Проект "Упадет в поле зернышко"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кашина Марина Владимировна

Проект «Упадет в поле зёрнышко»

Каждому знакомые

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_upadet_v_pole_zernyshko.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Упадет в поле зёрнышко»

Каждому знакомые

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова

  1. Полное название проекта «Упадет в поле зёрнышко»
  2. Автор: Кашина Марина Владимировна
  3. Кадры: воспитатели старшей группы «Семицветик» Кашина М.В., Беликова Л.А., Крылова С.Е.  
  4.  Участники проекта: дети старшей группы, родители и воспитатели группы;

Ожидаемые результаты:

- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира, бережно относиться к хлебу;

- у детей сформируются знания о росте злаковых в комнатных условиях;

- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.

Анализ проблемы

  Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (в частности о злаковых культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.

Проблема:

Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.

   Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.

   Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольнику образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.

Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой

Цель:

Сформировать представление детей о выращивании хлеба от зерна до колоска.

Задачи:

  1. Обобщить и уточнить знания детей о хлебе, труде людей.
  2. Формировать представление о выращивание хлеба от зерна до колоска.
  3. Уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
  4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
  5. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, какие сельскохозяйственные культуры еще растут на поле; раскрыть их применение в жизни человека.

Методы работы над проектом:

  1. Практический
  2. Игровой
  3. Наглядный
  4. Слуховой
  5. Словесный

Приёмы в работе над проектом:

  1. Погружение в игровую ситуацию
  2. Групповая (коллективная) работа
  3. Беседы, загадывание загадок
  4. Голосовая и эмоциональная модуляция

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, пословицы, рассказы, сказки о хлебе;

-   выявление уровня знаний воспитанников по теме проекта;

-   приобретение необходимого оборудования;

-   подготовка участка «поле» для работы над проектом;

-  изготовление табличек, указателей с названиями растений.

2. Основной (исследовательский) этап.

Предварительная работа: просмотр мультимедиа:

  1. Презентация с беседами о хлебе, как выращивают хлеб
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Хлеб всему голова»
  3. Составление рассказов по картинкам. Расширение словарного запаса.
  4. Проведение дидактических игр.
  5. Проведение подвижных игр.
  6. Игровые ситуации о правильном обращении с хлебом.

Здоровьесберегающие технологии:

  1. Дыхательная гимнастика «Запах поля, леса деревни»
  2. Гимнастика для глаз «Крошка Енот»
  3. Физминутка : Я колобок, колобок,,,»
  4. Игровые упражнения с релаксацией «Ветерок», «Дождик», «Вырос колосок»
  5. Аутотренинги «Мы друзья природы»

Основная деятельность по проекту:

- рассмотрение семян;

- опытно-исследовательская деятельность (строение растений).

«Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;

- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;

- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;

- Д/и «Узнай на ощупь», «От зёрнышка до булочки» ;

- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;

- рассмотрение иллюстрации;

- беседы, как выращивается хлеб, как хлеб на стол пришел, из каких зерновых культур делают муку?, кто знает, сколько стоит хлеб?, как человек должен относиться к хлебу? Почему?

3. Заключительный этап.

- проведение итогов реализации проекта;

- оформление выставки рисунков детей («От семечки к ростку»);

- выставка хлебобулочных изделий «Испекли мы каравай»;

-оформление  рукописной книги «Рецепты из бабушкиного сундучка»;

- музыкальный праздник «Будет хлеб - будет песня»;

-  «Вкусные блюда из теста» - фотоконкурс с родителями;

-  проведение викторины «Угадай, что в поле выросло»

План работы

п/п

Мероприятия

Сроки

выполнения

1.

Беседа о хлебе, хлебных изделиях, рассматривание наглядного иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки)

В течении всего время работы над проектом

2.

Подготовка почвы

Конец мая

3.

Посадка семян в грунт

Конец мая

4.

Изготовление табличек-указателей с названиями растений (злаковых)

Конец мая

5.

Уход за растениями (полив, рыхление, прополка), первые всходы

В течение вегетации

6.

Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений»

В течение проекта

7.

Познавательное занятие с детьми «Сравнение двух кусочков хлеба, белого и черного (ржаного)»

1 неделя июня

8.

Экскурсия «Полевые культуры»

1 неделя июня

9.

Разучивание стихов, загадок, песен, пословиц, поговорок

В течение проекта

10.

Изготовление игры «Чьи детки? Найди по зёрнышку»

11.

Лепка хлебных изделий из соленого теста (пластилина). Использование поделок для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

12.

Аппликации: «Стоит в поле теремок»,  «Чудо – мельница».

13.

Д/и «Вершки и корешки», «Веселый повар», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Есть у нас огород», «Узнай на ощупь», «Из чего каша?»

14.

Изготовление мешочков для семян.

Июль

15.

Изготовление папки - передвижки «Упадет в поле зёрнышко»

Июнь

16.

Выставка фоторабот «Испекли мы каравай» -родители с детьми

Август

17.

Коллективная аппликация «Каравай»

Июль

18.

Оформление рукописной книги «Рецепты из бабушкиного сундучка»

Август

19.

Выставка поделок из соленого теста

Июль

20.

Проведение викторины «Любить труд на родной земле»

Июнь

21.

Сбор урожая – злаковых.

Конец августа

Практический этап.

  1. Посадка семян. Дети разделились на 4 подгруппы. Определились, какая группа, за каким растением будет ухаживать, наблюдать.
  2. Подготовка почвы.
  3. Изготовление табличек – указателей с названием растений.
  4. Посадка рассады в заранее подготовленные грядки.
  5. Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Дети каждой группы анализируют свою работу: насколько аккуратно и старательно она выполнена. Делают общий вывод.
  6. Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений» в течение всего проекта.
  7. Ведение папки «Упадет в поле зёрнышко».

Выполнение проекта «Упадет в поле зёрнышко»

Детская деятельность

Формы и методы работы

1.Познавательная  деятельность

  1. Беседы с детьми о злаковых культурах:
  • Выращивание злаковых в поле;
  • Выращивание семян во влажных тропических странах.
  1. Опытническая деятельность

- «Вершки-корешки»

- размножение семенами

- чем отличается овощеводство от плодоводства и цветоводства

- пыльца

- насекомые

- семена; как работает семя

- витамины

2.Игровая деятельность

Словесно-дидактические игры:

  1. Загадай, а мы отгадаем, что изменилось
  2. Угадай злаковый по описанию
  3. Игра-подражание «Кто живет в поле».
  4. Злаки, какие они
  5. Четвертый лишний
  6. Путаница, Отгадай и назови
  7. Хорошо-плохо
  8. Д/и от зёрнышка до булочки
  9. Найди такой же
  10. Волшебный мешочек
  11. Мы сажаем хлеб
  12. Почтальон принес посылку
  13. Созрело - не созрело
  14. Загадай, а мы отгадаем

Н/п игры (Настольно-Печатные игры):

  1. Ботаническое лото
  2. Разрезные картинки
  3. Поймай шмеля

Сюжетно-ролевые игры:

  1. Путешествие в хлебный дом
  2. Магазин-семян
  3. Стоял в поле теремок
  4. Чьи детки? Чей, чья? «Назови по образцу»

Подвижные игры:

  1. Каравай-каравай
  2. Кто, что делает?
  3. Где мы были не скажем, а покажем. «Мы весёлые туристы»

Экспериментирование:

-«Зола и снег»

-«Тепловые лучи»

3.Развитие речи

Составление рассказов

- правила поведения в природе

- пословицы, поговорки, приметы

- загадки

- как растет семя

- куда отправится зёрнышко?

- дары осени

- кроссворды

Беседы:

- в гостях у хлеборобов

- как готовят землю к севу

- уборка урожая

- наш большой каравай

- «почему у пирога зарумянились бока?»

- «откуда пришёл хлеб?»

Чтение художественной литературы:

  1. Хитрый огурец Я.М.Пинясов
  2. О девочке, которая наступила на хлеб Г.Х. Андерсен
  3. Легкий хлеб (белорусская сказка)
  4. Не мешайте мне трудиться Е.А.Благинина
  5. Где найти мне витамины М.Петрушин
  6. Лук от семи недуг
  7. Чиполлино
  8. Всякому овощу своё время
  9. Рассматривание картин: «Хлебное поле», «Жатва», «Сев»
  10. Обитатели полей
  11. Невидимые нити
  12. Дикорастущие и культурные растения
  13. О незаметных защитниках урожая
  14. Полеводство
  15. Рассматривание картин Шишкина «Рожь»
  16. Рассматривание картин  А.Веницианова «Жница»
  17. Рассматривание картин А.Платонова «Жатва»
  18. Что такое природа? Живая и неживая
  19. Расскажи о хлебе (по плану)
  20. Кто делает хлеб, где и из чего?
  21. Из каких зерновых культур делают муку?
  22. Какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной)
  23. Название разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные)
  24. Для чего нужен хлеб?
  25. Как должен человек относиться к хлебу
  26. Хлеб всему голова
  27. Чтение сказки «О пшеничном зёрнышке»
  28. Игровой лабиринт «В мире растений», «Труженица мельница»
  29. Условия роста
  30. Способы переработки
  31. Сельскохозяйственные профессии
  32. Труд людей
  33. От зёрнышка до каравая

Цена ломтика

4.Рисование

- раскраска растений

- мой любимый пирог

- волшебный колосок

- рисование пальчиками

- пластилиновая пластика

5.Аппликация

Плакат «Хлеб всему голова»:

- книжки-малышки «От зёрнышка до каравая»

- объемные книжки

6.Лепка

- пластилиновая пластика

- лепка из слоеного теста

- горшочки

- жители теремка

7.Музыкальная деятельность

- Будет хлеб-будет песня

8.Работа с родителями

Беседа о важности данной проблемы. Домашнее задание для родителей

- подготовка информации по теме

- фото, видео материал

- экологические истории (вместе с детьми)

- мастер-классы

- участи в реализации проекта

- презентации «Здоровое и правильное питание».

9.Физическое воспитание

- дыхательная гимнастика «Запах поля, леса»

- гимнастика для глаз «Крошка Енот»

- физминутка «Я колобок, колобок…»

- игровые упражнения с релаксацией «Ветерок», «Дождик», «Вырос колосок»

11. Продуктивная деятельность

- книжки-самоделки «Все о хлебе»

- экологическая библиотека о хлебе

- кроссворды

- альбом «Знакомые незнакомцы»

- гербарии

Викторина:

  1. Что такое злак? (растение со стеблем в виде соломинки, заканчивается колоском.)
  2. Злаки, какие они? (пшеница, рожь, ячмень, просо, овёс, гречиха, рис, кукуруза)
  3. Какие вы знаете каши? (пшенная, перловая, манная, рисовая, кукурузная, овсяная, геркулесовая)
  4. Из чего сварили кашу? (пшенную - просо, перловую - ячмень, геркулесовую - овёс)
  5. Из чего пекут хлеб?
  6. Для чего нужна мельница?
  7. Какие пословицы о хлебе вы знаете?
  8. Народные приметы.
  9. Как выглядит пшеница?
  10. Какие есть сорта пшеницы?
  11. Почему уборка  урожая называется страдой?
  12. Кого из животных кормили овсом?
  13. Какие машины помогают современным земледельцам пахать поле, убирать зерно?
  14. Почему на Руси испытывали особое уважение к «ржаному хлебу»?
  15. Из какой муки был испечен колобок? Почему?
  16. Какие народные приметы связаны с посевом ржи?
  17. Почему гречиху называли хорошим медоносом?
  18. Как в народной медицине используют цветы и листья гречихи?
  19. Какие цветы растут среди колосьев ржи и пшеницы?
  20. Мукой, какого злака кормят кур, уток, гусей, свиней?
  21. Зерна, какого растения похожи на маленькие коричневые орешки?
  22. Какие злаки используют в диетическом питании?
  23. Для чего на рисовых полях строят бортики из глины?
  24. У какого растения есть початок?
  25. Как вы думаете, почему в старину на Руси считалось большим грехом бросать кусок хлеба?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»

         Конспект  непосредственной образовательной деятельности  познавательного цикла:  «Первое ратное поле Руси -  «Куликово поле»   дл...

Кружковая работа "Зернышко к зернышку"

Кружковая работа "Зернышко к зернышку" (аппликация с использованием прородного материала)...

"Съёмные игровые поля поля"

В группе имеются съемные игровые поля: "Южный полюс", "Африка", "Ферма". Эти поля помогают детям в игровой форме запомнить среду обитания разных видов животных....

Занятие «Зернышко - колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек!»

Цели: Расширить кругозор детей через первичное представление: как выращивали хлеб. Объяснить детям понятие: «хлеб - всему голова»; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ...

Исследовательский проект "От зернышка к зернышку"

Этот проект поможет детям получить новые знания, почувствовать красоту и щедрость родной земли, разовьет фантазию и обогатит внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас....

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие зернышка. С поля до каши»

Цель: формировать знания детей о видах каш и появлении этого блюда на нашем столе....