Программа доп. образования
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Науменко Ольга Николаевна

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Воронежский край люби и знай"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           УТВЕРЖДЕНО

               

Перечень нормативно - правовых актов.

Конституция РФ.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Конвенция «О правах ребенка».

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Л. Н. Толстой

Актуальность

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.                                                                Поэт К.Симонов в стихотворении “Родина” пишет:                                                     “Ты вспоминаешь не страну большую,                                                                   Которую изъездил и узнал.                                                                                                 Ты вспоминаешь Родину такую,                                                                                  Какой её ты в детстве увидал”                                                                                                    И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.                                                     С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с ней. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с малой родиной.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Знания о Родине святы для русского человека. Это не просто сведения, которые получают дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

 Цель программы: 

Формировать нравственно-патриотические отношения и чувства сопричастности к семье, городу, краю, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитывать чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.

                                                                                                                                                            Задачи программы:

 -расширить и углубить знания о родном крае, его истории, достопримечательностях;

-развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину;

-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты;

-воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;

-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края. Ориентировать родителей на патриотическое воспитаниедетей путем прикосновения к истории своей семьи.

Методы, используемые для реализации программы:

- Наглядные: наблюдения распознающего характера, в ходе которых формируются знания о родном крае; наблюдения за изменением и преобразованием объектов; рассматривание иллюстраций, просмотр видео презентаций, прослушивание аудиозаписей  и др.

-  Словесные: беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов, загадок.

-  Игровые: проигрывание в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ.

     

Программа создана на основе принципов:

       Принцип научности:

 предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками.

      Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

       Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

       Принцип целостности:

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

       Принцип активного обучения:

    - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой  детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

       Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

       Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.

     

Механизм реализации программы предусматривает:

- поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников, направленных на расширение представлений об окружающем мире;

- проведение мероприятий 1 раз в неделю в наиболее подходящее содержанию занятия время;

- продолжительность мероприятий 20-25 мин. 

Формы работы:

с детьми:

1. Беседы о родном городе, о родном крае.

2. Рассматривание иллюстраций с видами родного города и городов родного края.

3. Целевые прогулки, экскурсии к памятным местам.

4. Праздники, игры, викторины.

5. Чтение художественной литературы.

6. Наглядная информация для детей.

7. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок и сувениров).

с родителями:

-Беседы, консультации, родительские собрания на тему нравственно-патриотического воспитания;

-Организация фотовыставок;

-праздники, утренники.

План реализации программы                                              

Октябрь

1.«История возникновения родного города» (образовательная деятельность)   Цель: познакомить детей с историей родного города

2. Дидактическая игра «Центральная улица города»    Цель: сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную

3. «Улицы родного города» (изобразительная деятельность)Цель: учить передавать красоту родного города.

4. «День города» (оформление фотостенда)     Цель: Отобразить празднование Дня города в семьях воспитанников.

Ноябрь        

1.«Достопримечательности родного города» (образовательная деятельность)    Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города.

2. «Придумай названия будущим улицам города» (творческое задание)     Цель: придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали.

3. Беседа «Моя Родина – Воронежский край»

4. Разучивание стихов и песен о Воронеже.

Декабрь

1. Дидактические игры «Угадай профессию»«Кому, что нужно для работы?»«Собери картинку».    Цель: учить детей отличать профессии города от профессий села.

2. «Делу время, потехе час» (конкурс пословиц и поговорок о труде)        Цель: закреплять знание русского фольклора.

3. «Все профессии важны…» (сюжетно – ролевая игра)       Цель: расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

4. «Предприятия родного города» (образовательная деятельность)        Цель: расширять знания о предприятиях города, об их продукции.

Январь

1. Беседа о гербе города Нововоронежа. Прослушивание песен о родном городе..

2. Изготовление панно из природного материала «Герб города Воронежа» (аппликация)

3. Чтение сказок А. Н. Корольковой («Ковёр – самолёт») А. Н. Королькова – сказительница земли Воронежской.

Февраль

1. «Поможем птицам зимой» (акция)   Цель: воспитание эмоционально – положительного отношения к природе края

2. «Птицы Воронежского края» (лепка).      Цель: закреплять основные приёмы лепки.

3. «Флора и фауна Воронежского края» (просмотр презентации о заповедных местах области).        Цель: углублять и конкретизировать представления о фауне и флоре края.

4. «Знай и люби родную природу» (викторина).    Цель: вызвать желание больше узнать об особенностях природы края.

5. «Красная книга Воронежского края» (оформление альбома).

Март

1.«Угадай на вкус» (игра) Цель: учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий.

2. «Откуда хлеб пришёл?» (изготовление альбома)   Цель: познакомить с историей выращивания хлеба в Воронежской области.

3. «Булочная» (сюжетно – ролевая игра)Цель: воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

4. Виртуальная экскурсия на Нововоронежский хлебозавод.

Апрель

1.«Крестьянская изба» (презентация)Цель: знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

2. Знакомство с особенностями национального костюма Воронежской губернии.

3. Беседа о традициях, фольклоре, обрядах Воронежского края.

4. Прослушивание частушек М. Мордасовой в записи.

5. Народные игры Воронежского края («Горелки»«Золотые ворота»).

Май

1. «Этих дней не смолкнет слава!» (встреча с ветеранами)     Цель: сформировать представление о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ

2. Шествие к мемориалу «Звезды славы».     Цель: формировать представление о героизме, подвиге народа в дни ВОВ.

3. «Люблю тебя, мой край родной» (родительское собрание)     Цель: расширять и систематизировать знания детей и родителей о родном крае.

4. «Что ты знаешь о своей Родине?» (викторина)Цель: выявление усвоен-ных знаний детьми.

Ожидаемый результат:

Выведение детей на более высокий уровень познавательной активности.

Наличие у детей знаний об истории возникновения родного города, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного города, края;

возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного Воронежского края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Обращение к познавательной литературе в семьях воспитанников. 

Литература:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.                   Издат. Мозаика-СИНТЕЗ.

2. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. «Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей» Издат. АЙРИС-пресс. 2008 год.

3. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. «Дошкольное воспитание» 2003 г., № 6.                 С. 45 - 55.

6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста.  «Дошкольная педагогика» 2006г., № 6.

7. Л.Л.Семаго «Сто свиданий с природой».

8. Интернет-ресурсы.