Программа доп. образования
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Воронежский край люби и знай"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.dop_.obr_.turistsko-kraevedch.voronezhskiy_kray_lyubi_i_znay_1.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Перечень нормативно - правовых актов.
Конституция РФ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция «О правах ребенка».
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Л. Н. Толстой
Актуальность
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт К.Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал” И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с ней. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с малой родиной.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Знания о Родине святы для русского человека. Это не просто сведения, которые получают дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.
Цель программы:
Формировать нравственно-патриотические отношения и чувства сопричастности к семье, городу, краю, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитывать чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
Задачи программы:
-расширить и углубить знания о родном крае, его истории, достопримечательностях;
-развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину;
-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты;
-воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;
-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края. Ориентировать родителей на патриотическое воспитаниедетей путем прикосновения к истории своей семьи.
Методы, используемые для реализации программы:
- Наглядные: наблюдения распознающего характера, в ходе которых формируются знания о родном крае; наблюдения за изменением и преобразованием объектов; рассматривание иллюстраций, просмотр видео презентаций, прослушивание аудиозаписей и др.
- Словесные: беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, загадок.
- Игровые: проигрывание в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ.
Программа создана на основе принципов:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Механизм реализации программы предусматривает:
- поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников, направленных на расширение представлений об окружающем мире;
- проведение мероприятий 1 раз в неделю в наиболее подходящее содержанию занятия время;
- продолжительность мероприятий 20-25 мин.
Формы работы:
с детьми:
1. Беседы о родном городе, о родном крае.
2. Рассматривание иллюстраций с видами родного города и городов родного края.
3. Целевые прогулки, экскурсии к памятным местам.
4. Праздники, игры, викторины.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наглядная информация для детей.
7. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок и сувениров).
с родителями:
-Беседы, консультации, родительские собрания на тему нравственно-патриотического воспитания;
-Организация фотовыставок;
-праздники, утренники.
План реализации программы
Октябрь
1.«История возникновения родного города» (образовательная деятельность) Цель: познакомить детей с историей родного города
2. Дидактическая игра «Центральная улица города» Цель: сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную
3. «Улицы родного города» (изобразительная деятельность). Цель: учить передавать красоту родного города.
4. «День города» (оформление фотостенда) Цель: Отобразить празднование Дня города в семьях воспитанников.
Ноябрь
1.«Достопримечательности родного города» (образовательная деятельность) Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города.
2. «Придумай названия будущим улицам города» (творческое задание) Цель: придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали.
3. Беседа «Моя Родина – Воронежский край»
4. Разучивание стихов и песен о Воронеже.
Декабрь
1. Дидактические игры «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Собери картинку». Цель: учить детей отличать профессии города от профессий села.
2. «Делу время, потехе час» (конкурс пословиц и поговорок о труде) Цель: закреплять знание русского фольклора.
3. «Все профессии важны…» (сюжетно – ролевая игра) Цель: расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда
4. «Предприятия родного города» (образовательная деятельность) Цель: расширять знания о предприятиях города, об их продукции.
Январь
1. Беседа о гербе города Нововоронежа. Прослушивание песен о родном городе..
2. Изготовление панно из природного материала «Герб города Воронежа» (аппликация)
3. Чтение сказок А. Н. Корольковой («Ковёр – самолёт») А. Н. Королькова – сказительница земли Воронежской.
Февраль
1. «Поможем птицам зимой» (акция) Цель: воспитание эмоционально – положительного отношения к природе края
2. «Птицы Воронежского края» (лепка). Цель: закреплять основные приёмы лепки.
3. «Флора и фауна Воронежского края» (просмотр презентации о заповедных местах области). Цель: углублять и конкретизировать представления о фауне и флоре края.
4. «Знай и люби родную природу» (викторина). Цель: вызвать желание больше узнать об особенностях природы края.
5. «Красная книга Воронежского края» (оформление альбома).
Март
1.«Угадай на вкус» (игра) Цель: учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий.
2. «Откуда хлеб пришёл?» (изготовление альбома) Цель: познакомить с историей выращивания хлеба в Воронежской области.
3. «Булочная» (сюжетно – ролевая игра). Цель: воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
4. Виртуальная экскурсия на Нововоронежский хлебозавод.
Апрель
1.«Крестьянская изба» (презентация). Цель: знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.
2. Знакомство с особенностями национального костюма Воронежской губернии.
3. Беседа о традициях, фольклоре, обрядах Воронежского края.
4. Прослушивание частушек М. Мордасовой в записи.
5. Народные игры Воронежского края («Горелки», «Золотые ворота»).
Май
1. «Этих дней не смолкнет слава!» (встреча с ветеранами) Цель: сформировать представление о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ
2. Шествие к мемориалу «Звезды славы». Цель: формировать представление о героизме, подвиге народа в дни ВОВ.
3. «Люблю тебя, мой край родной» (родительское собрание) Цель: расширять и систематизировать знания детей и родителей о родном крае.
4. «Что ты знаешь о своей Родине?» (викторина). Цель: выявление усвоен-ных знаний детьми.
Ожидаемый результат:
Выведение детей на более высокий уровень познавательной активности.
Наличие у детей знаний об истории возникновения родного города, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного города, края;
возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного Воронежского края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Обращение к познавательной литературе в семьях воспитанников.
Литература:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издат. Мозаика-СИНТЕЗ.
2. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. «Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей» Издат. АЙРИС-пресс. 2008 год.
3. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. «Дошкольное воспитание» 2003 г., № 6. С. 45 - 55.
6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. «Дошкольная педагогика» 2006г., № 6.
7. Л.Л.Семаго «Сто свиданий с природой».
8. Интернет-ресурсы.