ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Адамова Ольга Ивановна

         Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир предметов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда. Преобразующая деятельность взрослых наглядно представлена в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребностей в нём людей. Это интересно не только само по себе, но и важно для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащаются функция и назначение предметов, а также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на усовершенствование предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_elektricheskoy_lampochki.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Возрастная группа: Старшая

Интеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Познакомить с историей электрической лампочки.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с историей возникновения электрической лампочки;
  • Расширять представление детей о целостной картине мира;
  • Обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей;

Развивающие:

  • Развивать познавательный, исследовательский  интерес (обследовать, рассмотреть источники света);
  • Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами «лучина», «фитиль», «керосиновая лампа», «светец»;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание;      

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Оборудование: электронная презентация «В прошлое электрической лампочки», макет костра, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, проектор, ноутбук.

Методические приемы:

 

  • компьютерное и музыкальное сопровождение,
  • создание проблемных и игровых ситуаций,
  • демонстрация,
  • вопросы к детям,
  • пояснения,
  • педагогическая оценка,
  • экспериментирование.

Ход ООД:

Приветствие:

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

В: Ребята, а вы внимательны, любознательны? Тогда ответьте на мой вопрос, что мы делаем, войдя в темную комнату?        

-Ну, конечно же, включаем свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем – и зажжется электрическая лампочка!

-Как вы думаете, всегда ли существовала электрическая лампочка? Конечно, нет!

-Раньше, давно, в прошлом ее не было. Что же люди включали раньше? Чем люди освещали свое жилье? Хотите узнать, поподробнее, как человек придумал свет? Тогда я вас приглашаю отправиться путешествовать в прошлое электрической лампочки.

-Что означает слово «прошлое»? -Да, то, что уже было. Было давно или давным – давно.

–Что ж, теперь закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, после которых мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

–Раз – два – три в прошлое нас перенеси. (Звучит музыка)

(воспитатель приглашает детей подойти к столу)

-Что за предметы на столе?

Дети перечисляют предметы, лежащие на столе: макет костра, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка.

- Я, вам предлагаю узнать поподробнее, о каждом предмете.

(1 слайд) -Куда же мы попали? Мы попали в далекое прошлое, в то время, когда жили первобытные люди. Они жили в пещерах. Это самое древнее жилище первобытного человека.

(2 слайд) -Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло? (Светло было днем от солнца, а ночью?) И чем же люди освещали свои пещеры?

-Верно, они разжигали костер (очаг), и от него становилось светлее.

-А еще, какую пользу огонь приносил людям?

(Огонь давал тепло, свет, люди готовили пищу на огне).

-Сколько полезного огонь приносил людям, но все же огонь не очень удобен в применении? 

-Ребята, какие неудобства он доставлял людям?
 (Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя: он очень опасен, его нельзя перенести на другое место).

 -Как горит костер, я вам показать не могу, если мы здесь разведем, то у нас сработает пожарная сигнализация, и придут пожарные. Нужно соблюдать  меры пожарной безопасности. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит костер на слайде. (4 слайд)

(Символ очага помещается на мольберт)

-Шло время, люди научились строить дома, в которых они жили.

-А чем же они освещали дома? (5 слайд)

-Люди придумали лучину. Что это такое? (Предположения детей.) Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Полено расщепляли на тоненькие щепки, лучины. Лучину  чаще делали из берёзы, она лучше горит. (6,7 слайды)

-Посмотрите на нее, какая она? (Деревянная)

-Давайте попробуем ее зажечь, для этого я использую спички. Кто может пользоваться спичками? (Взрослые люди, спички детям не игрушки!)

(Поджигаю лучину, наблюдаем, как она горит, при этом  обращаю внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит).

 –Такое освещение удобно? (Нет). Почему? (мало света, коптит, быстро сгорает, можно занозить руки,  и может привести к возникновению пожара)

(8 слайд) (Символ лучины помещается на мольберт)

-Ну что ж, отправляемся дальше.

-Шли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения: свечи. (9 слайд)

-Ими освещали огромные залы во дворцах, для этого использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках.

(Рассматриваем свечи).

-Из чего они сделаны, как вы думаете?

-Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала.

-Что есть у свечи внутри? Фитиль. Для чего он нужен? Из чего сделан? (из скрученных ниток)

(Поджигаем фитиль свечки, наблюдаем за её горением.)

- Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем?

- Попробуем на нее подуть. Что произошло? Свеча потухла.

(10 слайд) -Удобно ли такое освещение? Почему? (От любого колебания ветра гаснет, ею можно обжечься, коптит, опасна, может вызвать пожар).

(11 слайд) (Символ свечи помещается на мольберт)

(12 слайд) ФИЗМИНУТКА

(13-14 слайд) - Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. У лампы есть фитиль, бачек с керосином. С помощью колесика фитиль выдвигают, зажигают и накрывают стеклом.

(Показ лампы)

- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло? (для защиты пламени от ветра,  чтоб огонь не погас). 

-Как вы думаете, керосиновая лампа удобнее, чем свеча и лучина?

-Она горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной.

-С такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер и она не погаснет. Но всё же и она была не очень удобной в использовании. Почему?

(15 слайд) -Действительно, керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Она коптила, тусклый свет, была не безопасна,  если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

(16 слайд) (Символ керосиновой лампы помещается на мольберт)

- Костер и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. Время шло, люди искали все новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель (17 слайд) Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами.  Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. (18-19 слайд) Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры.

(Дети рассматривают электрическую лампочку.)

- Ребята, что изобрёл русский изобретатель? (эл. лампочку)

-Из чего она сделана, что у неё внутри?

Давайте посмотрим, как лампочка работает (вкручиваю лампочку)

-Удобна ли электрическая лампочка?

-Чем удобней костра, т.е. огня, лучины, свечки, керосиновой лампы?

(ярко и долго светит, безопасна, но зажженная эл. лампочка излучает тепло, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься). От чего она работает? Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать. С электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!

(20 слайд) (Символ электрической лампы помещается на мольберт)

-Вот сколько родственников нашей лампочки мы собрали вместе.

-Мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки.

(21 слайд) Игра «Что сначала, что потом»

-Предлагаю поиграть в игру и вспомнить с чего начиналось рождение электрической лампочки. Как же освещали люди свои дома с древних времен до наших дней? Хотелось бы узнать, как вы запомнили предметы, используемые для освещения, в каком порядке они появились у человека до появления электрической лампочки. 

 Раскладываем карточки в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. (Проверка на экране).

(Каждый ребенок выкладывает на столе карточки: сначала в пещерах люди зажигали огонь в очаге, затем придумали лучину. Лучина - это щепка, закрепленная с одного конца. Потом появились свечи, их делали из пчелиного воска, бараньего сала, затем люди научились делать из нефти керосин, и появились керосиновые лампы и лишь затем появились электролампочки )

–Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как человек придумал свет.

(соберите карточки, возьмите их с собой)

-Подойдите еще раз к нашему столу, посмотрим еще раз на все предметы и ответим на мой вопрос: «Что общего у этих предметов?» (Они зажигаются и дают свет)

-Вы так много знаете, на все вопросы отвечаете, а у меня есть еще одна интересная игра. Поиграем?

Игра «Рукотворный или природный мир». (Называю вещь, дети определяют, к какому миру она относится: лампочка, ветер, свеча, дерево, лучина, солнце, лампа керосиновая, вода, спички, огонь).

Молодцы!

- А теперь нами пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, я произнесу волшебные слова – Раз, два, три – в настоящее время нас перенеси.

Ну, вот мы в своей группе.

- Вам понравилось путешествие?

-Вам было интересно? А где мы были? Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?

-В начале путешествия, я вас спросила: «Что же люди включали раньше, когда лампочки не было? Чем люди освещали свое жилье?  

-Теперь то, мы знаем ответ на этот вопрос: сначала был костер, лучина, свеча, лампа кер. и эл. лампочка.  

И еще один вопрос, так какой же  самый удобный предмет для освещения придумал человек? (лампочка)

Я хочу вас поблагодарить за то, что вы были очень внимательными, любознательными и оказались очень доброжелательными собеседниками. Мне очень понравилось с вами путешествовать.

На память о нашем путешествии возьмите карточки домой, и расскажите своим мамам и папам историю развития электрической лампочки. Спасибо всем! До свидания!

Самоанализ

Тема: Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Возрастная группа: Старшая

Интеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Познакомить с историей электрической лампочки.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с историей возникновения электрической лампочки;
  • Расширять представление детей о целостной картине мира;
  • Обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей;

Развивающие:

  • Развивать познавательный, исследовательский  интерес (обследовать, рассмотреть источники света);
  • Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами «лучина», «фитиль», «керосиновая лампа», «светец»;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание;      

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Оборудование: электронная презентация «В прошлое электрической лампочки», макет костра, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, проектор, ноутбук.

Методические приемы:

 

  • компьютерное и музыкальное сопровождение,
  • создание проблемных и игровых ситуаций,
  • демонстрация,
  • вопросы к детям,
  • пояснения,
  • педагогическая оценка,
  • экспериментирование.

         Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир предметов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда. Преобразующая деятельность взрослых наглядно представлена в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребностей в нём людей. Это интересно не только само по себе, но и важно для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащаются функция и назначение предметов, а также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на усовершенствование предметов.

        Организованная образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей. Содержание соответствовало поставленным задачам.

Все элементы ООД логически объединены между собой общей темой «Путешествие в прошлое эл. лампочки» и общей целью «Познакомить с историей электрической лампочки».

        Вводная часть – это организация детей, эмоционально-психологический настрой. Мотивация к предстоящей деятельности - был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие.

Основная часть ООД представляла собой совместную и самостоятельную деятельность детей: создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач посредством игровой деятельности.

В заключительной части была подведена рефлексия, итоги ООД с помощью вопросов. Закрепила положительные результаты словесным поощрением, сувенирами на память.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых развивающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности.

Для смены вида деятельности, предупреждение утомляемости проведена физминутка.

Для применения полученных знаний дети самостоятельно выполняли задание, правильность выполнения задания осуществляли при помощи экрана.

Материал для ООД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач.  Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности.

Форма работы: групповая.

Методы:

1. Словесный (объяснение, беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (презентация)

3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач);

4. Игровой (игра - путешествие, задания);

5. Методы мотивации и контроля (самоконтроль – при помощи слайдов на экране).

Методы включали в себя систему приемов, которые объединялись для решения обучающих задач.

Приемы (пояснения, указания, показ, игровой прием, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Поставленные задачи были реализованы в ходе организованной образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки".

Деятельность в виде игры-путешествия знакомит детей с предметами, которые освещали жилища людей в прошлом, предками электрической лампочки....

Конструкт НОД "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Конспект НОД по познавательному развитию«Путешествие в прошлое электрической лампочки»(технология «Река времени») Задачи: познакомить детей с историей лампочки; вызвать положительный эмоциональны...

Путешествие в прошлое электрической лампочки

Конспект занятия для детей старшей и подготовительной группы....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....