ОПЫТ РАБОТЫ на тему: "Интегрированный подход к воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Кулик Юлия Олеговна

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

ТЕМА: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                           Разработала воспитатель

                                                                                         высшей квалификационной

                                                                                           категории

                                                                                       Кулик Юлия Олеговна

г. Сочи

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                               

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3

   2.Тематическое планирование программного материала……………………4

   3. Конспекты занятий…………………………………………………………..13

   4. Список  использованной  литературы……………………………………....26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение для всестороннего развития ребёнка, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность дошкольников шестого года жизни позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно-положительного поступка.

        Старший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в этот период происходит переход детей старшего возраста к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, появляется стремление к самостоятельности и к активному взаимодействию с окружающим миром.

        Природа - универсальная школа воспитания чувств. Она привлекает внимание детей и даёт им много радостных переживаний. Впечатления родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто на отношения человека к окружающему миру в будущем.

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

 Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интегрированный подход к воспитанию экологической культуры способствует у детей развитию познавательного интереса, а также развитию таких нравственных качеств, как жизнерадостность, эмпатия, т.е. чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

        Данный метод помогает ребёнку ярче «видеть», глубже чувствовать мир, в котором он живёт, становится добрее, формирует высокие чувства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программного материала

по экологическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

Время года:  ОСЕНЬ

Блок занятий: РАСТЕНИЯ

Период прохождения материала:  СЕНТЯБРЬ

Виды деятельности

Материал

Программные задачи

1

2

3

1. ИГРЫ

Дидактические

Настольные

Словесные

Подвижные

Сюжетно-ролевые

«Детки на ветке».

«Не ошибись».

«Найди, что опишу»

«Что где растёт?»

«Отгадайте, что за растение»

«К названному дереву беги»».

«Магазин «Семена»

Учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.

Упражнять в различении предметов по материалу, из которого они сделаны.

Учить находить растение по описанию.

Группировка растений по их строению / деревья, кустарники/.

Учить детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Группировка растений по месту произрастания и использованию в быту.

2. РАЗУЧИВАНИЕ:

стихов

А. Блинов

«Последний листок»

С. Коган « Листики»

Выразительное чтение стихов.

3. ОБЩЕНИЕ

На тему: «Откуда хлеб пришёл»

«Что мне рассказало дерево»

Учить бережно относиться к растущим деревьям. Воспитывать понимание роли растений в жизни человека.

4.РАССМАТРИВАНИЕ      РАСТЕНИЙ

Злаковые растения (пшеница, овёс, ячмень, рожь).

Познакомить детей со злаковыми растениями из семян, которых выпекают чёрный хлеб.

5. ТРУД

Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.

Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения.

6. РИСОВАНИЕ

«Осенняя листва»

Развивать представление о тёплых и холодных цветах, учить определять доминирующий цвет в отдельных составах цвета, показать взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Время года:  ОСЕНЬ

Блок занятий: ОВОЩИ

Период прохождения материала:  ОКТЯБРЬ

1

2

3

1. И Г Р Ы

 Дидактические

Словесные

Настольные

Подвижные

Сюжетно-ролевые

«Вершки и корешки»

«Овощехранилище»

«Съедобное-несъедобное»

«Загадай, мы отгадаем»

«Где, что зреет»

«Опиши, мы отгадаем»

«Найди себе пару».

«Кто быстрее соберёт»

Магазин « Овощи, фрукты»

Учить детей составлять целое из частей. Группировать овощи и фрукты по способам использования; учить группировать овощи и фрукты.

Учить детей описывать предметы и находить по описанию.

Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Выполнять правила в подвижной игре.

Сгруппировать предметы по категориям.

2. ЗАУЧИВАНИЕ:

    стихов,

     песен,

     считалок

Н. Егоров «Огород»

Ю. Тувим «Овощи»

«Собираем урожай»

«Раз картошка, два картошка»

Выразительное чтение

стихов. Способность к эмоциональной отзывчивости.

3. ОБЩЕНИЕ

Беседа на тему:

«Наш урожай»,

«Беседа об овощах»

Формировать обобщённые представления о многообразии овощей, формировать умение обобщать по существенным признакам.

4. ДРАМАТИЗАЦИЯ

   СКАЗКИ

Сказка «Репка»

Воспитывать стремление выполнять имитационные действия.

5.КУКОЛЬНЫЙ

   ТЕАТР

«Петрушкины загадки»

Уточнить и расширить пред-ставление об условиях среды, необходимых для удовлетворения основных жизненно важных потребностей растений (почвенное питание, свет, тепло, влага, воздух, вода).

6. ЛЕПКА

«Дары нашего огорода»

Учить детей задумывать содержание своей работы, в соответствии с умениями и навыками, которыми владеет ребёнок.

7.АППЛИКАЦИЯ

«Овощи на тарелке»

Способствовать развитию умения вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы.

Время года:  ОСЕНЬ

Блок занятий:  МИР ЖИВОТНЫХ (ДОМАШНИЕ ЗВЕРИ)

Период прохождения материала:  НОЯБРЬ

1

2

3

1.И Г Р Ы

Дидактические

Настольные

Подвижные

«Зоологическое лото»,

«Третий лишний»

«Животные и их детёныши» - пазлы

Лото – «Домашние животные»

«Собрание животных»

«Кот и мыши»

«Зайцы и Жучка»

Продолжать знакомить с животными, обогащать словарный запас, развивать память.

Выполнять правила подвижной игры.

2. ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ.

Н.Носов «Живая шляпа»

«Бобик в гостях у Барбоса»

Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа.

3. РАССКАЗЫВАНИЕ

СКАЗОК

«Волк и семеро козлят»

«Три поросёнка»

«Коза – дереза»

Учить понимать эмоционально – образное содержание сказки, её идею, развивать эмоциональную отзывчивость.

4. ДРАМАТИЗАЦИЯ

Сказка «Волк и семеро козлят»

Разыгрывать с помо-щью воспитателя

знакомые сказки.

5. ФЛАНЕЛЕГРАФ

Сказка «Кот, петух и лиса».

6. НАСТОЛЬНЫЙ

ТЕАТР

«Три поросёнка»

7. РАССМАТРИВА-НИЕ КАРТИН

Картины с изображением домашних животных.

«Лошадь с жеребёнком»

Дать знания о жизни

животных. Познакомить с ролью взрослого по уходу за ними.

8. БЕСЕДА

«Мой четвероногий друг»

Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные».

9. РИСОВАНИЕ

« Друг человека».

Воспитывать у детей любовь к животным.

Время года: ЗИМА

Блок занятий: ПТИЦЫ

Период прохождения материала:  ДЕКАБРЬ

1

2

3

1. И Г Р Ы

 

Дидактические

Подвижные

Народные

«Каждую птицу на своё место»,

«Что за птица»,

«Найдите и покормите зимующих птиц».

«Совушка»

«Гуси-лебеди»

Развивать слуховое внимание, воспитывать выдержку; Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Развивать активность детей в двигательной деятельности.

2.ЧТЕНИЕ

РАССКАЗОВ

В. Алфёров «Птички-синички

Г.А.Скребицкий «Синица»

И.С.Тургенев «Воробей»

В. Зотов «Клёст-еловик»

Учить чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета.

3. РАЗУЧИВАНИЕ

ПОТЕШЕК

«Граги-киричи», «Уж ты, пташечка…»,

4.ДРАМАТИЗАЦИЯ

СКАЗКИ (кукольный театр)

Сказка «Трудолюбивая курочка»

Воспитывать эмоциона-

льно воспринимать весё-

лые сценки кукольного театра.

5. РАССМАТРИВАНИЕ

КАРТИНЫ

Из серии «Наши птицы».

Из серии «Зимующие

птицы»

Расширить и уточнить круг конкретных представлений о птицах, подвести их к обобщению полученных представлений.

6. АППЛИКАЦИЯ

«Сказочная птица»

Учить делать сказочную птицу, украшать её декоративными элементами; развивать пространственное и образное мышление.

7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ

«Чем попугай отличается от воробья и вороны?»

Учить целенаправленно, рассматривать попугаев, выделять характерные особенности их внешности.

8. БЕСЕДА О ПТИ-ЦАХ

«Беседа о зимующих и перелётных птицах».

«Что помогает птицам выжить?»

Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.

9.  РИСОВАНИЕ

«Воробышки зимой»

Учить рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы, развивать творческую активность.

10.  КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Птица»

Учить делать птиц из природного материала.

Время года:  ЗИМА

Блок занятий: РАСТЕНИЯ

Период прохождения материала:  ЯНВАРЬ

1

2

3

1. И Г Р Ы

Дидактические

Словесные

Подвижные

«Путаница»,

«Найди дерево по семенам»

«Отгадай, что за растение?»

«Кто знает, пусть продолжает»

«К названному дереву, беги»

Закрепить знание о частях растений; Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам.

Учить описывать растение и узнавать его по описанию.

Выполнять правила в

подвижной игре.

2. ЗАУЧИВАНИЕ

СТИХОВ

рассказы

С. Есенин «Белая берёза»

Я.Аким «Первый снег»

Н. Павлова «Самая зимостойкая яблоня»

В. Бианки «Лес зимой»

Выразительное чтение

стихов.

3. БЕСЕДЫ,

ОБЩЕНИЕ

«Может ли мороз убить дерево?»

Формировать представление о том, что дерево живое; воспитывать эстетическое восприятие.

4.РАССМАТРИВАНИЕ

    КАРТИН

И. Броцкая «Лес зимой в снегу»

И. Грабарь «Зимний пейзаж»

 Помочь почувствовать художественный образ картин; воспитывать умение видеть и понимать картину.

5. РИСОВАНИЕ

Рисование на тему

«Зимний лес»

Развивать у детей эстетическое восприятие, учить самостоятельно, придумывать тему для рисования зимнего леса, цвет снега, изображать разные деревья.

6. Т Р У Д

Посадка лука

Воспитывать интерес

к выращиванию расте-

ний. Формировать навы-ки посадки лука.

7. НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдать за явления-ми неживой природы

зимой: ветер, снег, снежинки, небо серое,

на нём облака.

Наблюдение за деревьями.

Уточнить  и закрепить

представление о зиме.

Рассмотреть кору деревьев, почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек появятся листья.

8.  АППЛИКАЦИЯ

«Ёлочка»

Учить детей делать ёлочку, пользуясь объёмной аппликацией.

Время года:  ЗИМА

Блок занятий: МИР ЖИВОТНЫХ (дикие звери)

Период прохождения материала:  ФЕВРАЛЬ

1

2

3

1. И Г Р Ы

Подвижные

Дидактические

Настольные – печатные

Словесные

«Волк и ягнята»,

 «У медведя во бору»

«Белые медведи»

«Третий лишний»

«Что изменилось?»

Домино «Зверята»

Лото «Зверята»

Зоологическое лото «Загадки о животных»

«Кто знает, пусть продолжает»

Развивать активность детей в двигательной деятельности.

Обогащать словарный запас детей названиями животных.

Развивать находчивость, быстроту реакции.

2.ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

В. Зотов «Кабан»

«Белка, ёж, заяц – Беляк»

3.РАССКАЗЫВАНИЕ

СКАЗОК

«Дружба зверей» Пересказал И. Соколов -Никитов

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

4. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ.

Сказка «Ёж и заяц»

Разыгрывать

знакомые сказки.

 5. ФЛАНЕЛЕГРАФ

Сказка «Три медведя»

 6. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Сказка «Три медведя»

7. РАССМАТРИВАНИЕ

КАРТИН

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Дать знания о жизни животных, о их приспособляемости.

8. ЛЕПКА

«Белочка»

Учить детей лепить белочку, передавая выразительность образа, характерные особенности.

.

9. РИСОВАНИЕ

«Белочка готовится к зиме»

Развивать наблюдательность и самостоятельность.

Время года: ВЕСНА

Блок занятия: «ВЕСНА»

Период прохождения материала: МАРТ

1

2

3

1. НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение на участке:

  - за растениями: мать-и- мачеха, одуванчик, кусты гортензии, орешник;

  -за деревьями: ива, алыча

  - за птицами: воробьи,

синицы, скворцы, вороны;

  - за животными: кошка, собака, белка.

Формировать представление о пробуждении природы весной. Вызвать радостное переживание от общения с природой. Развивать умение устанавливать связи с сезонными явлениями, с изменениями в живой и неживой природе.

2. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН

«Голубая весна» В. Бакшеев;

И.И. Левитан «Весна. Март»;

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».

3. Т Р У Д

В уголке природы: пересадка комнатных растений, уход. Уход за посадками, рыхление, полив, подготовка к пикировке, пикировка; подкормка комнатных растений.

Уход за питомцами.

Формировать знания о процессе посадки.

Совершенствовать навыки посадки расте-

ний. Воспитывать жела

ние участвовать в трудовой деятельности.

4. И Г Р Ы

Дидактические

Подвижные

«Сложи картинку»,

«Времена года»,

«Отгадай, что за растение»,

«Не сорока, не ворона».

«Хитрая лиса»,

«Ноги от земли»

Развивать логику, мышление, умение подбирать картинки одинакового изображения.

Развивать активность

5. ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ

Стихи, потешки.

Г. Скребицкий «Прощай, зима»;

В. Бианки «Март»;

Ф. Тютчев «Весенние воды»

С. Маршак «Стихи о весне», «Иди весна, иди красна»;

А.А. Фет «Уж верба вся пушистая».

Учить детей чувствовать и понимать характер образов рассказа.

Учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения. Формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

6.КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Сказка « Зайкин дом»

Воспитывать желание самостоятельно разыгрывать знакомые сказки.

7.  НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«День рождение Чебурашки»

8. АППЛИКАЦИЯ

«Корзинка с подснежниками»

Воспитывать эстетическое восприятие, любовь к природе.

9.  РИСОВАНИЕ

На тему: «Самые красивые цветы для мамы»

Развивать у детей доб-

рое отношение и любовь к своей маме.

Время года:  ВЕСНА

Блок занятий: «ПТИЦЫ»

Время прохождения материала: АПРЕЛЬ

1

2

3

1. И Г Р Ы

Подвижные

Дидактические

Словесные

 «Куры в курятнике», «Гуси-гуси»,

«Совушка»

«Четвёртый лишний»,

«Где, чьи дети?»,

«Не сорока, не ворона»,

«Отгадай, что за птица?»,

«Где, чьё гнездо».

«Угадай, чей голос?»

Развивать ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Продолжать знакомить

с птицами, обогащать словарный запас, развивать память.

2. ЧТЕНИЕ СКАЗОК

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»

Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

3. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ

Н.В. Кукольник «Жаворонок»

М.А. Николаевич «Ласточка»

А.А. Блок «Ворона»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение.

4. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

В.В. Бианки «Синичкин календарь»

Продолжать знакомить с птицами. Учить слушать и понимать смысл рассказа.

5. НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение за птицами: стрижи, воробьи, вороны. Оживляются зимующие птицы, постройка гнёзд.

Воспитывать интерес к наблюдению и бережному отношению к птицам.

6. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН

«Грачи прилетели» А.К.
Саврасов

Учить связно высказывать свои впечатления о картине; воспитывать умение рассказывать о русской природе.

7. БЕСЕДЫ,

ОБЩЕНИЯ

«Весна – время воробьиных пробуждений и синичьих песен».

Воспитывать интерес

к жизни птиц, желание ухаживать за ними.

8. АППЛИКАЦИЯ

По сказке  М.Горького

«Воробьишко»

Побуждать детей образному отражению в рисунке, аппликации, лепке простейших предметов окружающей  действительности.

9. РИСОВАНИЕ

«Сказочная птица»

10. ЛЕПКА

«Декоративная птица»

Создать интерес к

народному творчеству

11. ТЕАТРАЛИЗО-
ВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬ-

НОСТЬ

Драматизация сказки

«Кот, петух и лиса»

Разыгрывать с помощью воспитателя  знакомые сказки.

12.  НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«Заюшкина избушка»

Время года: ВЕСНА

Блок занятий: «ВЕСЕННИЙ ПАРК»

Время прохождения материала:  МАЙ

1

2

3

1. И Г Р Ы

Дидактические

Сюжетно - ролевые

Подвижные

«Отгадай, что за растение»

«Необыкновенное путешествие по временам года – круглый год»,

«Времена года»,

«Четвёртый лишний»

«Магазин «Цветы»

«К названному дереву, беги »,

 «Медведь и пчёлы»,

«Ловля бабочек».

Обогащать словарный запас детей, развивать память.

Развивать ловкость,

быстроту, простран-ственную ориентиро-вку.

2. НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение за небом, солнцем, погодой, ветром, за облаками, за насекомыми,

птицами.

Наблюдение за одуванчиком, за цветением сирени, яблони, черешни, сливы.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; Формировать умение находить связи в природе

3. ЭКСКУРСИЯ

«Весенний парк»

Воспитывать радост-ное, заботливое отно-

шение детей к пробу-

ждающейся природе.

4. ТЕАТРАЛИЗОВАН-

НАЯ ДЕЯТЕЛЬ-

НОСТЬ

Музыкально – фольклорный праздник «Весна – красна»

Эмоционально воспринимать весёлые  праздники.

5. РИСОВАНИЕ

«Цветущая весна»»

Учить детей передавать в сюжете рисунка характерные особенности природы. Учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения. впечатления от весны.

6. АППЛИКАЦИЯ

(коллективная)

«Бабочки на лугу»

Учить создавать кол-

лективную компози-

цию.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

ТЕМА:  НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить умение сравнивать и находить отличия у растений.
  2. Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают белый хлеб.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу; умение понимать эмоциональное состояние других людей; воспитывать желание оказать им помощь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  Беседа об уборке хлеба, труд хлебороба, игра «Что, где растёт?»

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:  колоски ржи и пшеницы, увеличительные стёкла, лист белой бумаги, простой карандаш, мука белая и тёмная; семена тыквы, арбуза, фасоли, пшеницы, подсолнуха, шапочки мышат , схемы продуктов, хлеб белый и чёрный, колобок.

СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ:  подгрупповой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть

Пришли Круть и Верть и принесли испуганного Колобка. Между собой мышата ведут спор, какой хлеб вкуснее белый или чёрный.

Воспитатель обращает внимание на выражение лица Колобка.( испуг)

«Чего ты так испугался, Колобок?» - спрашивает воспитатель.

«Меня мышата хотят съесть, а я бабушкин и дедушкин».

«Как же помочь Колобку?» (ответы детей)

«Как помочь мышатам определить, какой хлеб вкуснее?»

Воспитатель:

«Мышата – Колобок не ваш, не вы пекли его, разве можно брать чужое?

Дети, а вы как думаете?»

Предложить детям и Мышатам попробовать хлеб белый и чёрный, и сказать, кому какой понравился.

Воспитатель:

«Вот видите, мышата, все дети разные и вкусы у них разные. В народе говорят «на вкус и цвет товарищей нет», но в хлебе главное не цвет, а его польза. В хлебе есть такие витамины и белки, которые дают человеку силу, красоту, здоровье, а иногда маленький кусочек хлеба, может спасти человеку жизнь. Не правильно делают дети те, кто не ест хлеб.

«Хлеб – всему голова» как вы понимаете это выражение?  (Главный продукт питания. Мышата очень любят хлеб, поэтому они такие ловкие и быстрые.)

Воспитатель:

«Скажите Круть и Верть, а вы знаете почему получился один хлеб белый, а другой чёрный?»

«Посмотрите, как изменилось лицо нашего Колобка, глаза широко раскрыты, рот закрыт – он удивлён. Чему мог удивиться Колобок?» (что хлеб бывает чёрный).

«Дети, а вы хотите об этом узнать? Я предлагаю подойти к своим местам (за столы). Сядет тот, кто услышит слово «пожалуйста».

        Загадка:        Вырос в поле дом,

                        Полон дом зерном.

                        Стены позолочены,

                        Ставни заколочены.

                        Ходит дом ходуном

                        На столбе золотом.

                                        (колосок пшеницы)

Вопросы к детям:

  1. Что выросло в поле? (Вырос в поле дом.)
  2. Чего полон дом? (Полон дом зерном.)
  3. Как понять «стены позолочены»? (золотого цвета)
  4. Как понять «ставни заколочены»?
  5. Как понять «ходит дом ходуном на столбе золотом. (качается на стебле.)

Предложить рассмотреть колосок пшеницы.

Вопросы к детям:

  1. Что это? (колосок пшеницы)
  2. Что есть у колоска? (зёрна)
  3. Что такое зерно? (семена)

«Посмотрите, как расположены семена (в два ряда). Это расположение очень похоже на косичку. Плетение косы так и называют «колосок».

«Потрогайте колосок».

  1. Какой он на ощупь? (шершавый, колючий, сухой, тёплый, лёгкий, твёрдый, тугой)

У пшеницы колосок тугой, это значит, что зёрна расположены близко и их много.

  1. Что ещё есть у колоска? (усики, остюг)
  2. Где спрятано зерно и почему? (шелуха, плевла). Плевла защищают зерно от холода, дождя, палящего солнца, ветра. Зёрнышко, когда рождается оно маленькое, слабенькое и укрыто этой шелухой плевлами, как одеялом.
  3. Что люди делают из пшеничных зёрен? (крупу, муку)

Показать белую муку. Какая она?

Показать колосок злакового растения ржи. Дети рассматривают:

  1. Что есть у ржаного колоска? (зерно маленькое, тёмное.)
  2. Чем покрыто зерно? (шелуха, плевла с усиками)
  3. Почему у ржи длинные усики? (зерно мало, чтоб его сохранить от вредителей.)
  4. Какие усики на ощупь? (погладить)

Из ржаных зёрен получают тёмную муку – ржаную. Показать муку.

Сравнить пшеничный колосок и ржаной.

  1. Какие колоски по длине?
  2. Какие колоски по цвету?
  3. Какие зёрна у пшеницы и ржи?
  4. Как вы думаете, из какого колоска получится больше муки? Почему?

Сравнить муку.

Круть и Верть, если вам попадутся колоски, вы сумеете их различить?

 Дети, давайте нарисуем колоски на листочке бумаги, чтоб запомнить из каких зёрен какую муку получают, и подарим их Колобку, а он спросит, у бабушки с дедушкой, из какой муки его испекли. Вы согласны?

II часть

Дети делают зарисовки колосьев. Дарят их Колобку. Смена эмоций – хорошее настроение. Колобок поблагодарил детей и покатился к бабушке и дедушке.

III часть

        Игра «Золушка»

Воспитатель обращается к мышатам:

«Круть и Верть, хотите с нами поиграть?»

Мышата:

«Хотим, но у нас важное дело, мы обещали Золушке помочь перебрать зёрна».

Воспитатель:

- Дети, как же быть мышатам и поиграть хочется и дело нужно сделать?

Пословица учит: «Сделай дело, гуляй смело». Как это можно понять?

IV часть

Мини – инсценировка: «Здравствуй, зёрнышко!»

                

                Облако, облако! Белое, хорошее!

                Подари нам, облако, капельку дождя.

                        (руки протягивают вверх)

Маленькое зёрнышко

Нами в землю брошено.

                (сеятели)

Маленькому зёрнышку

Без воды нельзя.

        (ребёнок – зёрнышко садится на корточки)

Дождь прошёл,

Земля мокра,

Вот так облако! Ура!

Помогло ты, облако,

Дать зерну росток

        (зёрнышко привстаёт)

Мёрзнет наше зёрнышко,

Простудиться зёрнышку

В сырости легко

Помоги согреть его

Золотое солнышко,

Выгляни, пожалуйста, из-за облаков.

        (руки вверх)

Жарко стало, горячи,

Солнца нашего лучи!

Помогло, ты солнышко

Нам росток согреть.

        (зёрнышко руки разводит в стороны)

Зёрнышко, зёрнышко!

Жёлтое, как солнышко,

Прорастай, пожалуйста,

Зёрнышко скорей!

Ты увидишь, зёрнышко,

Облако и солнышко,

Нас увидишь, зёрнышко,

Всех своих друзей!!!

V часть

        Круть и Верть: « Почему у вас так вкусно пахнет хлебом?»

Воспитатель:

«Мы с детьми учились печь хлеб, хотите, мы и вас научим?»

Рассказать процесс закладки продуктов, используя схемы.

Итог:        Угощаем всех хлебом белым, пшеничным. В следующий раз мы испечём хлеб из ржаной муки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

ТЕМА:  ЗИМНИЕ ТАЙНЫ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

 Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных, растений и птиц к зимним условиям существования.

Дать знать, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: игровой персонаж «Боб», телеграмма, декорация зимнего леса, картинки с изображением птиц (сорока, синица, снегирь, клёст, ворона, дятел, ласточка); схемы птиц, насекомых, ели, животных.

                        ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картину «Зимний лес», расположенную за окошком «избы».

 - Ребята, а какое сейчас время года?

 - Что мы видим за окошком?

        / стук  в дверь, входит ребёнок в маске сороки, в руках держит телеграмму./

- Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл? Да это же сорока. И принесла она нам телеграмму от лесного президента Дятла.

- А вы знаете, что такое телеграмма?

- Это срочное сообщение, которое приходит по почте. Давайте прочитаем:

«Внимание! Внимание! В лесу что-то происходит, в лесу переполох!

Какой-то маленький, розовый человек бродит по лесу очень грустный. Помогите!!!»

- Ребята, если кто-то попал в беду, если кому-то нужна наша помощь, что надо сделать? (ответы детей)

- Правильно, ребята, надо спасать, надо идти на помощь. Вы готовы? (Да!)

- Но путь нам предстоит нелёгкий, и очень трудный, потому что нужно идти в лес. А в лесу очень холодно и все тропинки занесло снегом. Мы ведь с вами не пойдём раздетые, нам нужно одеться теплее.

- Ну что мы на себя оденем? (дети перечисляют и имитируют одевание одежды.)

- Оделись, теперь нам никакие морозы не страшны. Ой, чуть не забыла, прежде чем мы пойдём в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.     - Как нужно вести себя в лесу? (ответы детей)

- Правильно, ребята, не шуметь и не кричать. А если мы будем шуметь, то мы не услышим прекрасные звуки леса и не узнаем, какие тайны есть у зимнего леса. (хранит в себе лес)

- Ну, а теперь вперёд. Вся тропинка завалена снегом, снег мокрый, рыхлый, мы идём медленно, высоко поднимая ноги. (дети идут «змейкой» за воспитателем)

- А вот мы и пришли!

                Тихо всё вокруг зимой,

Лес стоит безмолвный.

Лес как - будто сладко спит,

Лес как - будто заколдован.

- Ребята, а кто же заколдовал лес? (ответы детей)

- Правильно, волшебница зима, белым покрывалом всю землю укрыла.

- Давайте прислушаемся, мне кажется, что кто-то плачет.

Ой, ребята посмотрите, это же наш Боб, наш маленький розовый человечек. (берёт его в руки)

- Ребята, посмотрите, какой он, наш Боб, грустный, усталый, он замёрз.

- Что же с тобой случилось?

Боб: - Я слышал, что в лесу есть зимние тайны. И поэтому пришёл сюда увидеть эти тайны. Но, по-моему, здесь всё погибло?  (плачет)

- Мой милый друг, ты долго шёл, ты так замёрз и так устал!

   Присядь, пожалуйста, согрейся.

А мы с ребятами поможем клубочек этот размотать

и в этих тайнах разобраться.

II часть

- Ребята, посмотрите, перед нами зимний лес. Какие деревья мы можем увидеть в лесу? (ответы детей)

- Правильно, ёлки, а вот ещё есть и лиственные деревья. Мы с вами попали в смешанный лес, как это смешанный. А это значит, что тут растут и хвойные и лиственные деревья.

- Ребята, а как вы думаете, что происходит с деревьями зимой? (ответы)

- Тут, наверное, какая-то тайна. Может, вы, знаете эту тайну? Давайте раскроем зимнюю тайну этих деревьев, как они приспособились к зиме?

Поможем нашему Бобу.

- Ребята, посмотрите, какая красивая ёлочка.

- А что же держит ёлочку в земле? (корни)

- А что тянется от корней вверх? (ствол) Ствол - дереву опора.

- А чем покрыт ствол? (кора) Защищает и в стужу и в жару.

- А что отходит от ствола? (ветви) Их называют лапами.

- Ребята, а как вы думаете, а хвойным деревьям, ёлочкам нашим, холодно?

Хотите узнать эту тайну? Слушайте. У хвойных деревьев листики видоизменились и превратились в иголочки, они жёсткие и им мороз не страшен, они воспринимают свет и тепло. А опадают они постепенно, круглый год, поэтому стоят вечно зелёные и им не страшны морозы.

- Дорогой Боб, вот и  первая зимняя тайна. Деревья – то не погибли, а что с ними происходит зимой?

Дети: - Они уснули. (спят)

- А чтобы ты, Боб, не забыл, мы завяжем на твоём клубочке узелок на память.

- Даже в народных пословицах сравнивают человека с природой: стройный, как кипарис, крепкий, как дуб.

- Давайте с вами сейчас превратимся в дерево. Повторяйте за мной волшебные слова:

                        1, 2, 3, повернись и в дерево превратись:

                        Если был бы я деревом

Мои ноги бы росли и глубже

В землю вошли,

И назывались бы – корни.

У дедушки Дерева добрые руки,

Большие, зелёные, добрые руки

Какая-то птица в руках суетится,

Какая-то птица на плечи садится.

- Ребята, и вам я предлагаю присесть на стульчики.

/На мольберте развешены картинки зимующих птиц, среди них одна перелётная (ворона, дятел, сорока, ласточка, синица, снегирь, клёст)./

- Ребята, Боб подумал, что в зимнем лесу всё погибло. А вы как думаете? Кто ещё живёт в зимнем лесу, кроме деревьев? (ответы детей)

- Правильно, ребята, птицы. (воспитатель поворачивает к детям мольберт с картинками птиц.)

- Ребята, посмотрите на мольберт, какие прекрасные птицы, но что-то здесь не так. Внимательно посмотрите и подумайте, кто здесь лишний?

(ответы детей)        

- Правильно, ребята, ласточка. А почему же ласточка улетает в тёплые края, почему же не остаётся зимовать, ведь не все же птицы улетают.

Дети:- Потому что насекомые прячутся под кору деревьев.

- Вот, Боб, мы раскрыли тебе ещё одну тайну, о пропаже насекомых. Они просто прячутся на зиму под кору деревьев, в старые пни, под опавшие листья. (Воспитатель завязывает ещё один узелок на клубочке.)

- А вот тайну зимующих птиц тебе расскажут дети.

- Ребята, а как же другие птицы приспособились к таким суровым условиям зимы?

Дети по желанию рассказывают о зимующих птицах.

Воспитатель помогает детям, задаёт наводящие вопросы:

  1. Внешний вид.
  2. Чем питаются? (питаются той едой, которая бывает зимой).
  3. Где живут?

- Ну вот, Боб, раскрыта ещё одна лесная тайна про зимующих птиц. ( завяжем узелок)

Боб: - Ой, ребята, как интересно оказывается зимой в лесу, сколько тайн я узнал. Но куда же подевались знакомые лесные звери? Я их не видел.

- Боб, мы с ребятами сейчас поможем тебе раскрыть ещё одну зимнюю тайну. Смотри и слушай внимательно.

- Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется:

                «Вокруг себя обернись и в лесного зверя превратись».

/На столе лежат картинки с изображением диких животных, дети по одному подходят к столу, выбирают картинку и имитируют движения животного, которого выбрали, при этом читая стихотворение./

1 реб:                Зверька вы узнаете во мне

По двум таким приметам:

Я в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

                        (белка)

2 реб:                Я зверёк, живу в бору,

                У стволов грызу кору.

                Летом в шубке серенькой,

                А зимою – в беленькой.

                                        (заяц)

3 реб:                В берлогу я ложусь поспать

                Пусть мне приснится мёд!

                Всю зиму буду почивать.

                Проснусь, когда весна придёт.

                                        (медведь)

4 реб:                Уф, не осталось больше сил,

                Грибы искал, мышей ловил

                Положен отпуск мне за это.

                Всю зиму между ёлками

                Спит подушечка с иголками.

                                        (ёж)

5 реб:                Серый и зубастый

                Вою в день ненастный: «У-У-У!»

                                        (волк)

6 реб:                Хитрая плутовка,

                Рыжая головка,

                Хвост пушистый – красота!

Как зовут меня?

                (лиса)

- Боб, ты понял, почему никого не увидел в лесу.

- Ребята, подскажите, почему? (ответы детей)

Медведь и ёж спят; заяц с белкой сменили окрас своей шубки, они приспособились к суровым зимним условиям внешней среды.

- А самая главная тайна, то, что все в лесу нужны друг другу, потому что всё в лесу взаимосвязано.

III часть

А сейчас мы прослушаем звуки леса и попробуем догадаться, какие из этих звуков нельзя услышать в зимнем лесу.

Звучит аудиозапись  со звуками: «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич (звуковое сопровождение к занятиям)

«Какие из этих звуков нельзя услышать в зимнем лесу?» (лесные шорохе, скрип дерева, завывание вьюги, кваканье лягушки, рёв медведя, песня соловья).

 

IV часть

- Ребята, так какие же зимние тайны леса сегодня мы помогли раскрыть нашему Бобу?

(на ковраллографе висят схемы дерева, птицы, насекомых, животных)

Дети рассматривают схемы и дают ответы на вопрос.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬЯ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

        1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представление детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера).

        2. Упражнять в различии и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).

        3. Уточнить представление о пользе насекомых, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле, не разрушать условия жизни лесных обитателей.

МАТЕРИАЛ: «Смехотрон», модель муравья, картинки из серии «насекомые», разрезные картинки «Муравей», фонограмма «Голоса птиц».

ХОД ЗАНЯТИЯ

        ВОСПИТАТЕЛЬ.  – Ребята, я вам расскажу интересную историю.

Когда я была такой же маленькой, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трёх берёзок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычёсывают» всё, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остро пахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».

        Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка берёзы и куда-то унёс. Я очень  расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?

        ДЕТИ.  Да.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«СОБЕРИ КАРТИНКУ ИЗ ЧАСТЕЙ»

        Каждый ребёнок собирает картинку «муравей» из отдельных частей.

        ВОСПИТАТЕЛЬ. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом возле трёх берёз и понаблюдать за его путешествием? (Ответы детей). Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь! А муравья понесём по очереди.

        (Под весёлую музыку дети шагают по тропинке к речке).

        ВОСПИТАТЕЛЬ.  А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег? (Ответы детей: посадить на мостик, посадить на деревянную дощечку, накидать много камешков и сделать из них дорогу через речку и др.).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        Дети имитируют, как они переплывают через речку.

        К речке быстро мы спустились,

        Наклонились и умылись.

        Раз, два, три, четыре,

        Вот как славно освежились.

        А теперь поплыли дружно:

        Вместе – раз, это брасс,

        Один, другой – это кроль.

        Все как один –

        Плывём как дельфин.

        Вышли на берег крутой,

        Отведём муравьишку домой!

ВОСПИТАТЕЛЬ.   –А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах!

Давайте посмотрим, кто живёт на лужайке? (Дети рассказываю стихи о насекомых, имитируя их в шапочках-масках).

        1 РЕБЁНОК. (Шапочка-маска «Пчёлки)

                Пчёлка золотая над цветком порхает,

                Сок душистый пьёт – собирает мёд.

        ДВА РЕБЁНКА. (В шапочках-масках «Бабочек»)

                Звенят ручьи весною,

                Ласкает солнце нас,

                На луг мы прилетели

                И здесь танцуем вальс.

        РЕБЁНОК  (В шапочке маске «Божьей коровки»)

                Божья коровка – алая спинка,

                Уцепилась ловко коровка за травинку,

                Вверх неспешным ходом ползёт по стебельку

                К пахнущему мёдом яркому цветку.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Пойдём дальше. А вот и болото.

Наш муравьишка – маленький, лёгкий, он запросто болото переползёт. А как же нам через него перебраться и не завязнуть? (Ответы детей: Прыгать, взять палки и проверить глубину болота, наклонить большое дерево, зацепиться за него и перелететь по воздуху , и др.).

        Дети решают перепрыгивать болото по кочкам.

                На болоте нет дорог,

                Мы по кочкам скок-да-скок.

Раздаётся писк: «З-з-з!»

ВОСПИТАТЕЛЬ. – Кто это? Отгадайте!

ДЕТИ. – Комары!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОМАРЫ»

        Дети делятся на две подгруппы: одни изображают комаров, другие гуляющих детей. «Комары» произносят : «З-з-з» и бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в «домик» (отгороженные уголки).

        Потом участники игры меняются местами.

                Летит, пищит,

                Ножки длинные тащит,

                Случай не упустит:

                Сядет и укусит.

                                               (Комар)

ВОСПИТАТЕЛЬ.  – Ребята, как нам от комаров избавиться?

ДЕТИ.  – Позвать на помощь птиц.

                Звучит фонограмма «Голоса птиц».

ВОСПИТАТЕЛЬ.  – Вот мы из болота и выбрались. А вот и три берёзы. А домик-муравейник только что кто-то сломал! Давайте посмотрим новый домик. (Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки и строят домик).

ВОСПИТАТЕЛЬ.  – Что делать, чтобы домик не ломался? Давайте придумаем фантастическое насекомое.

        В конце занятия дети рисуют фантастическое насекомое, придумывают ему название.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

ТЕМА:  ПОСАДКА ЛУКА.

ЦЕЛЬ: Продолжать объяснять детям, что только любовь к земле и труду                           дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания.

             Сообщить ребятам наиболее привычные приёмы земледелия,                             исключающие загрязнение почвы химическими веществами.

           Посадить лук.

МАТЕРИАЛЫ:  Ящик, лук, земля, лопатки, палочки для рыхления, фартуки, лейки, знаки, символы.

СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ:  групповой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Беседа о времени года.

          ВОПРОСЫ:

1. Какое время года сейчас?

2. Сейчас начало, середина или конец зимы? Как вы догадались?

3. Вы знаете название зимних месяцев?

4. Какое время года было (будет) перед (после) зимы?

5. Что делают растения зимой?

        РАССКАЗ О ТОМ, КАК ВНУЧКА К БАБУШКЕ В ГОСТИ ЕЗДИЛА.

        Жила-была девочка Катя. Приехала Катя в деревню к бабушке с дедушкой. Повели они внучку огород свой показывать. А огород у них красивый – залюбуешься: грядки ровные зеленеют, почва мягкая, ухоженная.

Бабушка с дедушкой толк в земле знают, «матушкой-кормилицей» её ласково называют, навозом коровьим грядки удобряют, лучшие сорта для выращивания выбирают, всё вовремя сеют и сажают, сорняки с корнем вырывают. растения на грядках подкармливают, настои от вредителей знают, никакой химии на применяют, зря в городе не топчутся, берегут почву, её плодородие.

        Что только в огороде у бабушки с дедушкой не растёт. Вырастят они урожай, а потом ребятишек угощают.

        ВОПРОСЫ:

1. Почему землю называют «матушкой-кормилицей»?

2. Почему для посева отбирают лучшие сорта?

3. О каком времени года говорится в этом рассказе?

4.Для чего нужно землю рыхлить и поливать?

5. Что такое сорная трава и почему её нужно вырывать с корнем?

6. Какие вредители есть у овощей?

7. Что такое «навоз» и почему им удобряют землю?

8. Почему нельзя в огороде топтать землю?

        ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

        ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. Иван, Иван, вырывай бурьян. )

2. Чтоб росла редиска,                 )     СЕЮТ

Чтоб росла морковь,                    )

Зеленел лучок                              )

3. Не ленись, дружок,  )

   Чтоб росла репка,     )   РЫХЛЯТ

   Сладкая, крепка       )

4. Чтоб капусты кочанок )   КРУГ

    Рос большой чугунок  )

ВОСПИТАТЕЛЬ.  – А сейчас мы будем трудиться, сажать лук.

Что и какие инструменты нам понадобятся для посадки, будем называть и выкладывать по знакам-символам.

        «КТО ЗНАЕТ, ТОТ ОТВЕЧАЕТ»

1. Что едят у лука?  (Вершки или корешки)

2. В каком виде употребляют лук в пищу?

3. Какую пользу приносит лук?

С П И С О К

используемой литературы

1. Детство. Программа развития и воспитания детей. Акцидент, 1999.

2. Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Воронеж, Ростов-на-Дону: ТУ «Учитель», 2001.

3.О.А.Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. С-ПтБ: «Детство-Пресс». 2002.

4.С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2001.

5. С.Н. Николаева, И.А. Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: 2003.

6. А.И. Буренина. Театр всевозможного. С.-Птб, 2002.

7. Л.Е. Белоусова. Удивительные истории. С-Птб.: Детство-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Необходимость воспитания экологической культуры. Понятие об игре, классификация игр. Игра как средство формирования личности дошкольника. Классификация детских игр....

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....