Программа доп. образования
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Науменко Ольга Николаевна

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Воронежский край люби и знай"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           УТВЕРЖДЕНО

               

Перечень нормативно - правовых актов.

Конституция РФ.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Конвенция «О правах ребенка».

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Л. Н. Толстой

Актуальность

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.                                                                Поэт К.Симонов в стихотворении “Родина” пишет:                                                     “Ты вспоминаешь не страну большую,                                                                   Которую изъездил и узнал.                                                                                                 Ты вспоминаешь Родину такую,                                                                                  Какой её ты в детстве увидал”                                                                                                    И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.                                                     С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с ней. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с малой родиной.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Знания о Родине святы для русского человека. Это не просто сведения, которые получают дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

 Цель программы: 

Формировать нравственно-патриотические отношения и чувства сопричастности к семье, городу, краю, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитывать чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.

                                                                                                                                                            Задачи программы:

 -расширить и углубить знания о родном крае, его истории, достопримечательностях;

-развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину;

-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты;

-воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;

-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края. Ориентировать родителей на патриотическое воспитаниедетей путем прикосновения к истории своей семьи.

Методы, используемые для реализации программы:

- Наглядные: наблюдения распознающего характера, в ходе которых формируются знания о родном крае; наблюдения за изменением и преобразованием объектов; рассматривание иллюстраций, просмотр видео презентаций, прослушивание аудиозаписей  и др.

-  Словесные: беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов, загадок.

-  Игровые: проигрывание в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ.

     

Программа создана на основе принципов:

       Принцип научности:

 предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками.

      Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

       Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

       Принцип целостности:

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

       Принцип активного обучения:

    - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой  детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

       Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

       Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.

     

Механизм реализации программы предусматривает:

- поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников, направленных на расширение представлений об окружающем мире;

- проведение мероприятий 1 раз в неделю в наиболее подходящее содержанию занятия время;

- продолжительность мероприятий 20-25 мин. 

Формы работы:

с детьми:

1. Беседы о родном городе, о родном крае.

2. Рассматривание иллюстраций с видами родного города и городов родного края.

3. Целевые прогулки, экскурсии к памятным местам.

4. Праздники, игры, викторины.

5. Чтение художественной литературы.

6. Наглядная информация для детей.

7. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок и сувениров).

с родителями:

-Беседы, консультации, родительские собрания на тему нравственно-патриотического воспитания;

-Организация фотовыставок;

-праздники, утренники.

План реализации программы                                              

Октябрь

1.«История возникновения родного города» (образовательная деятельность)   Цель: познакомить детей с историей родного города

2. Дидактическая игра «Центральная улица города»    Цель: сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную

3. «Улицы родного города» (изобразительная деятельность)Цель: учить передавать красоту родного города.

4. «День города» (оформление фотостенда)     Цель: Отобразить празднование Дня города в семьях воспитанников.

Ноябрь        

1.«Достопримечательности родного города» (образовательная деятельность)    Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города.

2. «Придумай названия будущим улицам города» (творческое задание)     Цель: придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали.

3. Беседа «Моя Родина – Воронежский край»

4. Разучивание стихов и песен о Воронеже.

Декабрь

1. Дидактические игры «Угадай профессию»«Кому, что нужно для работы?»«Собери картинку».    Цель: учить детей отличать профессии города от профессий села.

2. «Делу время, потехе час» (конкурс пословиц и поговорок о труде)        Цель: закреплять знание русского фольклора.

3. «Все профессии важны…» (сюжетно – ролевая игра)       Цель: расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

4. «Предприятия родного города» (образовательная деятельность)        Цель: расширять знания о предприятиях города, об их продукции.

Январь

1. Беседа о гербе города Нововоронежа. Прослушивание песен о родном городе..

2. Изготовление панно из природного материала «Герб города Воронежа» (аппликация)

3. Чтение сказок А. Н. Корольковой («Ковёр – самолёт») А. Н. Королькова – сказительница земли Воронежской.

Февраль

1. «Поможем птицам зимой» (акция)   Цель: воспитание эмоционально – положительного отношения к природе края

2. «Птицы Воронежского края» (лепка).      Цель: закреплять основные приёмы лепки.

3. «Флора и фауна Воронежского края» (просмотр презентации о заповедных местах области).        Цель: углублять и конкретизировать представления о фауне и флоре края.

4. «Знай и люби родную природу» (викторина).    Цель: вызвать желание больше узнать об особенностях природы края.

5. «Красная книга Воронежского края» (оформление альбома).

Март

1.«Угадай на вкус» (игра) Цель: учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий.

2. «Откуда хлеб пришёл?» (изготовление альбома)   Цель: познакомить с историей выращивания хлеба в Воронежской области.

3. «Булочная» (сюжетно – ролевая игра)Цель: воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

4. Виртуальная экскурсия на Нововоронежский хлебозавод.

Апрель

1.«Крестьянская изба» (презентация)Цель: знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

2. Знакомство с особенностями национального костюма Воронежской губернии.

3. Беседа о традициях, фольклоре, обрядах Воронежского края.

4. Прослушивание частушек М. Мордасовой в записи.

5. Народные игры Воронежского края («Горелки»«Золотые ворота»).

Май

1. «Этих дней не смолкнет слава!» (встреча с ветеранами)     Цель: сформировать представление о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ

2. Шествие к мемориалу «Звезды славы».     Цель: формировать представление о героизме, подвиге народа в дни ВОВ.

3. «Люблю тебя, мой край родной» (родительское собрание)     Цель: расширять и систематизировать знания детей и родителей о родном крае.

4. «Что ты знаешь о своей Родине?» (викторина)Цель: выявление усвоен-ных знаний детьми.

Ожидаемый результат:

Выведение детей на более высокий уровень познавательной активности.

Наличие у детей знаний об истории возникновения родного города, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного города, края;

возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного Воронежского края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Обращение к познавательной литературе в семьях воспитанников. 

Литература:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.                   Издат. Мозаика-СИНТЕЗ.

2. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. «Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей» Издат. АЙРИС-пресс. 2008 год.

3. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. «Дошкольное воспитание» 2003 г., № 6.                 С. 45 - 55.

6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста.  «Дошкольная педагогика» 2006г., № 6.

7. Л.Л.Семаго «Сто свиданий с природой».

8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования (старшая группа, 5 – 6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд

Рабочая программа разработанная Натальей Васильевной для работы с детьми 5-6 лет, расчитанна на 36 недель. Охватывает образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речев...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...