НОД "Фассолька"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Алексеева Наталья Александровна
  • Познакомить с овощным растением фасолью, с внешним видом, строением растения, разнообразием сортов, плодами, семенами.
  • Познакомить с историей появления фасоли у нас в России.
  • Рассмотреть и обследовать семена: какой они формы, цвета, размера, структура поверхности.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_fasolka.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность «Познание»

с элементами экспериментирования

для детей 4-5 лет

Тема:

                 

                                                         

                                                         воспитатель Алексеева Н.А.

                             

                                       

                                   

                                              2016 год

   

  • Познакомить с овощным растением фасолью, с внешним видом, строением растения, разнообразием сортов, плодами, семенами.
  • Познакомить с историей появления фасоли у нас в России.
  • Рассмотреть и обследовать семена: какой они формы, цвета, размера, структура поверхности.      
  • Дать знания о строении семени: оболочка (кожура), ядрышко, зародыш.
  • Развивать речь детей, активизировать словарный запас такими словами, как оболочка, кожура, ядрышко, зародыш, закрепить значение этих слов.
  • Показать экспериментально зависимость семян от присутствия влаги, воды. Семена «просыпаются», благодаря воде.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивающий материал: коробка-посылка, игрушки – куклы Фасольки, картинка с изображением растения, показывающая строение фасоли: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; два блюдца, вата, семена разных сортов фасоли.

Ход занятия.

- Ребята, нам в детский сад пришла необычная посылка. Кто-то в ней шепчется, чихает, смеется. Кто здесь может быть? Давайте откроем посылку.

Из посылки появляется игрушка – кукла Фасолька. Она загадывает детям загадку:

                           Мы похожи друг на дружку,

                           Живем в маленькой избушке,

                           Все зовут ее стручок. (Можно бобок).

                         Как зовут меня, дружок?

- Вы узнали меня? Кто я такая?

Показать детям настоящий стручок фасоли с семенами. Раскрыть его, рассмотреть, как расположены семена внутри домика-стручка.

Проблема: Что такое фасоль? Зачем нужна фасоль? Что надо сделать, чтобы разбудить семена фасоли?

Фасоль:

- Ребята, хотите, я немного расскажу о себе?

- Как вы думаете, зачем нужна фасоль?

- Хочу сразу предупредить, что мои стручки и семена зелеными кушать нельзя – можно отравиться. А вот, если меня немного поварить – я становлюсь очень даже вкусной.

    - Родилась я в Южной Америке (Мексике). В Европу меня завезли моряки Колумба. В Россию попала из Франции. Сначала меня называли «турецкие бобы» и выращивали только для красоты, так как у меня красивые мелкие  цветы, похожие на мотыльков, белой, розовой, ярко-красной или фиолетовой окраски. А мои плоды-стручки похожи на лодочки. Никто сначала не употреблял меня в пищу, мной украшали веранды, балконы, мансарды, так как у меня длинные вьющиеся стебли. Потом научились меня варить, готовить из меня всякие блюда: супы, салаты, пюре, стряпают пироги с фасолью и т.д. Я очень сытный овощ. Горсточку скушаешь, и долго не будешь чувствовать голод.

    - Хотите посмотреть мои фотографии? Я привезла их с собой.

(Рассматривание цветных иллюстраций с изображением растущей фасоли, где четко прослеживается строение растения).

                    Кукла Фасолька задает вопросы детям:

 - Для чего нужны мне корни, как вы думаете?

 - Кто знает, для чего нужен мне стебель? Какой он?

 - А вы обратили внимание, сколько листочков на каждой моей веточке? А для чего мне нужны листочки? Как я дышу?

 - Кто запомнил, на что похожи мои цветки? Какого они размера? А какого цвета?

 - Как называются мои плоды? На что они похожи?

 - А где живут мои детки? Для чего они мне нужны?

                                        Физкультминутка:

 

                              Дедушка Толя сеял фасольку,

                              Землю копал, тяжко вздыхал.

                              Урожай собирал, пот утирал.

                              Когда молотил, палец прибил.

                              Зато, когда ел, чуть язык не проглотил –

                           До чего вкусно было!

Воспитатель:

- А теперь рассмотрите вот эти фотографии: на них семена фасоли разного цвета. Почему они разные, как вы думаете? Потому, что существует около 20 видов пищевой фасоли, и у каждого вида свой цвет. А вот строение семени у всех одинаковое: кожура-оболочка, ядрышко из двух долек, зародыш – будущее растение.

                         Экспериментирование с фасолью.

- Ребята, возьмите в руки по фасольке, рассмотрите и скажите, какого цвета оболочка (кожура)?

- Какой формы семена фасоли?

- Какой величины?

- Какова структура семени (гладкая или шероховатая)?

- Можно ли семя разломить, раздавить? Давайте попробуем. Почему нет?     Правильно, семена сухие, твердые, крепкие.

Рассмотреть строение заранее замоченного семени фасоли, разделив его пополам: пустую оболочку, две дольки ядрышка, зародыш. Объяснить детям, что семена, когда сухие, спят.

- Как вы думаете, можно вырастить фасоль зимой? Как это сделать?

- Хотите, чтобы семена фасоли проснулись? Давайте замочим их в воде.

Раздается чихание из посылки – появляется еще одна кукла Фасолька:

- А я не хочу, чтобы меня мочили в воде, я и без воды проснусь.

Воспитатель:

- Ребята, давайте мы с вами станем настоящими учеными и проведем эксперимент с фасольками, понаблюдаем, какая из них проснется быстрее.

Эксперимент 1.

 Несколько семян фасоли поместить на блюдце между несколькими слоями  марли, замочить в воде, поставить на окошко.

Другую часть семян  фасоли также поместить на блюдце между несколькими слоями марли, но водой не замачивать, поставить рядом с первым блюдцем.

Предложить детям наблюдать каждый день, какие изменения произойдут с семенами, поливать фасоль в первом блюдце, изменения записывать, зарисовывать в  «Дневник наблюдений».

Воспитатель:

 

- Ребята, обратите внимание на то, что у Фасольки на спинке есть небольшое пятнышко, похожее на шов. Хотите послушать сказку о том, как появился этот шов?

 

Чтение сказки братьев Гримм «Фасолька, Соломинка и Уголек».

Беседа по содержанию сказки:

  • Как встретились Соломинка, Уголек и Фасолька?
  • О чем они договорились между собой?
  • Что случилось с друзьями?
  • Почему хохотала Фасолька?
  • Как бы вы поступили на ее месте?
  • Что случилось дальше с Фасолькой?
  • Кто ей помог?
  • Кто понравился в сказке больше всего? Почему?

Итог занятия. Фасоль – это овощное растение. Стручки и семена фасоли употребляют в пищу в вареном виде. Семенами фасоль размножается. Чтобы разбудить семена фасоли, ее надо предварительно замочить в воде.