ООД "Лакмус"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Александровна Антонова

ООД с экспериментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_lakmus.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                             «Детский сад комбинированного вида №7» города Сорочинска Оренбургской области

Методический совет

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

Конспект организованной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА»

(старшая группа)

Подготовила и провела:

Воспитатель Антонова Н.А.

Сорочинск, 2018год

Цель: Познакомить детей со свойствами лакмусовой бумаги через организацию совместной деятельности. 

Задачи: 

  1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 
  2. Познакомить детей с  понятиями кислота и щелочь.
  3. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность, умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.
  5. Воспитыватьдоброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
  6. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: лакмусовая бумага, кислота, щелочь, реакция, взаимодействие, нейтрализация.

Предварительная работа: знакомство с работой ученых-химиков, знакомство с понятием лаборатория и ее оснащением, ознакомление с моющими и чистящими средствами, игры на развитие вкусовых и обонятельных ощущений. 

Оборудование: 
интерактивная доска, оборудование для проведения опытов: пластмассовые стаканчики с водой, пластиковые ложки,  лимоны, пищевая сода, стружка хозяйственного мыла, лакмусовая бумага, таблицы для занесения результатов опытов,  шапочки, халаты.

Ход НОД:

Организационный момент: 

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Что же нужно сделать?

Дети: Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. При встрече обязательно нужно здороваться.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся - 
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!

  1. Постановка проблемы

Воспитатель: Молодцы! Ну что ж, давайте начнем!

Звук получения электронной почты..

- Ребята, давайте ее прочитаем.

Дорогие ребята! Я узнал, что вы любите  экспериментировать и проводить интересные опыты.  Приглашаю вас к себе в настоящую химическую лабораторию, где вы узнаете много интересного.Ученый-химик Знайка.

- Ребята, принимаем приглашение?

Дети: Да.

Воспитатель:А кто знает, чем занимаются ученые-химики?

Дети:Проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель:А где же химики проводят свои опыты?

Дети:В научной лаборатории.

Воспитатель:А кто знает, что такое лаборатория?

Дети: Лаборатория- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. 

Воспитатель:И так, мы с вами отправляемсяв настоящую химическую лабораторию.

(шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтобы тайны все узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

  1. Основная часть:

Воспитатель:Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Знайка: Здравствуйте, ребята!Я очень рад вас видеть. Меня зовут Знайка, я - заведующий  химической лаборатории.

 В лаборатории должно быть все стерильно, поэтому надевайте халаты, шапочки,  перчатки и проходите за столы.

Вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Вы их знаете, назовите.

Дети:

Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.

Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.

Правило№3. На столах ничего не трогай без разрешения руководителя. 

Правило№4. Содержимое сосудов не пробуй на вкус. 

Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал- убери на место. 

Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
 

Знайка: Сейчас я вам покажу один фокус - извержение вулкана  (в банку с  вишневым соком добавить лимонную кислоту, пищевую соду, происходит реакция).

- Что произошло?  Почему так получилось? (рассуждения детей)

Это соединились кислота со щелочью и произошел такой взрыв.

Интересно? Хотите научиться делать такой же вулкан?

Дети: Конечно, очень хотим.

Знайка: Хорошо, но прежде нам надо выяснить, какие, известные нам, жидкости и средства являются кислотой, а какие щелочью.

А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? (фиолетовая). Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.

Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:

Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней.

Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

Исследовательская работа:

Знайка:Перед вами стоят сосуды с водой. Какого цвета вода?

Дети: Прозрачная.

- В них мы будем добавлять различные средства и жидкости, чтобы понять, что же является кислотой, а что является щелочью. А результаты занесем в специальную таблицу.

Итак, еще раз вспомним. В кислой среде наша «волшебная» лакмусовая бумага окрасится в какой цвет?

Дети:В красный.

Знайка: Правильно. А в щелочной среде лакмусовая бумага должна окраситься в какой цвет?

Дети: В синий.

Знайка:Совершенно верно.

Воспитатель дает детям инструкцию, что лакмусовую бумагу необходимо держать за кончик, чтобы пальцы не попали в полученный раствор.

Опыт№1(с водой)

Знайка: В первый стакан с водой опустите конец лакмусовой бумаги. Что произошло, изменился цвет бумаги?

Дети: Да, он стал фиолетовым.

Знайка: Значит, какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: Цвет лакмусовой бумаги стал фиолетовым, значит вода – нейтральная среда, не кислота и не щелочь.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№2(с лимоном)

Знайка: Во второйстакан с водой добавьте кусочек лимона.

Дети кладут в сосуд с водой кусочек лимона и   ложечкой размешивают полученный раствор.

Знайка: Цвет воды изменилсяв стаканчике?

Высказывания детей

Знайка: Опустите кончик лакмусовой бумаги в стакан. Что произошло с цветом бумаги?

Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет.

Знайка: Если бумага стала красного цвета, значит что получилось?

Дети: Кислота

Знайка:  Попробуйте сделать вывод.

Дети:  Полученный раствор окрасил бумагу в красный цвет, значит это кислота.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№3(со щелочью)

Знайка:Возьмите третий стакан с водой, добавьте в него ложечку питьевой соды.

Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду пищевую соду и размешивают полученный раствор.

Знайка: Какого цвета стала вода?

Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?

Дети:  Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№4(со щелочью)

Знайка:Возьмите четвертый стакан с водой, добавьте в него ложечку мыльной стружки

Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду мыльную стружку и размешивают полученный раствор.

Знайка: Какого цвета стала вода?

Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?

Дети:  Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Знайка: Посмотрим на результаты, занесенные в таблицу.

Дети: Лимон – это кислота, т.к. лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет, питьевая сода и мыло – щелочь, т.к. лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, вода – это нейтральная среда, т.к. цвет бумаги остался тем же - фиолетовым.

Знайка: Ребята, мы с вами хорошо потрудились и как на любом предприятии должны немного отдохнуть.

Динамическая пауза:

Глубоко вздохнули:

Вот мы набрали кислород.

Выдохнув-из легких чистых

Газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед-

Не поймать нам водород!

Руки в стороны, ходить.

Будем с химией дружить.

Опыт№5

Знайка: А сейчас я еще раз покажу вам извержение вулкана. Щелочь и кислота всегда вступают во взаимодействие. Такое взаимодействие называют реакцией нейтрализации. Сейчас я проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.

На столе макет вулкана, в середину которого помещена емкость с пищевой содой.

Воспитатель добавляет  сок лимона  в пищевую соду. Происходит реакция.

Во время реакции, воспитатель объясняет, что появившиеся пузырьки - это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям.

Знайка: Ребята, получившийся раствор стал и не кислой средой, и не щелочной. Мы с вами получили среду, которая называется нейтральной, т.е. в ней нет ни кислоты, ни щелочи. В получившейся среде присутствует только вода и соль. Нейтральная среда должна окрасить лакмусовую бумагу в фиолетовый цвет.

Воспитатель опускает лакмус в получившуюся жидкость. Лакмусовая бумага приобретает фиолетовый цвет. Это доказывает, что при взаимодействии кислоты и щелочи, среда становится нейтральной.

Знайка:В какой цвет окрасилась бумага? (фиолетовый). значиткакой  можно сделать вывод?

Дети: Полученный раствор – нейтральная среда.

Знайка:Ребята, садитесь поудобнее и вам покажу, где еще содержится кислота и что является щелочью.

 (Воспитатель приглашает детей пройти к интерактивной доске и сесть на стульчики. Проводится демонстрация презентации «Кислота и щелочь»)

Итог:

Знайка: Итак, юные ученые-химики. Что же мы сегодня узнали с помощью «волшебной» лакмусовой бумаги?

Дети: Что  лимонный сок-это кислота. А пищевая сода и хозяйственное мыло-это щелочь.

Мы выяснили, что кислота и щелочь всегда вступают во взаимодействие и в результате этой реакции получается среда, которую называют нейтральной.

Знайка:Хорошо. Мы отлично потрудились.

Лабораторию открыли,

Опыты мы проводили.

Много нового узнали,

И ни капли не устали!

Воспитатель:А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями и покидать лабораторию.