Проект «Тайны овощей» познавательно – исследовательский, творческий. Среди детей группы №10 «Зайчата» Долгосрочный
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Кудрина Олеся Сергеевна

Актуальность реализации проекта 

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotov.docx210.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 53 «Лесная сказка»

Проект «Тайны овощей»

познавательно – исследовательский, творческий.

Среди детей группы №10 «Зайчата»

Долгосрочный

Заявитель: дети второй младшей группы

                                                    Автор проекта: Лысенко Н.А.

                                                                               Кудрина О.С. перавя                                                     квалификационная категория

Новосибирск,2018

Актуальность реализации проекта

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны.

Постановка проблемы: удетей не сформировано: представление об условиях, необходимых для роста и развития;  понятие о природных витаминах необходимых для здоровья человека; не сформированы трудовые умения и навыки.

Практическая значимость: реализация долгосрочного проекта по теме «Тайны овощей» формирует интерес к познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности, развивает речевую активность детей и активизирует словарь по лексической теме «Овощи». Расширяет знания детей об особенностях, строении и условиях роста овощей, и их пользе.

Цель проекта:  углубление естественнонаучных познаний детей, привлечение знаний из разных областей. Расширить представления  детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет).Дать расширенное понятие о природных  витаминах  необходимых для здоровья.   Формировать трудовые умения и навыки. Развитие творческого мышления, исследовательских навыков в практической деятельности.

Задачи:

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской  и экспериментальной деятельности;
  • учить узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их.
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста овощей, их пользе (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания);
  • развивать речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
  • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности.

Предполагаемые результаты:

- у детей расширятся знания о культурных огородных растениях;

- повысится экологическая компетентность: дети научатся различать овощи, узнают особенности их строения и условиях роста;

- появится интерес к экспериментированию; они научатся делать первые выводы;

- повысится уровень коммуникативных навыков, обогатится словарь;

- дети будут проявлять интерес к продуктивной деятельности.

- повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.

Продукт проектной деятельности: Создание огорода на участке, обогащение развивающей среды в группе по данной теме.

Взаимодействие с родителями:

  • консультация  «Участвуем в проекте «Весёлый огород»;
  • приобрести муляжи овощей;
  • совместно с родителями изготовить книжки-малышки на тему «Сказки об овощах».
  • совместно с родителями изготовить поделки на тему «Овощи».

Цель: создать условия заинтересованного включения родителей в процесс реализации проекта с целью повышения педагогической компетентности родителей, их заинтересованности в познавательном  и творческом досуге своего ребенка, появления новых общих интересов детей и родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный.

1. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.

2. Подбор художественной литературы в рамках проекта.

3. Подбор материала для продуктивной деятельности.

4. Составление тематического планирования мероприятий.

2 этап – Исследовательский.

Перспективный план мероприятий

Познавательно-исследовательская деятельность.

  • Презентация «Что такое огород?»

Задачи:

- вызвать у детей познавательный интерес;

- дать детям общее представление об огороде, его назначении.

  • Рассматривание альбома «Овощи»

     Задачи:

- познакомить детей с овощными культурами;

- активизировать и обогащать словарь.

  • Эксперимент «Узнаем, какая земля?»

     Задачи:

- вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности;

     - выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

  • Эксперимент «Где живут детки?»

Задачи:

- познакомить детей со строением овощей;

- учить делать выводы в процессе эксперимента.

  • Дидактическая игра «Найди по цвету и форме»

- учить детей называть огородные культуры соответствующего цвета и формы;

- развивать внимание, сообразительность.

  • Презентация «Вкусно и полезно!»

Задачи:

- формировать представление детей о пользе овощей;

- вызвать желание заботиться о своем здоровье.

  • Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Задачи:

- упражнять детей в классификации овощных культур (по принципу: что у них съедобно – корень или плод?);

- развивать логическое мышление, речевую активность.

  • Тематическое занятие «Загадки с грядки»

Задачи:

- закреплять знания детей об овощных культурах, их значении для здоровья человека;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки сотрудничества в совместной деятельности.

  • Дидактическая игра «Что растет на грядке?»

Задачи:

- закреплять знания детей об овощных культурах;

- совершенствовать умение находить лишние объекты;

- развивать внимание, сообразительность.

Коммуникативная деятельность.

  • Беседа «Что необходимо для роста овощей?»

Задачи:

- расширять знания детей о роли солнца, воды… в росте овощей;

- вызвать желание помогать взрослым, ухаживать за растениями.

  • Ситуативный разговор «Овощи - таблетки»

Задачи:

- расширять знания детей о значимости овощей для здоровья человека;

- развивать речевую активность, активизировать словарь.

  • Беседа «Урожай собирай и на зиму запасай»

Задачи:

- расширять знания детей о том, как люди запасают овощи на зиму;

- развивать речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;

- вызвать желание помогать взрослым.

  • Рассказ «Все начинается с семечка»

Задачи:

- расширять знания детей о процессе роста овощных культур;

- учить слушать внимательно рассказ, отвечать на вопросы;

  • Игра «Доскажи словечко»

Задачи:

- закреплять знания детей об овощах;

- развивать внимание, сообразительность;

- активизировать словарь.

  • Разгадывание загадок про овощи.

Задачи:

- развивать у детей сообразительность;

- активизировать словарь.

Чтение художественной литературы.

  • Чтение стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку»  И. Токмаковой.
  • Чтение рассказа Е. Бехлерова «Капустный лист»
  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», украинская сказка «Колосок».

Задачи:

- формировать интерес и потребность в чтении;

- закреплять знания детей об овощных культурах:

- развивать умение вести диалог с педагогом.

Игровая и театрализованная деятельность.

  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел».

   Задачи:

- формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий;

- учить детей  строить  взаимодействие  со  сверстниками,   играть дружно, принимать во внимание желания товарищей.

  • Театрализованная игра по сказкам собственного сочинения.

Задачи:

- учить детей активно участвовать в игре, изображать характерные особенности героев;

- развивать творческие способности, воспитывать интерес к театрализованной игре.

  • Игровая ситуация «Купим овощи для салата».

 Задачи:

- учить детей действовать в соответствии с правилами игры;

- закреплять умение детей отбирать только нужные предметы;

- формировать навыки сотрудничества.

  • Сюжетно – ролевая игра «На даче».

Задачи:

- учить детей выполнять в игре ролевые действия;

-  воспитывать  трудолюбие;   формировать   умение ладить с товарищами в совместной игре.

  • Игровая ситуация «Вот весёлый огород, что здесь только не растёт!»

Задачи:

- показать значимость овощных культур для здоровья человека;

- развивать речевую активность и творчество в игровой деятельности.

Продуктивная деятельность

  • Аппликация «Помидорка, огурец»

Задачи:

        - развивать умение детей наклеивать детали последовательно;

         - формировать навыки трудовой дисциплины;

  • Рисование «Лопата и грабли»

Задачи:

- учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий;

- формировать умение рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа.

  • Лепка "Что растет у нас на грядке"

Задачи:

- закреплять знания об обобщенных словах (овощи);

- продолжать учить лепить круглые и овальные  формы.

3 этап – Заключительный.

-  Созданы:  дидактическая игра «Что на грядке растет?»

-  Открытый просмотр игрового  занятия «Овощи на грядке».

-  Оформление выставки детских рисунков, поделок по данной теме.

-  Совместное творчество родителей и детей:

1. выставка поделок из овощей и  фруктов «Огородные фантазии»;

2. сочинение сказок об овощах;

3. создание книжек-малышек;

4. создание мини огорода на участке.

Вывод

  В процессе реализации проекта у детей повысился уровень интереса к познавательной и исследовательской деятельности; повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды овощей, знают особенности строения овощей и условия их роста. Дети стали проявлять инициативу в различных видах деятельности.

  Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Учебно – методический комплект:

  • Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  • Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
  • Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
  • Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В копилку!

Загадки про овощи.

1."Расту в земле на грядке я

Красная, длинная, и сладкая "  (Морковь)

2. Я летом в огороде, свежий, зеленый,

а зимою в бочке, хрустящий, соленый. (Огурец)

3. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята, : ну рассыпчата, вкусна. (Картошка)

4. Сидит в земле сердитый дед,

В шубу желтую одет,

Кто меня раздевает,

Тот слезы проливает.  (Лук)

5. Лоскутки на лоскутке.

зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежусь я на грядке. (Капуста)

6. Сама я сахарная,

Одежда на мне бархатная. (Свекла)

7. Расту на грядке я,

Любит меня ребятня,

Как солнышко я круглый.

Как солнышко, я красный. (Помидор)

Игровое занятие «Овощи на грядке»

Задачи:

-  расширять представление детей об урожае овощей;

- побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях;

- учить импровизации под музыку;

Материал и оборудование: шапочки овощей (морковь, капуста, свёкла, перец, лук) для подвижной игры, магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, что созревает осенью на полях и в садах. Знают ли дети, что такое овощи? Какие овощи они знают?

Из каких овощей готовят обед? Какие овощи они любят? Затем воспитатель предлагает поиграть в огород. Воспитатель надевает на детей шапочки овощей. Дети подходят к импровизированной грядке и рассаживаются на ней как овощи. Дети делают движения по ходу текста, подпевают повторяемые фразы.

Хороводная игра «Огород наш хорош»

Воспитатель:

 Рано утром я встаю, выхожу на грядки.          (Воспитатель обходит огород.)

Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.

Ты, морковка, выходи, на народ посмотри.       (Морковь идет по кругу.)

Песню звонкую споем, хоровод заведем.

Все: 

Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.    (Дети встают, ведут хоровод.)

Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.       (Морковь пляшет.)

Воспитатель:

Рано утром я встаю, выхожу на грядки.           (Воспитатель обходит огород.)

Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.         (Дети сидят на грядке.)

Ты, капуста, давай, выходи смелее,                (Капуста со свёклой идут по кругу.)

И с собой приводи свёклу поскорее.

Все:

 Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.               (Дети ведут хоровод.)

Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.              (Капуста и свекла пляшут.)

Воспитатель:

Огород наш хорош, не найдешь такого,           (Воспитатель обходит огород.)

Много перца растет, лука молодого.                  (Дети сидят на грядке.)

Ты, лучок, выходи, перец за тобою.                   (Лук и перец идут по кругу.)

Руки ставь под бочок, вас в салате двое.

Все: 

Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.   (Дети встают и ведут хоровод.)

Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.       (Лук и перец пляшут.)

Воспитатель хвалит хороший урожай. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель берет корзину с овощами и приглашает послушать овощную историю.

Примечание. 

Овощная история разыгрывается с детьми по типу импровизации, в которой дети упражняются в выражении эмоционально-двигательных состояний. Каждый эпизод может разыгрываться под специально подобранную музыку, соответствующую характеру персонажа.

Этюд-импровизация «Овощная история»

Воспитатель:

 Жили-были на огороде овощи. Они давно уже поспели и хотели, чтобы их кто-нибудь заметил. Больше всех старался кабачок. Он был такой большой, толстый, круглый, что еле перекатывался с боку на бок и тяжело пыхтел. (Дети надувают щеки, ставят руки в бок, выдувают с силой воздух и пыхтят: ух, ух.)

Еще немного - и наш кабачок запрыгает как мячик. (Дети делают то же, тяжело прыгая вокруг себя.)

Была на огороде красавица морковь. Ее длинный хвостик выглядывал из-под земли. Морковь умела красиво танцевать, помахивая хвостиком.(Дети убирают одну руку за спину, другой помахивают над головой, улыбаются, потихоньку двигаясь под музыку по показу воспитателя.)

Важный-важный огурец любил ходить, сложив зеленый хвостик за спиной. Огурец любил задирать высоко нос, так он важничал. (Дети ходят, сложив руки за спиной, подняв голову кверху, притопывая ногами.)

Самой доброй была картошка. Она всех приглашала не ссориться, а дружить. Картошка была очень веселой. (Дети легко прыгают, прихлопывают в ладоши и улыбаются.)

Овощи решили не ссориться и завели хоровод. (Дети встают в круг и танцуют в хороводе, поют песню о дружбе.)

Овощная песенка

Овощной пришел народ

Песню петь про огород,

Шире круг, шире круг,

Песню петь про огород.

Будем вместе веселиться,

Будем дружбою гордиться.

Шире круг, шире круг,

Будем дружбою гордиться.

Очень овощи важны,

Людям овощи нужны.

Шире круг, шире круг,

Людям овощи нужны.

В конце занятия воспитатель обобщает материал, говоря о том, какие овощи дети узнали, о пользе овощей, об умении дружить.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

В парнике стоит с утра
Невозможная жара!
И свисают, молодцы,
В пышных листьях… Огурцы!

Был зелёным – пожелтел,
Куртку красную надел.
Это что за светофор?
Спит в теплице… Помидор!

Кустик пышненький над грядкой,
Корень круглый, желтый, сладкий!
Держит грядка овощ крепко.
Что за овощ жёлтый?... Репка!

Для борща и для салата
Краснощёка и пузата.
Под дождём намокла
В огороде… Свёкла!

Рыжая царица
На грядке золотистая.
Царствовать привыкла
Лежебока… Тыква!

В огороде по порядку
Занимают сёстры грядку.
И в оранжевой обновке
Щеголяют все… Морковки!

У неё плоды-початки,
И вкусны они, и сладки
Накормила всех от пуза
Золотая… Кукуруза!

Под кустом копнёшь немножко,
Выглянет на свет… Картошка!

Поделимся идеями!

В рамках проекта совместно с родителями была организована выставка поделок из овощей и фруктов, которая вызвала взрыв эмоций у детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Эта волшебная вода …»

Каждый день мы умываемся, чистим зубы, моем руки, принимаем душ. Но часто мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется? Почему она заканчивается? И может ли случится такое, ч...

Сообщение на тему: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей»

Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшн...

Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»

ТТема нашей разработки  достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...

Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Свойства и состояния воды»

Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Свойства и состояния воды»Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий; по с...