Проект "Родина"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Моя родина-Россия.Наши защитники.»
(3-4 года)
Введение.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В данном возрасте актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, являющейся одной из первостепенных для современного общества. Практика показывает, что дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей родины – священным домом, а день Защитника Отечества не ассоциируется с вооруженными силами, т. к. в современных семьях подобные вопросы не считают важными и заслуживающими должного внимания. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать в дошкольном возрасте. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.
Эта работа, я думаю, будет успешно проводиться через технологию проектной деятельности, т.к. эта технология даёт возможность более глубоко познакомить ребенка с изучаемой темой, раскрыть познавательные, творческие и исследовательские возможности детей.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание и уважение к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Проект «Наша родина – Россия. Наши защитники» раскрывает ребятам некоторые знания о родной стране , крае , защитников родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Он реализуется в различных видах деятельности: обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, ручной труд, прослушивание музыкальных произведений, просматривание видеофрагментов (презентаций), рассматривание иллюстраций, сравнения, беседы, чтение стихов, рассказов, загадок.
В ходе разработки проекта возникли противоречия:
- между важностью формирования у детей представлений о нашей родине и её защитников и ограниченностью основной образовательной программы, предусматривающей лишь поверхностное знакомство детей по данной теме;
-между необходимостью получения более полных знаний и недостаточностью предметно-развивающей среды;
- между необходимостью использования помощи родителей и недостаточной компетентностью по данной теме.
На основании выявленных противоречий сформулировала проблему: какими предметами обогатить предметно-развивающую среду и как организовать воспитательно-образовательный процесс, который способствовал бы:
- формированию познавательного интереса у дошкольников к своей родине;
- формированию представления дошкольников о нашей родине и её защитников.
Гипотеза: более глубокое изучение детьми данной темы будет возможным при определённых условиях:
-осуществление взаимодействия с родителями;
-пополнение предметно-развивающей среды;
-использование разнообразных форм организации деятельности детей.
Сформулированные противоречия и обозначенная проблема позволили определить цель проекта: сформировать у детей интерес к изучению нашей родины и защитников её, и первичные представления о них.
Задачи проекта:
*пробудить интерес к изучению нашей Родины;
*сформировать представление о Родине;
*расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитника;
*привлекать родителей в реализацию проекта.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Возраст детей: 2 младшая группа (дети с 3 до 4 лет).
Продолжительность: 2 недели
Предполагаемые результаты
Дети
-У детей сформируется интерес к изучению нашей Родины.
-Дети научатся называть страну и город.
-У детей сформируются гендерные представления.
Родители
-У родителей повысится уровень патриотизма;
-Родители будут с детьми проводить больше времени за совместными работами.
Реферативная часть.
В Концепции дошкольного воспитания говорится: «…Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно - практическая деятельность…».
В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убеждённости и вдохновения.
Высказывание К.А.Ушинского о Родине: «Наше Отечество, наша Родина матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы завеем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина ».
Проектная часть.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный:
- постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями
- пополнение развивающей среды
- подбор методической литературы
- поиск ответов на поставленные вопросы
- разработка проекта
Второй этап - основной – реализация мероприятий проекта в соответствии с планом.
Третий этап - заключительный - обобщение результатов работы и оценка эффективности проекта.
План реализации проекта
Этап | Задачи этапа | Мероприятия | Планируемый результат |
Подготовительный этап | Подготовить условия для реализации проекта | 1.Изучение литературы по проблеме. 2.Знакомство участников с идеей проекта. Консультативные беседы с родителями. 3.Разработка проекта. 4.Подбор диагностического инструментария. 5.Создание развивающей среды. | Список литературы. Мотивация участников на реализацию проекта. Проект. Диагностический инструментарий. Подготовленный материал к проекту для занятий с детьми. |
Основной этап. | Реализовать проект. | 1.Рассматривание и беседы по картинам. «История России.», «Праздник 23 февраля», «Армия», «Кто такие защитники», «Невьянск» и т.д. 2.Прослушивание музыкальных произведений. (Гимн России, песни о Невьянске) 3.Просматривание презентаций «Россия, Невьянск, Армия». 4.Подвижные игры и упражнения «Самый меткий», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога», «Кто быстрее доставит донесение в штаб» и т.д. 5.Познавательное развитие. Занятие «Солдаты» Конструирование «Корабль», «Танк» (из палочек ,из бросового материала) 6.Речевое развитие «Цикл бесед с детьми: «Родина. Армия» Чтение художественной литературы. Чтение стихов, загадок. Заучивание стихов. 7.Социально-коммуникативное развитие: Дидактические игры: «Что нужно солдату»,«Чья форма»,«Военная техника». Сюжетно-ролевые игры: «Моряки» (корабль), «Больница», «Летчики», «МЧС, спасатели». 8.Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Флаг Российской Федерации» (карандаш, гуашь) Лепка «Танк» (пластилин) Аппликация «Подарок папе» (Открытка, цветная бумага.)
| Дети называют страну,город. Дети ведут диалог с педагогом. Дети внимательно слушают музыкальные произведения. Дети внимательно смотрят видеофрагменты, рассказывают о просмотренном. Дети играют в подвижные игры. Интерес детей к новым играм, выполнение правил. Интерес детей к занятиям по теме. Формирование познавательного интереса у младших дошкольников; формированию представления дошкольников о родине; Развивается интерес к стране и малой родине , армии; развитие речи. Приобщение детей к слушанию произведений, эмоциональной отзывчивости. Сформируется умение выделять характерные особенности солдат; Дети будут отражать эту тему в играх. Разовьется интерес к продуктивной творческой деятельности. Интерес детей к новым играм, выполнение правил. |
Заключительный этап | Подвести итоги и оценить эффективность проекта. | 1.Мониторинг 2.Совместное физкультурное развлечение с родителями. 2.Итоговая диагностика 3.Выставка продуктов проекта. 4.Представление результата педагогам | Оценка эффективности проекта |
Использование технологий, методов и приемов.
Реализация комплексного проекта с участниками проекта. В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: сказки, наблюдения, познавательное чтение, игровые упражнения, продуктивная деятельность, рассматривание картин, заучивание стихов игр и загадок.
Были организованы различные дидактические игры и игровые упражнения с природным материалом. Беседы, исследования, наблюдения.
Были использованы: здоровьесберегающие комплексы для динамических пауз, релаксации, пальчиковая гимнастика, технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология коллективного способа обучения, развивающие технологии, технология интегрированного обучения.
Мониторинг.
Критерии:
Сформированность познавательного интереса у дошкольников к Родине:
Высокий: Проявляет интерес к познанию нового.
Средний: Интерес проявляется частично и выборочно.
Низкий: Интерес не проявляется.
Сформированность представления дошкольников о Родине:
Высокий: Знает названия страны и родного города, знает и показывает флаг.
Средний: Показывает на иллюстрации, но, не называя их.
Низкий: Затрудняется в узнавании.
Сформированность гендерных представлений:
Высокий: Определяют себя как мальчика или девочку, защитника.
Средний: Называет особенности с подсказкой.
Низкий: Не может назвать и показать их.
Высокий- средний- низкий-