в кулачке; рассмотрев, осторожно посадить на веточку или листок; не брать в помещение. Примета: синие вечерние облака – к перемене погоды. Пословица: «Весною сверху печет, снизу морозит».

Стихотворение: БОЖЬЯ КОРОВКА

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

Загадка:

У кого вся спинка в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Дидактическая игра «Назови три предмета». Подвижные игры «Песенка стрекозы», «Сова».

ПРОГУЛКА 13 апрель

Цели: продолжать знакомство с домашними животными, их поведением; учить делиться впечатлениями от общения с природой. Наблюдение за кошкой

Педагог обращает внимание на кошку, греющуюся на солнышке: у нее довольный вид, она совсем не боится людей; рассказывает одну из легенд приручения кошек. Беседа о домашних животных, которые живут в семьях. Кошки очень чистоплотные, любят умываться, чистить шерстку. У них на язычке имеются специальные выросты, как на наждачной бумаге, которые счищают грязь с шерсти. Примета: дым из трубы стелется книзу – к похолоданию. Поговорки и пословицы: «На красный цветок и пчела садится»; «Земля что тарелка: что положишь, то и возьмешь». Стихотворение:

НАШ КОТЕНОК

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

Р. Селянин

Загадка: Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. (Котенок.)

Дидактическая игра «Да или нет?». Подвижная игра «Воробушки и кот». Цель: учить мягко спрыгивать с высоты, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга. Ход игры. Дети становятся на скамейке – это «воробушки» на крыше. В другой стороне сидит «кот», он спит. «Воробушки вылетают на дорогу», – говорит воспитатель, и дети «разлетаются». Просыпается «кот», мяукает и бежит ловить «воробушков». Пойманных «воробушков» «кот» отводит к себе домой. Малоподвижная игра «Хлопки».

                                                                 ПРОГУЛКА 14 апрель

Цели: обобщать и углублять представления о весне по существенным признакам сезона; формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру, бережное отношение к природе. Наблюдение за природой

Педагог обращает внимание на красоту весеннего пейзажа: высокое голубое небо, ослепительная белизна берез, молодая зелень травы с первыми цветами. Сравнение погоды по сезонам – весна, зима. Приметы весны в окружающем мире: растаял снег, ярко светит солнце, появились насекомые, распускаются почки и т. д. Примета: коли грачи прямо на гнезда летят – будет дружная весна.

Поговорка: «Хороший год по весне видно».

Стихотворение:

Набухают быстро почки,

Появляются листочки,

Всюду гомон, птичья трель –

Это в лес пришел апрель.

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».

Подвижные игры «Зайцы и волк», «Волк и ягнята». Труд на участке. Поддержание чистоты и порядка на  территории детского сада.

ПРОГУЛКА 15 апрель

Цели: уточнять представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Рассматривание цветущей березы

Сережки березы разные по цвету: одни – зеленые, а другие – буроватые. Сережки – это цветы березки. Для чего березе нужна пыльца? Береза – единственное дерево на земле с белой корой.

Приметы: соловей защелкал – значит, береза лист пустила; соловей запевает, когда может росы напиться с березового листа.

Поговорка: «Весенний дождь лишним не бывает».

Загадки:

Стоят в поле сестрицы: платья белены,

Шапочки зелены. (Березы.)

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза.)

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Подвижные игры «К названному дереву – беги», «Зайцы и волк».

ПРОГУЛКА 16 парель

Цели: формировать представления о зависимости сезонных изменений в живой и неживой природе; расширять словарный запас; развивать связную разговорную речь.

Наблюдение за дождем

– Что такое дождь? Каким он бывает? (Осенний, летний, весенний, сильный, проливной, мелкий, грибной.) Какие были дожди осенью? Почему не бывает дождя, когда на улице мороз? На что похож шум дождя? Нужен ли дождь растениям?

Примета: дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.

Пословица: «Весной сутки мочит, а час сушит».

Стихотворение:

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Подвижные игры «Совушка», «Ищем палочку».

Труд на участке.

ПРОГУЛКА 17 апрель

Цели: прививать интерес к изучению природы, к жизни растений и животных; развивать речь.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе

Весной очень быстро меняются явления в живой и неживой природе, поэтому необходимо ежедневно обращать внимание на изменения, происходящие с деревьями, кустарниками, появление насекомых, птиц. Самостоятельно находить и называть эти изменения. (Появление на клумбах, грядках всходов, рост растений.)

Поговорки и пословицы: «Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят»; «Каков посев, таковы и всходы».

Стихотворение:

ТУЧКА

        Тучка, словно пушистая вата,

        Плывет и спешит все время куда-то.

        И чем опускается тучка та ниже,

        Тем дождик становится ближе и ближе.

Дидактическая игра «Найди себе пару».

Подвижная игра «Красочки».

Цель: учить цвета; развивать ловкость.

Ход игры. Выбирается ведущий, «монах», который уходит в сторону, пока игроки-«краски» выбирают себе цвет. «Краски» садятся на скамейку в «доме». Приходит «монах» и стучит в дверь: «Тук-тук». «Кто там?» – отвечает ведущий.

– Это я, монах, в синих штанах, на лбу шишка, в кармане – мышка!

– За чем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За… (называет цвет)!

Если такой нет краски, «монах» уходит. Если есть, он ее догоняет. Пойманная «краска» становится «монахом». (Играет 5 человек и более.)

Подвижная игра «Совушка».

ПРОГУЛКА 18 апрель

Цели: углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений; закреплять знания о строении одуванчика; развивать наблюдательность. Наблюдение за одуванчиком Одуванчик – это очень неприхотливое растение, он появляется первым ранней весной там, где больше всего пригревает солнце и достаточно влаги. Цветы одуванчика открываются в полдень и закрываются вечером. В одном цветке одуванчика находится много цветков, цветок одуванчика – это целое соцветие. На одной поляне можно встретить растения на разной стадии развития. Опыт «Рассматривание одуванчика». Задание: найти трубчатые и язычковые цветы в соцветии одуванчика.   Стихотворение:

Одуванчики везде

По весенней травке

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

Загадка: Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик.)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Подвижные игры «Удочка», «Красочки».

Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов). Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Ход опыта. Воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т. д.). Наблюдают, какие тонут, а какие остаются на плаву. Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны. ПРОГУЛКА 19 аперель

Цели: уточнять и дополнять представления о знакомых птицах, их поведении; воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам. Наблюдение за поведением птиц (воробья и голубя) Различия во внешнем виде и поведении птиц: голубя и воробья. Отличительными качествами голубей является быстрота полета, необыкновенная память на места гнездования и привязанность к выбранному жилью. Семейные голубиные пары создаются на всю жизнь. Самца можно отличить по особому воркованию, распущенному веером хвосту, поклонам перед самкой. Самочки мельче, окрас перьев блеклый. Передвигаются они по земле маленькими шажками. В отличие от голубей воробьи передвигаются прыжками, ходить они не могут. Они мельче голубей.

Примета: воробьи собираются в листве и шумно «митингуют» – к ясной погоде. Поговорки и пословицы: «Где ласточке не летать, а к весне опять прибудет»; «Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает». Дидактическая игра «Отгадайте, что за птица». Цель: учить описывать птицу и узнавать по описанию. Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать птицу или загадать о ней загадку. Другие дети должны отгадать, что это за птица.

ПРОГУЛКА 20 апрель

Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас.

Наблюдение за майским жуком

Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются. Педагог обращает внимание на внешний вид жука: короткий, толстый, с твердыми крыльями. Как передвигается жук? (Перебирает тоненькими ножками.) Как летает? (Приподнимает твердые надкрылья и распускает мягкие прозрачные крылья.) Как гудит во время полета?

Поговорки и пословицы: «Солнышко с апрельской горки в лето катится»; «В апреле земля преет, спеши пахать и сеять».

Стихотворение:

МАЙСКИЙ ЖУК

Всем мальчишкам и девчонкам

Этот жук давно знаком –

В мае нравится детишкам

Догонять его с сачком.

Очень любит он кормиться

Первой майскою листвой,

Жук откладывает яйца

В теплой норке под землей.

Он коричневого цвета

И крупней других жуков.

Так о ком загадка эта,

Догадайся, кто таков?

Загадка:

Летает, жужжит, летом ест, зимой спит. (Жук.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Подвижные игры «Не оставайся на полу», «Голубь».

Труд на участке. Работа в цветнике. Оформление бордюров на цветниках.

ПРОГУЛКА 1 май, старшая группа

Цели: уточнять представления о растениях весной; расширять кругозор; обогащать словарный запас.

Наблюдение за цветущим абрикосовым деревом

Педагог показывает цветущее плодовое дерево (абрикос). Ветки у абрикоса растут в разные стороны. Рассматривание бутонов нежных белых цветков. Назвать другие плодовые деревья. Все плодовые деревья посадили люди; они заботятся о них, ухаживают за ними. Рассказ о пользе фруктов для здоровья человека. Примета: май холодный – год голодный.

Поговорки и пословицы: «Майский мороз не выдавит слез»; «Майская травка и голодного кормит».

Стихотворение:

МАЙ

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

Загадка:

Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон.)

Дидактические игры «Мое облако», «Исправь ошибку».

Подвижная игра «Карусель».

Белорусская народная игра «Прела – горела».

ПРОГУЛКА 2 май

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; познакомить с элементарными правилами поведения во время грозы.

Наблюдение за грозой

Отметить, что в мае часто идут дожди. Наблюдение взаимосвязи между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Рассказ о том, как надо себя вести во время грозы. После дождя стало свежо на улице, легко дышится. Дождь прибил пыль к земле, очистил воздух от грязи. Примета: глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню. Пословица: «Весной ведро воды – ложка грязи».

Загадка:

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла,

И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Цель: уточнить знания о растениях сада и огорода.

Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, цвета. Дети по описанию должны узнать растение.

Подвижные игры «Казаки-разбойники», «Не оставайся на полу», «Необычные жмурки».

ПРОГУЛКА 3 май

Цели: углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска); развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Наблюдение за кузнечиком Рассмотреть кузнечика: хорошо ли его видно в траве, почему? (Защитная зеленая окраска, своеобразная форма тела, похожая на веточку или травинку.) Кузнечики, отталкиваясь сильными задними ногами, совершают прыжки длиной более десяти метров.

Примета: когда цветет черемуха, всегда приходит холод.

Пословицы и поговорки: «Май, май, да шубу не снимай»; «Апрель с водой, май с травой». Стихотворение: КУЗНЕЧИК

Из травы, с зеленой кочки,

Раздается странный звук,

Будто рядом молоточки

Выбивают: тук-тук-тук!

Будто к наковальне встал

Очень ловкий человечек.

То в траве застрекотал

Маленький кузнец-кузнечик.

Загадка: Длинные ножки, как стебельки,

Оттого и делает высокие прыжки,

В траве он стрекочет,

Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)

Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжит».

Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например: «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар».

Подвижная игра «Пустое место». Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?». Ход игры. Педагог читает отрывки из стихотворений, а дети должны произносить пропущенные слова, например:

                Где обедал воробей?

                В зоопарке у … (зверей).

                Вы не стойте слишком близко:

                Я тигренок, а не … (киска).

                Ветер по морю … (гуляет)

                И … (кораблик) подгоняет. И т. д.

Дагестанская народная игра «Надень шапку».

Ход игры. Мальчик сидит на стуле. На 8–10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика. Остальные игроки считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на эти роли назначают других детей.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

ПРОГУЛКА 4 май

Цели: учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями, в которых оно находится; активизировать словарный запас.

Наблюдение за ландышем

Педагог обращает внимание на ландыш. Он растет в затененном, влажном месте. Его цветы нежные, будто сделанные из фарфора. Ландыш занесен в Красную книгу России. Сравнение ландыша с другими растительными формами (деревьями и кустарниками), общие и отличительные признаки.

Пословица: «Май леса наряжает – в гости лето ожидает».

Стихотворение:

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в тиши припас.

Но мы их обрывать не будем –

Пускай цветут на радость людям.

В. Берестов

Загадка:

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Подвижные игры «Ручейки и озера», «Пустое место».

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

ПРОГУЛКА 5 май

Цели: учить наблюдать за растениями – барометрами погоды; уметь предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы; продолжить знакомство с народными приметами.

Наблюдение за растениями (определение погоды по растениям)

Педагог рассказывает о тех временах, когда не было часов и никто не предсказывал прогноз погоды. Люди, наблюдая за растениями, животными, насекомыми и птицами, замечали, что они ведут себя по-особенному перед сменой погоды и в разное время суток. По поведению птиц люди знали, какую следует ожидать погоду, а по растениям судили о предстоящем времени года, по насекомым, – ждать ли дождя и т. д.

Примета: одуванчик раскрывается в 5–6 часов утра, а закрывается в 16–17 часов.

Поговорка: «В землю не положишь – и с земли не возьмешь».

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».

Подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Ручейки и озера».

Опыт «Рассматривание песка через лупу».

Цель: определение формы песчинок.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход опыта. Из чего состоит песок? (Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные.) В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

ПРОГУЛКА 6 май

Цели: обобщать и систематизировать представления детей о неживой природе, среде, в которой существуют растения и животные; воспитывать культуру поведения на прогулке.

Наблюдение за солнцем

Весной солнце ярко светит, небо ясное, голубое. В каком месте солнышко вставало и садилось зимой? Где оно сейчас? На вечерней прогулке отметить уменьшение светового дня. Спросить у детей, что они знают о солнышке.

Примета: во время восхода стоит духота – к ненастью.

Поговорка: «У кого весной простой, у того амбар пустой».

Загадка:

Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».

Цели: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Вы знаете, что сажают в огороде? Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечайте “да”, если же то, что в огороде не растет, вы скажите “нет”. Кто ошибется, тот проиграет».

Подвижные игры «Садовник», «Рыбак и рыбки».

Опыт «Солнце высушивает предметы».

Игра малой подвижности «Волшебное зеркало».

Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибку, выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.

Опыт «Уличные тени».

ПРОГУЛКА 7 апрель

Цели: расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Наблюдение за насекомыми

Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей – самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде.

Пословица: «Дождь в мае хлеба поднимает».

Стихотворение:

МУРАВЕЙНИК

Что за домик на поляне

Из иголок и листвы?

Подойдем, поближе взглянем,

Чья постройка у сосны?

В этом доме оживленье,

День-деньской в нем напролет

Трудится все населенье:

Кто-то веточку несет,

Кто-то муху еле тянет,

Кто-то крошечку гриба,

Кто-то домик охраняет

От возможного врага.

В дом ведет дорожек много,

В нем не место для лентяев,

И скажу тебе я строго:

«Ты не обижай хозяев!»

Загадки:

В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий, весь день хлопочет –

Из лесного сора строит себе город. (Муравьи.)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Дидактическая игра «Повторяй друг за другом».

Подвижные игры «Лягушки и цапля», «Садовник».

ПРОГУЛКА 8 май

Цели: расширять знания о жизни насекомых; учить доброте, бережному отношению к природе. Рассматривание бабочек Бабочки порхают с цветка на цветок. Педагог обращает внимание на то, как бабочка раскрывает крылья, летит, садится на растение. У бабочки очень длинный хоботок, поэтому она может добывать нектар из цветков с любым венчиком. Ловить бабочек нельзя. После того, как вы поймали бабочку и отпустили, вы обрекаете ее на гибель – нежные чешуйки содраны грубым прикосновением вашей руки. Тело бабочек тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза.  Примета: сколько в мае дождей – столько лет будет урожай. Пословица: «Ранний дождь озолотит, а поздний разорит». Загадки:

Балерина пляшет, вся искрится блестками,

Над цветками машет лепестками пестрыми. (Бабочка.)

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Дидактическая игра «Что будет, если…» Цель: учить замечать последствия своих действий по отношению к природе. Ход игры. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, дети приходят к выводу о необходимости соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы? … уничтожить всех бабочек?» Подвижные игры «Волк», «Лягушки и цапля».

ПРОГУЛКА 9 май

Цели: развивать наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги; формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Наблюдение за одуванчиками Педагог предлагает найти растения в разных фазах роста и развития: от прорастающего, цветущего до отцветшего; рассмотреть соцветие отцветшего одуванчика, найти парашютик с семянкой. Рассказ о приспособлении этого растения к распространению семян ветром. Чем сильнее ветер, тем дальше разлетаются семена. Опыт по распространению семян. Педагог дает задание: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики во влажную погоду, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Примета: одуванчик расцвел ранней весной – к короткому лету. Пословица: «Май холодный – год хлебородный». Стихотворение:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Загадка: Я и желтый, я и белый, я и робкий, я и смелый. (Одуванчик.)

Дидактическая игра «Что происходит в природе?».

Подвижные игры «Не замочи ног», «Волк».

Труд на участке. Перекапывание земли для грядок.

ПРОГУЛКА 10 май

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду.

Наблюдение за насекомыми

В мае насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Все они – насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты.

Опыт «Кто как двигается».

Ход опыта. Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.

Примета: комаров много – дождь завтра будет.

Пословица: «Много комаров – готовь по ягоды короба, много мошек – готовь по грибы лукошко».

Стихотворение:

СТРЕКОЗЫ

                Растут у пруда тростник, камыши.

                Снуют там стрекозы в прохладной тиши.

                Серебряных крыльев не слышен полет,

                Как будто над гладью завис вертолет.

                На пару минут застывает движенье –

                Стремительный взлет, не присев на растенье,

        Съедает она на обед комара,

        И снова в полет – на охоту пора.

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Цели: развивать слуховое внимание; воспитывать выдержку.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель – в середине. Он говорит детям: «Я бросаю вам мяч и называю предмет. Если он летает, то тот, кому я брошу мяч, должен поймать его, если нет – отбросить руками. Кто ошибется, выходит за круг и пропускает одну игру».

Подвижная игра «Не замочи ног».

Труд на участке.

ПРОГУЛКА 11 май

Цели: продолжить знакомство с многообразием растительного мира; воспитывать бережное отношение к цветам.

Рассматривание цветов на клумбах

– Что изменилось на клумбе? Назвать знакомые цветущие растения и показать их. Найти общие и отличительные качества. Какие условия необходимы для роста и развития растений?

Примета: сирень пахнет сильнее обычного – к дождю.

Пословица: «Пришел май – под кустом рай».

Стихотворение:

САДОВОД

О чем мечтает садовод?

В его мечтах весь мир цветет,

И люди, глядя на цветы,

Становятся добрей.

Пусть эти славные мечты

Исполнятся скорей!

Е. Серова

Загадка:

Нарядные платьица, желтые брошки.

Ни пятнышка нет на красивой одежке. (Ромашка.)

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Подвижные игры «Стоп!», «Не замочи ног».

Игра-забава «Узнай по звуку».

Опыт «Свойства мокрого песка».

ПРОГУЛКА 12 май

Цели: учить видеть изменения, происходящие в неживой природе, описывать красоту весенней природы; расширять словарный запас.

Наблюдение за перистыми облаками

От перистых облаков тени на земле не бывает. Они не закрывают солнца. Они располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. Облака похожи на завитки, кудряшки, перья птицы. Движутся эти облака незаметно, осадков из них не бывает. Иногда такие облака двигаются не в том направлении, куда дует ветер у земли. Это означает, что скоро погода изменится, станет холоднее или пойдет дождь.

Примета: у перистых облаков появилось множество  белых  облачков – к дождю.

Поговорка: «Без дождя и травка не растет».

Дидактическая игра «Добавь слог».

Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Стоп!».

Труд на участке. Уборка цветковых клумб и дорожек.

ПРОГУЛКА 13 май

Цели: закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам и по голосу; прививать любовь к птицам.

Наблюдение за птицами

Педагог обращает внимание на весенний гомон птиц. Сравнение шума голосов птиц с зимней тишиной. Определение птиц по голосу. Что вы знаете о жизни птиц, месте обитания, питании?

Поговорка: «Соловей – птица малая, и та знает, когда месяц май».

Стихотворение:

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок она несет.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Кот Васька».

Ход игры. Дети-«мышки» сидят на стульчиках, один ребенок – «кот». Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

Педагог и дети:

Ходит Васька беленький, хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой, а летит стрелой.

«Кот» бежит в конец площадки, садится и засыпает.

Дети. Глазки закрываются – спит иль притворяется?

  Зубы у кота – острая игла.

Мышка. Пойду посмотрю, спит ли котик.

Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других «мышек». «Мышки» подбегают к ней, стараются дотронуться до «кота».

                        Только мышки заскребут, –

                        Серый Васька тут как тут,

                        Всех поймает он!

«Кот» встает и ловит «мышек».

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

ПРОГУЛКА 14 май

Цели: продолжить знакомство с лекарственными растениями; расширять знания о свойствах лекарственных растений, их роли в жизни человека и животных.

Рассматривание лекарственных трав

Лекарственные растения, которые растут на участке, – подорожник, календула, одуванчик, крапива. Почему они называются лекарственными растениями? Как люди используют эти растения? Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от разных болезней. У различных растений используют различные части. Раньше люди собирали и сушили травы для себя сами. Мы покупаем эти травы в аптеках, уже высушенные и готовые к употреблению.

Примета: с листа ивы падают капли – будет дождь.

Поговорка: «Весна богата на цветы, а осень – на снопы».

Стихотворение:

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ

                Много трав растет полезных

                На земле страны родной.

                Могут справиться с болезнью

                Мята, пижма, зверобой.

                И ромашка, и крапива,

                Подорожник молодой.

Загадка:

Злая, как волчица, жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же – … (крапива)!

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди», «Колечко».

Труд на участке. Работа на огороде: полив всходов, рыхление

ПРОГУЛКА 15 май

Цели: учить отличать сорняки от культурных растений.

Наблюдение за растениями
(отличие сорняков и культурных растений на огороде)

Отличия сорной травы от всходов: форма, цвет листьев, высота стеблей; особенности расположения на грядке (растет не в грядках). Вред сорных растений: поглощают питательные вещества, влагу, загораживают от солнечного света. Педагог показывает, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Если корень останется в земле, то через некоторое время вырастет новое сорное растение.

Примета: гром в мае гремит – хлеб будет родить.

Поговорка: «В мае дождь – будет и рожь».

Стихотворение:

ЛАСТОЧКА

        Травка зеленеет, солнышко блестит,

        Ласточка с весною в сени к нам летит.

        С нею солнце краше и весна милей.

        Прощебечь с дороги нам привет скорей!

                А. Плещеев

Загадка:

Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зеленые пятки. (Морковь.)

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Подвижная игра «Кенгуру».

Цель: развивать координацию движений.

Ход игры. На поясе у детей свободно завязывают шарфики, образуя «сумку» кенгуру. В нее сажают детеныша – любимую мягкую игрушку-зверюшку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь при этом не выронить малыша, руками его придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

Труд на участке. Прополка огорода.

Казахская народная игра «Платок с узелком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов (старшая группа)

Описание опытов, которые можно провести при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром....

Картотека прогулок (старшая группа)

Старшая группаСентябрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды;—  учить выделять изменения в жизни растений и живот...

Картотека для старшей группы по бытовому труду

Тематическое планирование по труду в старшей группе...

Картотека прогулок. Старшая группа

Картотека прогулок. Старшая группа...

Картотека прогулка старшая группа

Картотека прогулка старшая группа...

КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК старшая группа

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быс...