Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»
статья по окружающему миру

Руденя Светлана Сергеевна

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Для того, чтобы расширить знания детей в области познавательно - исследовательской деятельности и был создан проект «От Арктики и до Антарктики». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_nrk_dou_18.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд "Этнокультурный  компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»

2 слайд Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Для того, чтобы расширить знания детей в области познавательно - исследовательской деятельности и был создан проект «От Арктики и до Антарктики». Тема проекта имела событийный характер возникновения, событие определило и содержание данного проекта. 

3 слайд В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, небезразличия должен необходимо служить отправной точкой всякой воспитательной работы".

4 слайд Так, в жизни одного из воспитанников старшей группы «Умка» нашего дошкольного учреждения Святослава З. случилось важное событие: из экологической экспедиции на о. Белый Ямало-Ненецкого автономного округа вернулся его дядя - волонтер экологического десанта «Зеленая Арктика» («ГринАрктик»), который привез видеоматериал и, конечно, свои незабываемые впечатления (для справки - о. Белый  находится в Карском море, относится к Российской Федерации и входит в Ямало-Ненецкий автономный округ. Сообщается, что покрыт остров тундровой растительностью, что на нем много озер – обычная характеристика северного края. Чем же привлек к себе внимание в наши дни этот северный край земли? В первую очередь своей потрясающей замусоренностью, причем в таких размерах, что проблем привлекла к себе внимание руководства страны. А ведь о. Белый рассматривают как полигон для экологического освоения Арктики и проведения научно-исследовательских работ.

С 1933 года здесь работает полярная гидрометеорологическая станция им. Попова,  и надо отметить, что с 2010 года существует государственный проект «Очистка Арктики». Очисткой острова от мусора занимаются волонтеры, едущие со всех концов страны.).

Все что он рассказывал и показывал, так взволновало Святослава, что он принес этот материал в детский сад и поделился со сверстниками. Заряд эмоций от впечатлений подтолкнул творчество детей и педагогов и началось... Вопросы дошкольников сыпались один за другим: «Как очистить побережье от мусора?», «Как сохранить природу?», «Какие животные обитают на Севере?», «Что такое Арктика?», «Какие еще климатические зоны существуют?», «Где расположена на карте Арктика, а где Антарктика?», «Что произойдет, если животное одной климатической зоны окажется в другой?» и др.

5 слайд Итог - педагогический проект «От Арктики до Антарктики».

В рамках проекта дети рассматривали иллюстраций о климатических условиях Заполярья, познакомились с глобусом. Изготовили мини – модель среды обитания и животных Севера, пустыни, леса, степей. В игровой увлекательной форме прошли беседы о климатических условиях Заполярья, о животных и растительном мире: «Царство холода и льда» «Правила поведения на морозе, жаре», «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин? », «Быт народов Севера, Юга».

Дети имели возможность посмотреть:

6  слайд Мультимедийные презентации «Уроки Арктики. Остров Белый, Карское море», «Карское море, август», презентации из серии «Удивительные места на земле»: «Животные севера», «Северный и Южный полюсы», «Арктика», «Антарктика».

Мультфильмы: «Умка», «Пингвиненок Лоло», «Король лев», "Северная сказка" и др.

Дошкольники познакомились с художественной литературой: А. С. Барков «Кто, где живёт? », Т. Хоботов «Где живёт тюлень? » Г. Снегирёв «Про пингвинов», сказки народов Севера «Айога», ненецкая народная сказка «Кукушка» и др.

с книгами энциклопедического характера: «Атлас животный мир», «Атлас растительный мир», «Кто живет на Севере», «Моря и океаны», «Животный мир» (о животных тундры, леса, пустыни, Арктики).

7 слайд Детям были предложены:

-Дидактические игры: «Чьи следы?», «Найди одинаковых медведей» «Земля и её обитатели», «Кто где живёт? ».

-Игровые упражнения: «Попади в лунку белого медведя», «Весёлые пингвинята», «Жирафы и бегемоты» и др.

-Подвижные игры: «Полярная сова» «Кто быстрее? », «Поймай оленя», «Веселые обезьяны», «Лиса и зайцы».

 8 слайд «Давайте мы как будто…» - научная  экспедиция на Северный Полюс!» - такими словами начиналась сюжетно-ролевая игра «Полярная экспедиция». Дети получили письмо от полярников, которые пригласили смелых и отважных ребят принять участие в исследовательской экспедиции на Крайний Север к побережью Карского моря. С большим интересом и ответственностью дошкольники выполняли задания полярников: установили палатку, водрузили российский флаг, в том числе и флаг РК, биологи исследовали животный и растительный мир тундры, синоптик следил за состоянием снежного покрова и льда, доктор следил за состоянием здоровья, повар готовил вкусные блюда, а журналист и оператор снимали фильм для Воркутинского телевидения.

 Родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов климатических зон. Так были созданы условия для благоприятного взаимодействия и установлены доверительные и партнерские отношения с родителями, которые с такой легкостью были вовлечены в единое образовательное пространство.

9 слайд Основная задача проекта – собрать информацию о климатических зонах и подготовить доклад для выступления на международной конференции полярников. Итоговое мероприятие – организованная образовательная деятельность «Конференция полярников»: презентация проекта.

10 слайд Результаты реализации проекта

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила результативность проведенной проектной деятельности

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей стал качественно и количественно выше:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Таким образом, реализация творческого проекта «От Арктики до Антарктики» способствовала вовлечению семьи в образовательный процесс, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, расширению кругозора детей и взрослых, наполнению их творческой энергией. А активное участие родителей позволило сделать вывод о том, что проектный метод является достаточно эффективной формой работы дошкольного учреждения с семьей.

11 слайд И в заключение, я предлагаю вашему вниманию видеоролик сюжетно-ролевой игры «Полярная экспедиция». Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»

Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»....

Педагогический проект. Тема: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей наыыков безопасного осознанного поведения на улицах города....

Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Чем дальше в лес, тем больше...мусора!"

В проекте по экологии представлены формы работы по актуальной теме загрязненности окружающей среды мусором....

Проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я хочу дружить с природой»

Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Срок реализации: долгосрочныйАктуальность проекта:  тема  проекта «Я хочу дружить с ...