Конспект НОД в подготовительной группе "В царстве Нептуна"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД в подготовительной группе "В царстве Нептуна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 1 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект НОД в подготовительной группе «В царстве Нептуна »

Образовательная область «Познавательное развитие»

        

                Подготовила воспитатель первой категории

                 Варламова Т.Ю.

        2017г.

Конспект НОД в подготовительной группе «В царстве Нептуна »

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Цель: Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна, их роли в очистке воды.

Закрепить умения различать по внешнему виду и называть морских обитателей;

Развивать эмоционально-положительное отношение к живой природе, интерес к исследовательской деятельности, связную речь, умение правильно строить предложения и составлять небольшие описательные рассказы

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать экологическую культуру, навыки правильного поведения в природе

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами

Предварительная работа: беседы на тему: «Океаны», «Живые организмы Мирового океана». Рассматривание фотоиллюстраций с картин

И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Морские  жители».

Оборудование: глобус, фотографии планеты Земля из космоса, морская соль, морская капуста, мармелад,  кораллы,  иллюстрации по теме,  «заколдованные» картинки с изображением морских обитателей, выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин.

Материалы: ракушки разной величины и формы, морская галька, картины и фотоиллюстрации об обитателях морских глубин.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать? Почему? Что берут с собой путешественники, когда отправляются в дальнюю незнакомую дорогу?

Дети: компас, карту.

Воспитатель: Правильно. Это их помощники, они им помогают в пути. Посмотрите, у меня в руках помощник - глобус.  Если его сильно раскрутить, то какого он становится цвета?

Дети: голубого

Воспитатель: Почему? 

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубой цвет на глобусе? 

Дети: Голубой  цвет на глобусе обозначает  воду.

Воспитатель: Правильно, ребята,  водные ресурсы нашей планеты  велики. Они занимают больше половины всей территории Земли. Именно поэтому нашу планету называют Голубой планетой. Вот как она выглядит на фотографиях, сделанных из космоса.

Воспитатель: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети: Воду пьют люди, растения и животные, в ней мы купаемся,  из нее готовим пищу, в воде живут рыбы, животные и растения…

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?

Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.

Воспитатель: Какие из них самые большие?

Дети: Океаны.

Воспитатель: Какие океаны вы знаете? (Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический).

Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов,  и чем они похожи? (Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая).

А вы знаете, как образовались моря и океаны?

(ответы детей).

Воспитатель: Ученые предполагают, что после своего возникновения, Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того, как Земля остывала, на ее поверхность обрушились ливни и затопили все впадины на Земле. Так образовались первые океаны и моря.

Опыт «Свойства воды».

Дети, давайте проведем опыт: возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная. Вот так и появились моря и океаны.

По морям и океанам можно плыть долго, не видя берегов. На берегу какого моря расположен наш древний город?

Дети: - На берегу Черного моря.

Воспитатель: Хорошо ли, что у нас есть море и почему?

(ответы детей).

Воспитатель: А какая вода в море, можно ли ее пить?

(ответы детей).

Воспитатель: А где можно применять морскую воду?

(ответы детей).

Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды получают морскую соль и продают в аптеках.  Но все это можно получать из чистой морской воды.

(воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, морскую капусту).

Воспитатель:  Перед вами морская капуста.  Эта водоросль называется ламинария. Что можно из нее приготовить?

(ответы детей).

Воспитатель: А это что? (показать мармелад).

(ответы детей).

Воспитатель: В мармелад добавляют вещество агар – агар, которое получают из водорослей. Агар – агар используют для приготовления суфле, зефира, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод.

Воспитатель: А вы знаете, где растет ламинария?

(ответы детей).

Воспитатель: Добывают ламинарию специально обученные водолазы, они погружаются на морское дно. А вы хотели бы оказаться в царстве морского царя Нептуна? Интересно, какое оно.

Воспитатель: Давайте представим, что мы на море.

Физкультминутка.

«И вот перед нами море,                Ходьба на месте

Бушует оно на просторе.                Махи руками над головой

А в море высокая ходит волна        Тянутся вверх

И вверх до небес и вниз до дна.        Приседают

Качает вода соленая                        Повороты корпуса влево-вправо

Водоросли зеленые

Скачут дельфины                                Прыжки на месте

Подставляя солнцу спины

На волнах качаются                        Ходьба на месте

Солнцу улыбаются».                        Занимают свои места

Воспитатель: Ребята,  мы с вами в морском царстве.

Воспитатель: Посмотрите, какая здесь чистая вода. А что может случиться с морями и океанами, если вода будет грязной? Что нужно делать, чтобы вода стала чище?

Дети:  не загрязнять, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор с пляжа.

Воспитатель: А как люди очищают воду?

Дети: береговые очистные сооружения, плавучие суда со специальным оборудованием для сборки мусора.

Воспитатель: А как вы думаете, морские обитатели, которые живут в морях и океанах, могут очищать воду?

Обратите внимание на  кораллы. Они выделяют вещества, убивающие вредные микробы.

А вот перед нами моллюски. Через их ротовое отверстие, состоящее  из двух трубочек всасывается морская вода с загрязненными  частицами, которые оседают в специальном аппарате моллюска, а через другой очищенная морская вода поступает обратно в море.  Так питаются моллюски и одновременно очищают воду, поэтому их называют санитарами моря.

А вот  морские губки. Это удивительные живые существа.  Они тоже помогают очищать морское дно

Опыт:  Чтобы узнать, как это происходит, давайте  проведем опыт. Перед  вами формочки с подкрашенной водой. Возьмите губку, погрузите ее в формочку и придавите пальцами.  Просмотрите, что произошло?

Дети: Губка полностью впитала воду.

Воспитатель: Таким же образом  и морские губки пропускают внутрь себя воду и задерживают находящиеся в ней вредные частицы. А чистую воду они выпускают напружу. Выпустите воду из губки.

Крабы тоже   являются санитарами моря.  Берег и морское дно регулярно чистятся благодаря тому, что крабы съедают останки животных, растений, мусора, оставшегося от людей.  За это  их называют «мусорщиками» морского дна.

Игра «Краб» Сейчас давайте немного поиграем. Представьте, что вы - крабы. Расставьте пальцы в стороны. Это клешни краба. А теперь садитесь  на корточки,  и по сигналу «ночь» отправляйтесь   на охоту за пищей, которую вы клешнями будете складывать себе на спину. Двигаться нужно сидя на корточках. А по сигналу «день» будете спешить в укрытие – прятаться  «среди камней».  Для этого нужно сесть на ковер, сгруппироваться, обхватить руками – клешнями  колени и прижать голову.

Тот, кто не успел спрятаться в камнях – выходит на берег.

Дидактическая игра «Заколдованная картинка»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я приготовила для вас «заколдованные» картинки с изображением морских обитателей. Для того, чтобы их «расколдовать» нужно последовательно соединить линиями  цифры и тогда вы узнаете, кто на них изображен.

Молодцы! Все справились с заданием. Кто какого морского обитателя увидел?

Описательный рассказ по схеме

А теперь расскажите о том морском животном, которое» «расколдовал»?        

Воспитатель: Вот какие  удивительные существа водятся в морях и океанах.

Конец занятия

Ребята, нам пора возвращаться домой. Вы готовы к подъему на поверхность?

Приготовьтесь, всплываем. (музыка, шум волн)

Что нового и интересного мы с вами узнали?

К чему может привести загрязнение воды?

 Кто из морских обитателей очищает воду в морях и океанах?

Как мы можем помочь морским обитателям?

Воспитатель: Воду нужно охранять и беречь, ведь без воды не будет жизни на Земле. А моря и океаны - это наше богатство и украшение всей нашей планеты

- Вода – это чудо природы,

И нам без воды не прожить.

Вода – достояние народа!

Водой мы должны дорожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ИЗО "В царстве Нептуна"

Конспект занятия по ИЗО со старшей группой...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Царство растений: травы»

Цели:Образовательные• Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.• Обобщить знания детей о том, что на нашей планете суще­ствует огромное царство раст...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В царстве растений: цветы»

Этот поможет закрепить представлений детей о цветах, названии цветов, местах произрастания, лекарственных свойствах....

Конспект физкультурного праздника "Путешествие в царство Нептуна"

В разработке представлен сюжет праздника с героями Рыба - пила, Капитан  корабля и царь Нептун, а так же конкурсы, игры и танцы....

Конспект занятия по теме: «В царстве Нептуна».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, восковые мелки+ акварель. ...

Конспект занятия/ праздника в подготовительной группе "Праздник Нептуна"

Развлекательное занятие для детей подготовительной группы в летний период....