Конспект НОД в старшей группе на тему "Весна пришла!", ОО Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кочнова Татьяна Александровна

Цель: закреплять знания о признаках весны.

Задачи исследования:

- дать четкое представление, что по признакам природы, можно распознать   время года;

- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, воспитывать чуткое и бережное отношение к ней;

- развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

- обогащать словарный запас воспитанников;

- воспитывать эстетические чувства.

Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевая, художественно-эстетическая.

Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная деятельность

Форма организации НОД: коллективная (совместно с педагогом).

Материалы и оборудование: Изображение «медведица и медвежата в берлоге», игрушка медвежонок, 8-10 пейзажей с изображением разных времен года, репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», изображения подснежника, грача.

Планируемые результаты: закрепить знания о различных признаках весны, научиться устанавливать причинно-следственные связи; познакомить детей с картиной А .Саврасова «Грачи прилетели», со стихотворением  Ф.Тютчева, создать радостное, доброжелательное и весеннее настроение у детей в группе.

 

 

 

 

                   

                         Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель:- Добрый день, ребята! Сегодня у нас интересное занятие. Я предлагаю размяться и отгадать пару загадок:

1.Растет она вниз головой

Не летом, а ранней весной.

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

2.Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

(Показываю картинку с изображением медведя и медвежат в берлоге)

- Посмотрите, один из медвежат пришел сегодня к нам в гости (показываю игрушку медведя). Он совсем недавно родился и еще совсем не знает наш мир, поэтому ему все интересно. Мама сказала ему, что всю зиму они провели в берлоге, и теперь на дворе уже другое время года. Какое? (весна)

- А вот Мишка не верит и спрашивает, а откуда мы знаем? (Календарь)

- А у них нет календаря, откуда тогда его мама знает, что пришла весна? Можно ли без календаря определить, какое у нас сейчас время года? (Да, по признакам природы). Поможем Мишке узнать, что такое весна? (да)

Основная часть.

-Итак, для начала давайте расскажем Мишутке сколько же у нас всего весенних месяцев? Перечислите их по порядку. А какой месяц сейчас за окном? (март). Ребята, а ведь Миша и зимы- то не видел! Спал в берлоге. Давайте ему расскажем, какая у нас в этом году была зима ( Снежная, морозная, холодная, красивая и т.д) А вот вы недавно говорили, что узнать весну можно по признакам. Давайте вместе с нашим гостем понаблюдаем в окно и попробуем определить, что же там изменилось (дети перечисляю признаки весны: яркое солнце, тает снег, лужи; раньше в это время было еще не так светло, птички стали петь и т.д)

-Да, ребята, я думаю, Мишутка теперь понял, чем отличается весна от зимы и как это определить без календаря! Спасибо. А теперь отправим его домой к маме, чтоб она не волновалась.

- А я приглашаю вас в картинную галерею! (Дети подходят к столам или к доске, где выложены/ вывешены репродукции картин, на которых изображены разны е времена года. 8-10 штук) Посмотрите, какие замечательные картины! Что на них изображено? (природа) Как называются такие картины? (пейзажи). Ребята, я отобрала для вас только весенние пейзажи, вот только почему-то все картины у меня опять перемешались в одну кучу…Может, вы и здесь попробуете найти признаки весны и отделить весенние пейзажи от остальных? (выбирают нужные картины, объясняя, почему).

-Какие же вы молодцы! Прям настоящие исследователи природы!

А теперь пришла пора отдохнуть.

Физминутка:

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля- раз, капля два,

Капля медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

их попробуй, догони. ( Проводится  2 раза)

- А кто мне скажет, какой цветок «открывает» весну? (подснежник) Почему? (самый первый, не боится снега и холода)

-Хорошо. А какая птица «открывает» весну? (ответы детей). Затрудняетесь?

 

Послушайте загадку:

Прилетает он весной.

Чёрный, важный... Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что - то вроде слова врач...

Да не врач! А птица - ... ! (Грач)

(Показываю картинку с изображением птицы, затем идет знакомство и рассматривание одного из весенних пейзажей- картины «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.

- А сейчас я посмотрю, внимательные вы или нет. Как вы думаете, это птица перелетная или зимующая? (перелетная) Почему? (потому что грачи- прилетели, с юга).

-Молодцы! А напоследок, прочитаю вам стихотворение прекрасного поэта Ф.Тютчева,  который очень любил писать про природу. (Читаю стих-е «Зима недаром злится…)

- Стихотворение написано очень интересно, что в нем необычного? ( Про зиму и весну говорится как о живых людях, которые воюют друг с другом)

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

-О чем эти строчки? (Зимние метели и снегопады напоследок…)

Заключительная часть.

- Итак, друзья мои, о чем мы сегодня говорили? ( о весне). Как мы сегодня с вами доказывали, что весна действительно пришла? (Смотрели в окно, находили признаки весны) Правда ли , что у каждого времени года свои признаки, и если быть внимательным, то можно их распознать?(да). Запомнили, с какой картиной сегодня познакомились?

-Спасибо за занятие!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию: «Помощь жителям цветочного городка »

Конспект  по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию:«Помощь жителям цветочного городка »...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Моя родословная».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Моя родословная»....

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект НОД для старшей группы "С чего начинается Родина" (познавательное развитие)

Конспект НОД «С чего начинается Родина» с элементами геокешенга. (старшая группа)          Цель: Создать условия для патриотического воспи...

Конспект ООД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода»

С использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии...

Конспект НОД в старшей группе "Русская изба" с презентацией (познавательное развитие).

Конспект занятия для детей старшей группы по окружающему миру, направленный на ознакомление детей с устройством русской избы и предметами русского быта, на развитие познавательного интереса к истории ...

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...