Моделирование в экологическом воспитании
материал по окружающему миру

Тягненко Татьяна Ивановна

Моделирование в экологическом воспитании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование в экологическом воспитании

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.

       Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений.

Модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус — это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, только по одному признаку — по шарообразной форме.

      С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе).

Моделирование - это, прежде всего, исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. В.И. Логинова под моделированием понимает процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре и связях объектов. В основе моделирования лежит модель - это мысленный или условный образ, изображение, описание, схема, чертеж, график и т.д. какого-либо явления, процесса, используемый в качестве его заместителя. Особенность моделирования состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Ценность моделирования как метода экологического воспитания и образования состоит в том, что в нем присутствует замещение реальных предметов или объектов природы на искусственно созданные. Многие искусственно созданные объекты имеют сходство с натурой, вскрывают характер объекта, его связь с окружающими условиями и более доступны детям. Кроме того, наглядная демонстрация позволяет формировать у детей правильное, истинно доброжелательное отношение к живым существам. Работа с различными моделями позволяет наглядно демонстрировать детям закономерную связь природных объектов. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно- образного, но и логического мышления.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

       2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных - оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны НИ. Ветровой.) Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая детям понять значение покровительственной окраски животных.

         3.Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают, обобщен но (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Приме ром такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

  • модели, отражающие существенные признаки живого и его основных эколого-систематических групп;
  • модели функций органов живого;
  • модели, которые помогут детям в организации разных видов деятельности.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности - для обобщения представлений детей о природе, овладения дошкольниками, обобщенными способами деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные игры.

Представленные модели разработаны совместно с детьми и понятны ими. Однако педагогу не следует ограничиваться предложенными моделями. Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
  • раскрыть существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Правила при моделировании

При наблюдении за животными и растениями обследуй объект помощью зрительно- осязательно-двигательных действий и выявляй этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов, объектов, явлений природы пользуйся картинками, обозначающими способы познавательной деятельности.

С помощью картинок-моделей обозначай выделенные признаки зет, форму, величину, характер поверхности, пространственное расположение, численность частей и др.). Попробуй описать новые объекты природы с помощью готовой, ранее составленной модели. Сравнивай два объекта между собой по модели, учись выделять признаки различия и сходства.

Растения и животных нельзя разделять на части. Это можно сделать с помощью модели, отражающей признаки строения объекта: целое разъединяется на части и вновь объединяется в целое. Можно поиграть в «Путаницу» или игру «Что забыл нарисовать художник?». Mo-пи, изображающие части тела животных (конечности, ротовой аппарат), позволяют поиграть в игру «Необычайные животные», «Узнай по ногам, где живет животное», «Узнай по клюву, что ест птица». Придумай и нарисуй картинки сам, играй с ними, уточняй представления о частях, особенностях, существенных признаках живых организмов.

С помощью картинок-моделей обозначь условия жизни, потребности живых организмов. Соотноси их с конкретными животными и растениями.

Попробуй выделить функции живых организмов: дышит, двигается, лет и размножается и т. д. Обозначь их схематически моделями. Поищи эти общие признаки у разных живых организмов, с помощью целей-схем выдели и запомни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Моделирование в экологическом воспитании

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...

Моделирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по моделированию в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность В условиях, когда увеличивается число регионов экологическогонеблагополучия, проблема воспитания экологической культуры уподрастающего поколения, да и всего населения, становится осо...