Главные вкладки

    Конспект беседы в старшей группе «Кто такой русский богатырь?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Кожаева Наталья Ивановна
    Воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к ее истории, славным традициям, отважным защитникам посредством знакомства с русским устным народным творчеством (былинами, пословицами и поговорками).Р
    азвитие патриотических чувств на основе знакомства детей
    с героически
    ми образами былинных богатырейР
    азвитие патриотических чувств на основе знакомства детей
    с героически
    ми образами былинных богатырей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект беседы в старшей группе

    «Кто такой русский богатырь?»

    Цель: воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к ее истории, славным традициям, отважным защитникам посредством знакомства с русским устным народным творчеством (былинами, пословицами и поговорками).

    Ход беседы

    Воспитатель. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары – часто нападали на славян, опустошала земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей и богатыри. Вот как они выглядели (демонстрация иллюстрации к картине В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными.

    - Богатыри – это люди особенные, наделенные невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат злые враги, не страшит даже смерть.

    - Ребята, скажите, любите ли вы сказки о богатырях? (Ответы детей)

    - Сказки о богатырях называются былинами. Былина – это песнь-сказание. Былина произошла от слова быль, было. Создателем былин является народ, поэтому былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы, например, сказки Пушкина. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин? (Ответы детей)

    - Былины о богатырях рассказывали сказители. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,

    Да про старые, про бывалые,

    Да про битвы, да про сражения,

    Да про подвиги богатырские!

    - Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Отчизна – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательными русскими былинами, в которых с древних времен воспевались лучшие качества защитника Отечества. Как вы думаете, какие же это качества? (Сила, смелость, ловкость)

    Физкультминутка «Богатыри» (движения в соответствии с текстом)

    Дружно встанем – раз, два, три –

    Мы теперь богатыри!

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим,

    Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

    И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

    И направо, и еще, через левое плечо.

    Дружно встанем – раз, два, три –

    Мы теперь богатыри!

    Воспитатель. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы, былины. Послушайте, как говорится о богатырях в былинах. (Прочитать детям фрагменты былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей». Пояснить, что все эти произведения – былины. Обратить внимание на поэтичность былин, на использование в них специфических речевых оборотов: добры молодцы, ворог лютый и т. п. Пояснить детям их значение.)

    - В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

    - И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои-богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

    Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге. А пословицы и поговорки вошли в нашу жизнь.

    Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

    Смелость силе воевода.

    Тот герой, кто за Родину горой.

    Кто смел, тот на коня сел.

    За край свой насмерть стой.

    Сам погибай, а товарища выручай.

    С родной земли умри, а не сходи.

    Жить – Родине служить.

    Счастье Родины дороже жизни.

    Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.

    Если дружба велика, будет Родина крепка.

    Воспитатель. Вот какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: «Защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ».

    Итог беседы:

    1. Кто такие богатыри?

    2. Как называют рассказы о богатырях?

    3. Кто рассказывал былины?

    4. Каких былинных героев вы уже знаете?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"

    Дать детям  представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....

    Конспект НОД в старшей группе «Что такое дружба»

    Конспект НОД в старшей группе «Что такое дружба»Формы работы: беседа, слушание, художественное слово, драматизация сказки Заяц и еж»,  музыкально- подвижная игра,Цель: Формирование опыта соц...

    Конспект занятия в старшей группе: Что такое заповедник

    познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют ...

    Конспект беседы в старшей группе.Тема: «Кто такая Баба-Яга?»

    Наверное, нет ни одного русского по духу человека, который бы не слышал сказок про бабу-ёжку костяную ножку. Она летала в ступе с метлой и собирала деток себе на обед. А была страшной и уродливой стар...

    Конспект беседы в средней группе: «Что такое терроризм?»

    Конспект беседы в средней группе: «Что такое терроризм?»...

    Конспект беседы в подготовительной группе: «Что такое терроризм?»

    Конспект беседы на тему "Что такое терроризм"Цель:  Дать определение понятию «терроризм», «террорист»....