Растительный мир тундры
проект по окружающему миру

Трифонова Елена Борисовна

Данный материал пригодится педагогам Крайнего Севера, так как в нем отражена суть природы данных мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rastitelnyy_mir_tundry.docx365.02 КБ

Предварительный просмотр:

План реализации проекта:

Тема: «Путешествие семечки»

Цель: Формирование у детей целостного представления о растительном мире Воркутинского района, развитие внутренней потребности в любви к природе родного края и бережного отношения к ней.

Для родителей: Способствовать стремлению родителей прививать детям природолюбие, принимать активное участие в озеленении и облагораживании территории ДОУ

Задачи:

  • Формировать у детей знания об окружающей их природе, познакомить с разнообразием растительного мира воркутинского района.
  • Систематизировать знания  детей о цветах, кустарниках, ягодных растениях и деревьях тундры.
  • Развивать наблюдательность, творческие способности детей.
  • Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения растельной природы родного края.

Для родителей: Привлечь внимание родителей к проблеме заботливого отношения к растительному миру окружающей среды. Практическое выполнение – посадка деревьев и кустарников осенью, участие в создании экологической поляны весной.

Срок реализации проекта: долгосрочный (1 год)

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, педагоги.

Актуальность: Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. В данное время она является приоритетным направлением в деятельности ООН. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Экологическое образование дошкольников – первое звено системы непрерывного экологического образования. И начать нужно с ознакомления с растительным миром своего родного края. Формирование знаний о растительном мире и воспитанию бережного отношения к нему предполагает использование различных форм, методов и приемов. Весь объем информации мы разделили на 4 блока: травянистые растения, овощные растения,  деревья и кустарники, ягодные растения. На протяжении реализации всего проекта природоведческие и экологические знания  дети будут получать от персонажа Семечка, которая случайно попала в детский сад, а помогать ей будут на разных этапах Елочка, Шалун, Тихоня и Умница.

Проблема: Почему в скверах, парках и улицах города мало цветов и деревьев?

Гипотеза: Природа воркутинского района достаточно скудна разнообразием деревьев и цветов из-за суровых климатических условий.

Мотивация: Маша, вернувшись в Воркуту из отпуска, который она провела на юге, отправилась с мамой на прогулку по городу и была озадачена тем, почему в Воркуте очень мало цветов и деревьев. Растительный мир показался Маше очень скудным и она обратилась к маме с вопросом: «Почему на юге большое разнообразие деревьев и цветов, а в Воркуте их очень мало?» И мы решили помочь узнать как можно больше о растительном мире г.Воркуты и воркутинского района не только Маше и ее маме, но и всем ребятам.

Продукт деятельности: в результате реализации проекта предполагаем  пополнить эколого-предметную среду демонстрационным материалом, настольно-печатными играми, оборудованием для опытов и экспериментов. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками и  аттрибутов к видовым точкам. Сделать презентацию на тему «Экологическая тропа на территории МБДОУ №56».  Привлечь родителей к созданию экологической поляны, которая включает в себя следующие зоны: «Травушка-муравушка», «Цветник», «Зайкин огород», «Зеленая дубравушка»

Предполагаемые результаты:

  • У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
  • Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  •  Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность
  • У детей появится желание помогать взрослым в сохранении уже существующих объектов природы и создании новых.

Этапы реализации проекта:

  1. Поисково-исследовательский

- Обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест.

- Составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов.

- Составление паспорта «экологической тропы».

- Поиск литературы по экологическому развитию детей.

- Наметить план работы по реализации проекта.

  1. Практический

- Создание на территории детского сада и прилегающей к нему территории  видовых точек из имеющихся материалов.

- Создание стенда «Эколята-дошколята»

- Изготовление костюмов для героев проекта.

- Принятие детей  в «Эколята-дошколята».

- Составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми разных возрастных групп.

- Создание красочной картинки для указателя своей видовой точки.

- Изготовление логотипов проекту для каждой возрастной группы.

- Разработка методических рекомендаций по использованию видовых точек.

  1. Творческий

- Создание экологической тропы с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методическую рекомендацию по ее использованию. С целью повышения интереса детей видовым точкам были даны названия станции. Хозяйкой тропы стала Семечка, а на каждом этапе ей помогали Елочка, Шалун, Тихоня и Умница. Путешествие начинается от центрального входа в ДОУ и первая станция, расположенная на экологической тропе:

1 - ая станция «Цветник», на ней нас встречает Семечка и Тихоня.  Цель: обогащать представления детей о разнообразии цветущих  и травянистых растений  тундры, их названиях, строении. Познакомить детей с лекарственными растениями тундры и растениями, занесенными в Красную книгу.

2 – ая станция «Зайкин огород», на ней нас встречают Семечка и Шалун. Цель: Дать представление детям о том, почему в тундре не сажают огород. Познакомить с овощными растениями, растущими в других климатических зонах, развивать умение различать их по внешним признакам. Создать огород на подоконнике и провести эксперимент по выращиванию овощных растений на грядке  весной.

3 – ая станция «Лукошко» , на ней нас встречают Семечка и Умница. Цель: Систематизировать знания детей о ягодных  растениях воркутинского района,  их полезных свойствах, месте их произрастания. Развивать умение различать растения по внешним признакам.

4 – ая станция «Зеленая дубравушка», на ней нас встречают Семечка и Елочка. Цель: сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, растущих в тундре, а также познакомить с другими видами деревьев и кустарников. Учить различать их по внешним признакам. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Планируемые мероприятия по каждой из станций:

Название станции

мероприятие

сроки

ответственные

Участие родителей

«Цветник»

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры
Задача: развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы

Дидактическая игра «Лесные цветы»
Задачи:
— уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края;
— формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением.
«День цветов» 
Цель:  Закрепить представления о многообразии мира цветов.

Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений»,
«Рост и развитие растений»,

Июль-август

«Зайкин огород»

Беседы:
«Что такое «Огород на окне»,
«У Луки и Лукерьи»,
«Растения – это жизнь»,
«Семена»,
 Опытно-экспериментальная деятельность:
«Земля, какая она?»,
«Вода и росток»,
«Солнце и росток»,
«Проращивание семян».

Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».

 Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Рассматривание различных семян.
Рисование «Лук от всех недуг»
Лепка «Овощи большие и маленькие»,
Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

Речь и речевое общение.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах

Сентябрь -ноябрь

Сбор необходимого материала для создания огорода: землю, семена, материал для ухода за посадками.

«Лукошко»

Игровая деятельность:

Дидактические игры «Подбери грибочку шляпку»

«Полезай в кузовок»

«Ягода-малина»

Разучивание стихототворений про грибы и ягоды.

Чтение сказки «Волшебная дудочка»

Декабрь-январь

«Зеленая дубравушка»

д/и  « С какого  дерева листок»

«Во саду ли в огороде»

Чтение художественной литературы про российские леса.

Февраль-март

 Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить  проекты уже по другим объектам природы.  В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.  Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

 

Библиографический список:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

http://detcad34.ucoz.ru/fhfhf/ehkoljata-doshkoljata.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Мир тундры

Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....

Растительность леса и тундры.

Закрепить знания детей о растительности леса и тундры. Формировать представления детей о труде лесника....

Растительный мир тундры

Познакомить с понятием «карликовая березка», «вечная мерзлота»Закрепить знания о деревьях и ягодах нашего края.Воспитывать желание беречь природу тундры....

Совместная образовательная деятельность по вариативной программе «Родная сторона» в подготовительной к школе группу. Тема ННОД: Природные зоны Сибири: (тундра: растительный и животный мир).

Дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире.              ...

конспект занятия "Природа Севера, Растительный мир тундры"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»...

Конспект НОД "Животный и растительный мир Тундры"

Конспект НОДЖивотный и растительный мир ТундрыПрограммные задачи:1. Уточнить знание детей о северном олене, развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (опыт);2. Учи...