НОД по познавательному развитию. Тема: «Строение почвы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гульназ Адибовна Гноевая

 НОД по познавательному развитию.

Тема: «Строение почвы»

Цель: Познакомить  детей с почвой, её составом и строением. 

Программное содержание:

1.    Дать представление о почве, ее составе и строении.

2. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с    предлагаемым алгоритмом.

3.  Формировать умение  составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

4. Совершенствовать умения делать простейшие выводы на основе практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_pochvy_2.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД по познавательному развитию.

Тема: «Строение почвы»

Цель: Познакомить  детей с почвой, её составом и строением. 

Программное содержание:

1.    Дать представление о почве, ее составе и строении.

2. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с    предлагаемым алгоритмом.

3.  Формировать умение  составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

4. Совершенствовать умения делать простейшие выводы на основе практической деятельности.

Материалы и оборудование: мультимедиа, контейнеры с песком, глиной, камнями, почвой, салфетки, одноразовые пластиковые тарелки, ложки, контейнеры для создания макета почвы, цветок с разноцветными  лепестками, схемы, посылка, стакан с водой.

Словарная работа: сыпучий, пластичная, рыхлый, плодородная, лаборатория, макет, чернозем.

Ход занятия

- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте им улыбнемся и поздороваемся. Нам пришло видео- сообщение.

(Звук ветра)

- Что это? (Ветер ) Посмотрите на экран. Видео-сообщение от Умки. (Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?  Я Умка. Там, где я живу всегда холодно, кругом снег и лёд. Я хочу узнать, где растут деревья, цветы, травы.  Вы мне поможете?)

- Ну что, поможем узнать Умке где растут деревья, цветы, травы?

- Ребята, у меня с собой красивая коробочка. Отгадайте, что в ней?

Отгадав  загадку вы поймете, что в ней.

Подскажи-ка мне дружок,

Кто имеет лепесток,

Стебелёк, листочки,

Разные …

Ответ: Цветочки

- А цветок этот необычный. Давайте посмотрим, что под  цветком. ( Горы, пустыня, глинистая дорога, лес с цветущей поляной) - А что в контейнерах ? (Песок, глина, камни, почва)

Исследование камней

- Давайте рассмотрим камни. Потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твёрдые, холодные, шероховатые и т.п.). Что случится с камнем, если намочим его? (Поменялся цвет)

Вывод: "Камни твёрдые, крепкие. Они разные  по цвету, форме и размеру. Если камень намочить, то он меняет цвет.

Исследование песка

- Возьмем контейнер с песком. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Насыпьте песок  в мисочку. Хорошо ли он сыплется?  Сухой  песок какой? (Сыпучий). Что будет с песком, если его намочить? ( Становится липким)

 Вывод: Что мы можем сказать про песок? Песок состоит из маленьких песчинок, как правило, разных. Сухой песок сыпучий, поэтому ветер может легко передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу.

Исследование глины

- Возьмем контейнер с глиной. Рассмотрите её. Какая она? (Твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга) Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она станет мягкой, пластичной.

Исследование почвы

- А что в последнем контейнере?

- А вы знаете, где  растут деревья, цветы, травы?( На земле)

-Мы с вами поговорим о той самой земле, по которой  ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Хотите узнать , из чего состоит почва?

     Чтобы узнать строение почвы,

Нам нужно вглубь её войти.

Нам опыты помогут в этом.

И мы найдём на всё  ответы.

Практическая деятельность.

- Давайте пройдем с вами в нашу лабораторию. Для этого  у нас есть специальная одежда. В лаборатории  будем работать дружно, помогать друг другу. Занимайте свои места.

-Рассмотрите почву через лупу. Что в ней видите?? (В ней есть частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки и т.д.) Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая)  Почва образуется из опавших листьев и веточек, частичек погибших насекомых, камешков, песчинок. Почва бывает разная. Там, где растут деревья, цветы, травы – она  плодородная. По - другому называется чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Повторите все хором. В ней находится "еда" для растений - перегной. Чем больше такой "еды", тем лучше чувствуют себя растения.

 А в другом месте в почве  много песка. Такую почву называют песчаной.  Бывает почва, где больше глины. Как называют такую почву? (Глинистая)

-А каких подземных жителей вы знаете? (Дети перечисляют). Они строят под землей норы, делают ходы.

Я - почва — верхний слой,    
Дружат травы все со мной,                
И деревья, и кусты
Мыши, червяки, кроты.  

-Посмотрите к нам пришла Веселая мышка.                  

Физкультминутка « Весёлая мышка»

Практическая деятельность.

- Вернемся в лабораторию.  Мы с вами исследовали составные части почвы. Назовите их. (Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений)  Давайте уберем тарелки и лупы.

-Посмотрите на экран. Это макет строения  почвы. Почва состоит из разных слоев. На что она похожа? ( На слоеный торт) Что такое макет?

Макет—это уменьшенная копия чего—либо.

-Я хочу предложить вам самим сделать макет строения почвы  в  прозрачных  контейнерах. (Показываю) Перед вами лежат схемы, по которым мы будем работать. А в контейнерах нужный материал – камни, песок, глина и чернозем.

Давайте посмотрим на схему. Под цифрой 1-камни. Сколько ложек? (3) Насыпаем в контейнер. На второй строке – песок. И так продолжаете самостоятельно насыпать  все по схеме.

Итог.

-  Молодцы!  У всех получился такой же макет как у меня. Мы помогли Умке узнать, где  растут деревья, цветы, травы? Я  предлагаю отправить макет Умке посылкой по почте. А свои макеты вы можете забрать с собой  и показать своим друзьям и родителям. Спасибо всем! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД ОО Познавательное развитие "Вода и почва"

            Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы, двигательная.Цели : д...

Конспект по познавательному развитию "Все о почве"

С помощью экспериментов дети узнают много нового о свойствах почвы....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Почва и ее свойства»

Конспект предназначен для воспитателей детских садов .Может быть испозьзован для занятий по экспериментированию....

Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»

на занятии дети в игровой и опытнической деятельности получат представление о строении знакомых сыпучих веществах - песка и сахарного песка...

Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»

на занятии дети в игровой и опытнической деятельности ролучат представление о сыпучих веществах - песок и сахарный песок...