Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»

     Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.

Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, представить неполную, но целостную картину мира.

      Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

     Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

       Для обогащения и активизации словарного запаса провожу  речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

       Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

       В процессе игры, задавая вопросы ребёнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

      Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

       Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.

С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

 Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

     Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

        В течение нескольких лет я работаю над темой «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим». Я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушев «Здравствуй мир!», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», О.В Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», О.В Дыбина Ознакомление с предметным миром и социальным окружением», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

       По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

«Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

(Из опыта работы)

        Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.

      Свою работу в средней группе я начала с того, что выяснила, насколько хорошо дети  различают части тела, определяют стороны на себе. Оказалось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке в «левом и правом». Для закрепления умения определять правую и левую стороны предлагала детям занимательные упражнения типа:  «В правую руку возьмем карандаш, пусть нарисует он нам пейзаж», «В правую руку платок вы возьмите, в правую сторону дружно махните!». Предложила детям вместе с родителями придумать небольшие стихотворения о «правом и левом». Использовала упражнения на занятиях, включала их в разные режимные моменты (одевание, подготовка к прогулке), во время проведения подвижных игр и физкультурных упражнений. Для того чтобы не забыть, какая рука правая, предложила детям сплести из разноцветных ниток браслет и надеть его на правую руку. Умение указывать направление вперед, вниз, налево, направо закрепляла с помощью упражнений типа «Куда показывает флажок», «Волшебная палочка», «Найди игрушку по заданию воспитателя».

Научив детей ориентироваться на себе, перешла к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Использовала дидактические игры «Угадай, где что находится», «Узнай, где что спрятано». Во второй половине дня вместе с детьми рассматривала иллюстрации к русским народным сказкам. Давала детям задание типа «Покажи и расскажи, кто, где находится».

Умение передвигаться в заданном направлении закрепляла при помощи дидактических игр «Куда пойдешь, что найдешь?». Сначала я предлагала ребенку выбирать направление из двух предложенных. Затем постепенно задание усложняла. Значение слов ближе, дальше, близко, далеко дети усваивали, производя различные действия с игрушками и предметами во время прогулок, на физкультурных занятиях. Задала детям вопросы типа «Чей мяч покатится дальше?», «Кто дальше бросил снежок?», «Кто стоит ближе к воспитателю?».

       С целью формирования  умения ориентироваться на листе бумаги и на поверхности стола проводила с детьми специальные упражнения. Например, предлагала детям рассмотреть образец в определенном порядке («Расскажи, как расположены элементы узора на карточке», «Расскажи, где художник нарисовал животных»). Использовала  настольно – печатные игры типа «Парные карточки».

    В конце года провела диагностику. Изучив результаты, наметила основные направления работы в старшей группе.

В начале учебного года вновь закрепляла умение различать левую и правую руку, определять местоположение предметов по отношению к себе. Использовала игровые упражнения «Где звенит колокольчик», «Угадай, что где находится!». Систематически упражняла детей в различении противоположных направлений, постепенно усложняла задания. Увеличивала количество предметов, местоположение которых детям предстояло определить. Кроме того, постепенно увеличивала расстояние между ребенком и предметами. Предлагала детям новые игровые ситуации, когда они должны были не только определять, местоположение предметов, но и самостоятельно создавать ситуации: «Встань так, чтобы Даша стояла впереди, а Ваня – сзади тебя».

       Большое внимание уделяла закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Использовала игры с правилами – подвижные и дидактические. В начале года проводила с детьми игры типа «Куда пойдешь и что найдешь», но в более усложненном варианте, когда задание могут выполнять одновременно несколько детей. Далее проводила игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Сначала такие игры я проводила в пределах групповой комнаты, а затем и на участке детского сада. На занятиях по ознакомлению с окружающим я знакомила детей с правилами дорожного движения, правилами поведения пешеходов на улице. Для усвоения детьми этих правил проводила игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься»,  «Передай пакет» и т.п. Подводя предварительные итоги своей работы в данном направлении, и в качестве обмена опытом, я провела открытое занятие «Матрешка-нарушительница».

      Предлагала детям старшей группы игры, в которых нужно воспроизвести направление движения с закрытыми глазами. Например, «Найди свой значок».На основе умения ориентироваться на себе основывается умение ориентироваться от другого предмета. Я учила детей мысленно представлять себя в положении предмета. Сначала упражняла в определении направления положения предметов от себя (при поворотах: стол был впереди, повернулся ребенок – и стол оказался справа). Далее учила детей определять стороны тела друг друга, затем стороны туловища куклы, мишки и т.д. Предлагала детям самим создавать соответствующие ситуации или найти их  в окружающей обстановке. Использовала дидактические игры «Где что стоит», «Прятки», «Что изменилось». Закрепляла навыки ориентировки от другого предмета во время проведения игры-драматизации, инсценировок, показа настольного театра. Формированию умения ориентироваться способствует игровое упражнение «Найди такую же картинку».

Согласно программным требованиям в старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Предлагая детям задание типа «Найди середину листа, верхний левый или правый, нижний левый и правый углы», обратила внимание на то, что многие из них испытывают трудности при выполнении задания. Поэтому я решила использовать такой метод, как работа в парах. В пары старалась объединить ребенка, который не испытывает трудности при ориентировке на листе и ребенка, у которого это вызывает затруднение. Дети по очереди давали друг другу задания, поправляли друг друга. Такая организация оказалось не только интересной для детей, но и дала положительные результаты. Планирую продолжить работу по формированию навыков ориентировки в пространстве и в подготовительной группе. Эти умения очень пригодятся нашим детям и при обучении в школе, и в дальнейшей «взрослой» жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления с фразеологическими оборотами русского языка"

формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления их с фразеологическими оборотами русского языка...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...

Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»

Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»...

Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»

     Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.       Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду...

Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ре...

Опыт работы на тему "Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий"

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на ра...