Туристический поход (осень)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Денисенко Анастасия Николаевна

Конспект туристического похода за территорию детского сада (котлован Гоский) с детьми подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tur_pohod_okt_18_g.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с № 500

Г. Новосибирск

Конспект туристического похода

с детьми подготовительной группы

                                           

                                               Конспект выполнила:

                                                      воспитатель Денисенко А.Н.

Новосибирск-2018

Цель: Создание условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни через активный отдых.

Форма проведения: игра-путешествие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1 Закреплять расширенное представление у детей о сохранении здоровья через активный отдых на природе.

Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.

Упражнять детей в ходьбе на длительное расстояние. Прививать у детей навык ориентировки на местности, разбираться в карте схеме маршрута, работать по компасу.

Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

5 Показать детям красоту и очарование осенней природы. Воспитывать стремление бережно относиться к окружающей природе.

Создать атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям удовольствие от совместной двигательной деятельности.

Оборудование:

карты территории детского сада с нанесенными точками – станциями для старших групп (для каждой своя нумерация станций);

спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);

спортивное оборудование для пункта "Переправа";

туристическая лопатка, поленца дров;

палатка, легкая в сборке;

картинки лекарственных растений (лужайка или грядка с растениями);

знаки поведения на природе.

Предварительная работа с детьми:

1 Познакомить детей с компасом, его назначением и принципом работы.

2 Побеседовать о типичных изменениях в природе в разные периоды осени.

3 Закрепить название деревьев, насекомых, птиц, осенних цветов и их предназначение в природе.

4 Повторить правила поведения в природе.

5 Разучить стихи о туристах, речевку.

6 Разучить подвижные игры, дыхательные упражнения.

Ход игры-путешествия.

 Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А каким другим словом можно заменить слово «путешествие»? (Поход). Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. А как называют таких людей? (Туристы). Перед началом трудной дороги давайте разучим речёвку. Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: «Мы, туристы!». Но будьте внимательны!

В. Кто шагает с рюкзаком?

Дети: Мы, туристы.

В. Кто со скукой не знаком?

Дети: Мы, туристы.

В. Кто в дороге целый день?

Дети. Мы, туристы.

В.Кто не знает слова лень?

Дети. Мы, туристы.

В.Эй! Ребята, твёрже шаг!

 Что турист берёт в дорогу?

Дети. Песню, ложку и рюкзак!

В.Итак, туристы готовы?

Все отвечают. Готовы!

          Поднимаем флаг и по тропе камней направляемся на выход с территории детского сада, в сопровождении взрослых. По пути обращаем внимание детей на правила перехода через проезжую часть.

         Вы все одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас есть даже рюкзаки с провизией. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!

1 станция «Соберись в поход»

Дети стоят в двух колоннах. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

2 станция «Собрать пазл»

В данной точке маршрута детей встречает взрослый в костюме спасателя: в форме защитного цвета, с биноклем на груди.

Воспитатель: в походе может случиться непредвиденная ситуация, например, когда один из туристов случайно заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать "ау!". С его помощью можно дать взрослым знать о своем местонахождении. Если обнять понравившееся дерево – оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так взрослым проще увидеть того, кто потерялся. Нужно, чтобы тебя было видно и слышно. Для этого следует оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его было видно с вертолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне – двигающуюся фигуру легче заметить. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное – помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать, нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили?

 Молодцы! А самое главное в походе – быть внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно не потеряешься! Теперь проверим, предлагаю собрать пазл нашей местности, где мы сейчас находимся, обратить внимание на ориентиры вокруг нас.

3 станция «Найди растение»

Картинки с изображением растений раскладываются на полянке далеко одна от другой. Ведущий называет ситуацию (царапина, укус, мозоль, простуда и др.), а дети должны подбежать к растению, сказать его название и пояснить, как оно может им помочь.

4 станция «Полоса препятствий»

Пункт организован на песке, где заранее выкладываются ориентиры, для прохождения испытания.  

Взрослый: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе. Вы пришли на полосу препятствия – это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.

5 станция «Загадки»

Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. В руках у воспитателя знаки, обозначающие правила поведения на природе.

Воспитатель:  растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Как вы думаете, что можно делать в лесу?

Дети: Гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать дары природы, если это никому не повредит.

Воспитатель: А чего делать не следует?

(Предположения детей.)

Воспитатель: Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают.

(Воспитетль показывает знаки. После догадок детей читает стихотворение, посвященное каждому знаку.)
На природе отдыхали, 
Много ели и играли. 
Мусор весь мы соберем 
И с собой его возьмем. 
Ведь полянка – чей-то дом – 
Пусть порядок будет в нем!

 (Показывает следующий знак.)
И лягушку, и жучка, 
В паутинке паучка, 
Бабочку и муравья 
Не обидим ты и я!

(Показывает следующий знак.)
Деревце, цветок и куст 
Радуют всегда нас пусть! 
Не сорвем и не сломаем, – 
Что они живые, знаем!

Воспитатель: Какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно вести себя на природе?

(Предложения детей.).  Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!

6 станция «Сварим суп»

Дети делятся на две команды и по очереди должны собрать в кастрюлю необходимые продукты, с помощью которых можно приготовить себе покушать суп.

Воспитатель: хорошо, давайте проверим, верные ли продукты выбрали дети. Пригодятся ли нам пирожные и конфеты в походе, взять свежий хлеб или подсушенные сухари, выбрать консервы или свежую рыбку ?

Дети, вместе рассуждают.

            По прохождению всех станций каждой из команд, на последней каждой команде выдается:

- спички

- поленья

- лопата

- ведро

- бумага

- щепа.

            По окончании все полученные трофеи идут на разжигание взрослыми общего костра, рядом с водоемом.

        Скажите, вы природы любители или губители? А костры, наверное, с родителями в лесу разжигаете? Из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам, если хотите, я их вам сейчас расскажу. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.

Правила разведения костра:

костер всегда разводит только взрослый;

нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;

чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;

для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.

                А вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам нужно ночью освещение, они разжигают костер "шалаш": поленья укладывают шалашиком (показывает). Такой костер очень хорошо освещает площадку лагеря. На нем можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы готовят на костре, который называется "колодец". По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Еще его используют для обогрева участников похода, сушки вещей. Есть и другие костры – звездный, таежный, экран, нодья. Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя. Берегите природу! Удачи вам!