экологическое путешествие : "По волшебной тропинке"
материал по окружающему миру (средняя группа)

целевая экскурсия по экологической тропе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_puteshestvie.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое путешествие: « По волшебной тропинке».

Участники : дети средней группы (возраст 4-5лет),

Воспитатель: Панина Н.М.

2018г.

Целевая  экскурсия по экологической тропе детского сада.

Цель: расширять представление детей о насекомых, цветах, кустарниках и деревьях. Способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.

Правила поведения на эко тропе.

Движение по экологической тропе осуществляется организованной группой с воспитателем.  Во время рассказа соблюдайть правила этикета.  Старайться идти по тропе.  На экологической тропе не разрешается кричать, мусорить, повреждать живые организмы.  На этапах приветствуется активная работа.

Инструкция по технике безопасности.

·        Выполнять инструкции воспитателя

·        Иметь при себе медицинскую аптечку

·        Не срывать и использовать в пишу траву, плоды и ягоды

·        Не лазать по ограждениям, деревьям и кустарникам

·        Не спрыгивать с возвышенности и оборудования

·        Хождение босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории

·        Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы

·        В случае необходимости  очистить одежду от грязи и песка

·        После выполнения работ и по окончанию экскурсии  принять необходимые гигиенические процедуры.

 

Задания детям при прохождении маршрута.

1. Заметить каких насекомых встречается больше на маршруте.

2. Обратить внимание на поведение насекомых.

3. Отметить на  внешние признаки насекомых.

4. Формировать представление об основных частях кустарника и дерева.

5. Формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения.

6. Есть общие существенные признаки и отличительные признаки.

7. Учить сравнивать дерево и кустарник.

8. Расширить представление о цветах на клумбе.

9. Уточнить с детьми названия цветов на клумбе.

10. Знакомить с особенностями строения.

11. Знакомить с отличительными признаками цветов.

                                   

   Тема: Наблюдение за насекомыми.


Цель: Обогащение знаний о многообразии насекомых.
Задачи: Закреплять представление о насекомых; учить видеть их главные признаки, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.
Воспитатель: - Посмотрите, как хорошо на улице! Солнышко ярко светит, тёплый ветерок веет прохладой, щебечут звонко птицы. Вот бы сейчас очутиться в лесу! Хотите? А как мы туда доберёмся? Давайте сегодня в лес пойдём пешком, а для начала вспомним правила поведения в лесу.
П/и «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке, ходьба, взявшись за руки
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз - два, раз - два,
По камешкам, по камешкам, прыжки
По камешкам, по камешкам
В яму — бух!
Вылезли из ямы.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки, наклоны вперёд, поглаживание ног
Устали наши ножки.
Вот и пришли — лес нашли.
Воспитатель: - Как красиво в лесу! Сколько разных насекомых здесь! Каких насекомых мы можем встретить в лесу?

(Чтение стихотворения подкрепить показом изображения насекомых)
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг - 
Ты многое увидишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то межкорней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Воспитатель: - Вот видите, сколько разнообразных насекомых мы можем увидеть в лесу?! А чем они отличаются от других живых существ? Давайте найдём этих насекомых здесь и понаблюдаем за ними в природе.
Загадка: Очень маленький на вид, 
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
(Показ игрушечного комара., выделение отличительных особенностей)
Воспитатель: - А много в лесу комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Ой, меня уже закусали!
П/и «Я ловила комара».
Ведущий: - Я накрыла одеялом и тихонько задремала,
Вдруг услышала сквозь сон тонкий комариный звон.
Дети (комары): - З-з-з.
Ведущий: Надоели комары, надоели мошки.
Всё звенят, звенят, звенят прямо мне на ушко. (Ведущий догоняет комаров)
Воспитатель: - А кого мы ещё встретим в лесу, мы узнаем если найдёте самое низкое дерево у нас на участке.
Загадка: Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
(Показ игрушечного кузнечика, рассматривание строения).
Воспитатель: - Покажите мне, как прыгают кузнечики.
Воспитатель: - А другое замечательное насекомое мы найдём у самого высокого дерева на нашем участке.
Загадка: Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
(Показ игрушечной бабочки, выделение отличительных признаков)
Воспитатель: - Покажите пожалуйста, как летает бабочка, как она машет крыльями? 
А теперь «полетели» к самому тонкому дереву.
Загадка: Я на дереве сижу
И жужжу, жужжу. (Жук) 
Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
Жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
Жук, жук, покажись!
Надо мной покружись!
Жу, жу, жу!
Я летаю и жужжу!
Воспитатель: - А теперь мы с вами превращаемся в жуков, жужжим и летаем вокруг дерева.
Воспитатель: - А где у нас на участке стоит самоё толстое дерево? Давайте подойдём к нему. А кого же мы здесь встретим?
Загадка: Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Воспитатель: - Ребята, кто знает, где у нас на площадке ползают муравьи?
А вы знаете, кто самый сильный на свете? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле — муравей. Он переносит тяжести, которые в несколько раз больше его самого. Вот какой силач малютка — муравей!
Как выглядит муравей.
Показ муравья.

- Из каких частей состоит его тело? У него утолщённое брюшко, грудь, голова, шесть ног. У муравья сильные челюсти, есть усики. Муравьи — великолепные строители. Когда идёшь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников.
Муравьи — хищники, они питаются другими насекомыми. В лесу у муравьёв много врагов. Ими питаются птицы, ими лакомится медведь.
Воспитатель: - Вот они оказываются какие!
Как выглядит муравей?
Как называется дом у муравья?
Чем питаются эти насекомые?
Кого бояться?
Каких ещё насекомых можно встретить в лесу?

Воспитатель :   Угадайте какое насекомое я увидела на цветах

Работящая хозяйка

 Полетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком –

 Он поделится медком.

       Да, это пчела.

Послушайте коротенькое стихотворение о пчеле, запомните его и постарайтесь рассказать на память, не сбиваясь.

           С утра жужжу,

 Цветы бужу.

 Кружу, гужу

 И мед вожу.

         Внутри цветов – запасы сладкого нектара – цветочного сока. Именно за нектаром прилетают к цветам пчелы. Пчелки – великие труженицы. Только пригреет солнышко – они уже на разведку: нет ли где нектара? Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину. Заползла и слизывает сладкий сок – нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудочек. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок, переносит на себе цветочную пыль. Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Значит переносят пыльцу. Теперь вы знаете, что значит «опыляют».

Если бы не было пчел и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Цветы без насекомых просто не могут существовать.

Всё жужжит она, жужжит.

 Над цветочками кружит.

 Села, сок с цветка взяла.

 Мёд готовит нам…             

Звук, который мы слышим во время полета пчелы, она издает крыльями.

              Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.

А знаете ли вы, как называется сделанный человеком пчелиный дом? Улей. Повторите это слово и запомните.

Чудо-чудо-городок,

 Шумных домиков рядок!

 Целый год янтарный мед

 В сотах не кончается!

 А пчелиный народ

 На цветках качается.

Ночью пчелы спят и никогда не вылетают из улья. Крылышки у пчел тонкие, трудно им бороться с сильным ветром, поэтому в такие дни пчелы из ульев не вылетают. Не вылетают пчелы и дождливые дни. А если вдруг дождик польет внезапно и настигнет пчелу, она быстро спрячется под какой-нибудь большой листок и укроется под ним от дождя.

Жало использует для защиты. Пчела, ужалив, теряет свое жало и через несколько часов погибает. А человек, ужаленный пчелой, может пострадать от пчелиного яда. Поэтому нужно жало извлечь , а затем протереть больное место соком лука или чеснока, подойдет и нашатырный спирт. 

«СТВОЛ СТАРОГО ДЕРЕВА»

Воспитатель : Осторожно осмотрим полянку, ствол старого дерева. Всюду, куда не посмотришь, живут насекомые – наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные. Сегодня мы поговорим о насекомом, которое трудно не заметить. Но не потому, что оно велико, а потому, что ее красненькая одежка с черными пятнышками хорошо видна и сразу бросается в глаза. Вы уже догадались, о ком пойдет речь? (Ответы детей). Верно, о божьей коровке.

Но почему же маленький жучок, не имеющий зубов и когтей не прячется, а наоборот – вырядился в такой «яркий костюм»? Да потому не боится божья коровка, что есть у нее своя хитрая защита. 

Семиточечная божья коровка для птиц является недотрогой. Все взрослые птицы знают и не связываются, потому что клюнешь – не отплюешься. Ну а пернатая детвора та интересуется ярким красивым жучком и может попробовать. Ну а если попробует, так на всю жизнь запомнит ее едкий и противный вкус. Это и есть защита божьей коровки. Тем и жива она. Едкую оранжевую жидкость божья коровка выделяет коленками, когда поджимает ноги. Есть у нее и другой способ защиты. Стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в обморок, притворится мертвой. На мертвого ведь не всякий покусится. Когда опасность минует, жучок «оживет» и продолжит свои дела. Так, кстати, поступают многие жуки. Даже загадка есть про эту особенность божьих коровок:

Я – пятнистая букашка,

 Если в руки попаду,

 Притворюсь больною тяжко,

 В обморок я упаду.

Вы помните, как много тли было у нас на участке в начале лета? Тля – это крошечные насекомые, сосущие сок из растений. Так вот, листья с тлей для божьих коровок, все равно, что стол, уставленный всяческими вкусностями. Так что растениям есть за что сказать «спасибо» божьим коровкам.


Нужно беречь и охранять все живые существа, которые нас окружают.
Воспитатель: - Ребята, а вы помните, я говорила, что муравьи содержат свой дом в чистоте. А у нас на участке есть мусор, который надо убрать. Давайте, как работящиеи чистоплотные муравьи, избавим наш участок от сухих веток.
Трудовая деятельность.

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

«Деревья» .

Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. Наблюдение — это метод чувственного познания природы. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в привычной среде обитания.

Задачи: - формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения, у них есть общие существенные признаки и отличительные признаки; - учить отличать различные виды деревьев по кроне, листьям, плодам; - учить сравнивать дерево от кустарника.

 Содержание: - Обратить внимание на многообразие деревьев и кустарников на участке детского сада и вокруг него; сравнить деревья, которые растут на солнечной стороне и в тени; выявить различия в кроне, строении, коре деревьев. - Рассмотреть листья. - Формировать представления об условиях жизни деревьев (почва, вода, свет, тепло). Отметить, что корень нужен растению, чтобы дышать, питать и держать его; стебель – чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья – чтобы улавливать свет и дышать. - Сравнить разные деревья по форме ствола, коре, расположению веток на стволах; сравнить дерево и кустарник, выявить существенные и отличительные признаки. - Закрепить в речи названия деревьев и кустарников. - Организовать цикл наблюдений за деревьями и кустарниками: отметить характерные признаки; объяснить, что деревья и кустарники используют для озеленения городов, для очистки воздуха. - Организовать наблюдение за живыми организмами, которые живут на деревьях: птицы, насекомые. - Закрепить у детей бережное отношение к деревьям и кустарникам, правила поведения в природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о дереве которое имеет необычайный дар - делать добро. Что это за дерево, угадайте.

Загадка о рябине:

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)

- Что это за красные бусы? (Показ грозди рябины)

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)

- Какие они на вкус? (Горьковатые).

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже в нашем парке. Ведь мы не раз ходили к ней в гости. Она имеет полезные лекарственные свойства, поэтому каждая пора года дарит ей красивый наряд.

«Кустарники».

Цели: формировать представление об основных частях кустарника; воспитывать бережное отношение к растительному миру.


Ход   наблюдения:

Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева.

Тема: «Наблюдение за цветами на клумбе».

Цель: расширить представление о цветах на клумбе, закрепить умение поливать цветы.

Задачи:

- обучающие: уточнить с детьми названия цветов на клумбе, знакомить с особенностями строения и отличительными признаками цветов;

- развивающие: развивать умение ухаживать за растениями, поливать их; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о цветах на клумбе;

- воспитательные: воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Организационная структура прогулки:

Наблюдение за цветами на клумбе.

Ребята, какое сейчас время года?

(лето)

- А что летом больше всего радует глаз, что летом самое красивое, разнообразное, чудесное в природе?

(Цветы)

Мне не нужен огород, ягода клубника

Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.

Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди не поленись в сад мой на минутку.

Воспитатель подводит детей к клумбе.

- Подходите поближе.

- Мы пришли с вами в сад.

- Что растет в саду? (цветы)

- Где ещё растут цветы?

- Куда их сажают? ( на клумбу)

Посадили мы цветы небывалой красоты,

Все цветочки разные: белые и красные,

Желтые и синие — все цветы красивые

Как прекрасен каждый цвет -

Лучше нашей клумбы нет!

Воспитатель:

- Посмотрите на нашу красивую клумбу.

- Какие цветы вы видите на ней?

(дети отвечают)

- Какие вам нравятся цветы больше?

- Почему? (Ответы 2-3 детей)

- Чтобы вы сделали если бы у Вас было много цветов?

(украсили бы весь детский сад, весь город, всю нашу Землю)

Беседа по строению цветка.

(Показ строения цветка)

- Ребята, а из каких частей состоят цветы?

(Стебель, лист, цветок, корень)

- Для чего нам нужен корень?

( чтобы удерживаться в земле,

чтобы пить воду и питательные вещества).

- Для чего нужен стебель?

(стебель держит растение;

На нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).

- Для чего нужен цветок?

(Чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)

- Все ли цветы одинаковые?

(нет)

- Что у них разное? (Цвет)

- Назовите какие цвета у них? (белые, красные и т.д.)

- А по форме цветы одинаковые?

- Ребята, посмотрите, какие разные по окраске и форме цветы на клумбе.

- Для чего это нужно? Почему это так?

(Для насекомых, для радости, красоты, доброты)

- Как называются все цветы, которые выращивают на клумбах?

(Садовые цветы)

Цветы растут в саду. Какие они?

Опытно-экспериментальная деятельность:

- Ребята, как вы думаете, везде могут расти цветы?

- Хотите проверить?

- Возьмите палочки. Представим, что это цветок. Давайте посадим его около дорожки.

(Дети пробуют, не протыкается земля)

- Земля какая? (твердая)

- Будет здесь цветку хорошо жить?

- Почему?

- Подойдем к клумбе. Проткнем палочкой землю.

- Земля какая? ( мягкая)

- Так какой должна быть земля, почва для растений, цветов?

(мягкой, рыхлой, влажной)

Оказывается, цветы не везде растут, а только там, где для них созданы благоприятные условия.

Воспитатель предлагает наклониться к цветам и понюхать.

- Наклонитесь к цветам и понюхайте их.

- Вам хочется сорвать цветы?

(Выслушать ответы)

Мы должны над цветами наклониться

Не для того, чтоб сорвать или срезать

Чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Давайте ещё раз наклонимся и улыбнемся цветам.

- А теперь улыбнемся друг, другу.

- Кто из вас видел, как цветы улыбаются?

- А чтобы они ещё больше улыбались, что нужно сделать?

(Ухаживать за цветами, напоить их водой)

- А если их не поливать?

(засохнут, умрут)

- Давайте польём цветы и они ещё долго будут нам улыбаться.

(Полив цветов)

-Ребята, какое мы сделали дело?

(Доброе)

- Почему Вы так сделали?

(Чтобы наш город, Земля была красивая)

- От доброты, добрых дел всё становится краше.

- Мы специально сажаем цветы, ухаживаем за ними, поливаем и цветы радуют глаз, приносят счастье и хорошее настроение всем людям Земли, нашего поселка и детского сада.

- Можно рвать и топтать цветы?

Нет, ими надо любоваться.

Подвижная игра:

 «Собери ромашку».

Разделимся на 2 команды по 5 человек.

Первая команда строится около этой линии

Вторая строится около этой линии

У каждого в руках лепесток от ромашки.

Нам надо собрать 2 красивые ромашки. По сигналу,бегут первые из команды. Им нужно положить лепесток около серединки. Положили и становятся в конец команды. Затем вторые, третьи, четвертые, пятые. Пока ромашки будут собраны. Обратите внимание, что лепестки надо класть красиво, ровно.

Все молодцы, потому что ромашки у обеих команд красивые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое путешествие "По волшебной тропинке" в первой младшей группе

Экологическое путешествие "По волшебной тропинке" в первой младшей группе...

Экологическая игра-путешествие "По зимней тропинке в природу"

Игровая обучающая ситуация по формированию экологической культуры в средней группе....

Сценарий лучшего игрового занятия экологическая игра путешествие «По лесным тропинкам» для детей 4-5 лет.

Сценарий лучшего игрового занятия экологическая игра путешествие«По лесным тропинкам» для детей 4-5 лет....

Экологическая игра- путешествие «По зимней тропинке в природу»

Программное сод- е:     1.Закрепить у детей знания о зимующих птицах.     2. Дать детям представления о жизни и повадках диких животных. Закреплять знания особе...

Экологическое путешествие " По лесной тропинке".

К воспитанникам средней группы "Дюймовочка" приходила библиотекарь и провела обзор книг и журналов о природе, животных. Дети активно участвовали в игре, где им предстояло угадать животное по...