Картотека дидактических игр по экологии для детей 2-ой младшей группы
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Материал содержит подборку дидактических игр, цель которых - закрепление экологических знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр     по экологии для  2-ой  младшей группы 
                  Игры по ознакомлению с растительным миром
Деревья, кусты
 1. «Дерево, куст, трава»
Дидактические задачи:
 
- учить узнавать и называть растения, изображенные на карточке (дерево, трава, куст);
- развивать внимание , мышление, речь.
Материал:  карточки с изображением различных деревьев, кустов, травы.
Игровые действия: внимательно рассмотреть растение, изображенное на карточке, назвать что это и объяснить почему  так думаешь. (Игру можно проводить на прогулке с природными объектами участка).
2. «Где что растет?»
Дидактические задачи:
- упражнять детей объединять растения по месту их произрастания;
- закреплять знания о деревьях, цветах, овощах и фруктах.
Материал: большие игровые карты «Парк», «Сад», «Огород», «Клумба» и наборы мелких карточек – деревья, овощи, фрукты, цветы.
Игровые действия: разложить маленькие карточки на большие игровые поля по месту их произрастания (деревья – парк, овощи – огород, цветы – клумба, фрукты – сад) и объяснить почему так разложил.
3. «»Найди листочек»
Дидактические задачи:
- закреплять умение  различать и называть листья знакомых деревьев;
- закреплять в речи названия 3-4 деревьев.
Материал: букеты из 3-4 листочков (клен, дуб, береза, тополь) на каждого ребенка, один букет у воспитателя.
Игровые действия:  по показу воспитателя дети находят нужный листок и называют дерево, на котором он растет.
4. «С какой ветки эти детки?»
Дидактические задачи:
- учить соотносить изображение ветки дерева с его плодами;
- развивать исследовательские способности.
Материал: карточки с изображением веток деревьев с плодами (рябина, дуб, ель, клен), муляжи, картинки или натуральные плоды этих деревьев(ягоды рябины, желуди, еловые шишки, крылатки клена).
Игровые действия: по указанию взрослого ребенок должен найти и положить на картинку плод нужного дерева, объяснив почему так. 
5. «Путаница»
Дидактические задачи:
- закрепить знания о растениях, их внешнем виде, особенностях.
Материал: набор карточек с изображением разных деревьев, кустов, цветов, травы.
Игровые действия: 
1 вариант - дети должны разобрать картинки по видам (дерево, куст, цветок, трава) и объяснить по каким признакам они это сделали.
2 вариант – взрослый предлагает найти растения по описанию (высокое, толстый ствол, много веток, на ветках много листьев).
 Цветы
1. «Что сначала, что потом?»
Дидактические задачи:
- закрепить знания детей о стадийности и цикличности процесса роста растений;
- учить называть стадии развития растения в определенной последовательности;
- вызвать интерес к жизни объектов природы.
Материал: карточки - схемы с изображением стадии развития растений
Игровые действия: с помощью игровой ситуации (например, пришел Незнайка) детям предлагается разложить карточки последовательно и рассказать процесс развития объекта: семечко -- росток – листок – взрослое растение)
2. «Найди такой же»
Дидактические задачи:
- закреплять умение находить комнатное растение по сходству;
- развивать зрительное восприятие, память.
Материал: комнатные растения (по два одинаковых растения 3-4 видов) расставлены на двух столах.
Игровые действия: взрослый показывает растение на одном из столов, описывает его характерные особенности, а затем предлагает найти такое же растение на другом столе.
3. «Где растет?»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о комнатных, садовых и луговых цветах;
- учить группировать растения по видам.
Материал: карточки с изображением садовых, луговых и комнатных растений.
Игровые действия:  карточки раскладываются на столе. Дети должны собрать растения в группы (луговые, садовые, комнатные), называя каждое растение.
(Детей можно разделить на 3 группы и дать задание каждой группе собрать свой вид или выполнять задание поочередно каждому ребенку).
4. «Где спряталась матрешка?»
Дидактические задачи:
- закреплять знания комнатных растений групповой комнаты;
- учить находить растение по перечисленным признакам.
Материал: 4 знакомых детям комнатных растения, игрушка маленькая матрешка.
Игровые действия: Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними  в прятки». Дети закрывают глаза, взрослый прячет игрушку за какое-нибудь растение, а потом дети открывают глаза и взрослый рассказывает об этом растении. По описанию малыши находят растение и матрешку за ним.
5. «Цветочный магазин»
Дидактические задачи: 
- закреплять знания детей о растениях (комнатных, садовых, луговых);
- учить описывать цветок, отмечая его характерные особенности и место произрастания;
- закреплять умение находить нужный цветок по описанию.
Материал: карточки с изображением растений луга, сада, знакомых детям и настоящие комнатные растения группы.
Игровые действия: Дети – покупатели должны так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
Овощи, фрукты, ягоды
1. «Овощи и фрукты»
Дидактические задачи:
- закреплять умение детей находить названные овощи и фрукты;
- развивать внимание, память.
Материал:  натуральные овощи и фрукты или их муляжи.
Игровые действия: ведущий (взрослый или ребенок) называет тот или иной овощ или фрукт и просит любого ребенка найти его и показать.
2. «Почтальон принес посылку»
Дидактические задачи:
- закреплять представления детей об овощах и фруктах;
- учить описывать предмет и узнавать предмет по описанию.
Материал:  почтовая посылка, в которой находятся бумажные пакеты по количеству детей. В каждом пакете муляж овоща или фрукта.
Игровые действия: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает пакеты каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Остальные дети отгадывают.
3. «Съедобное – не съедобное»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах;
- развивать память, мышление.
Игровые действия: Ведущий называет заданные (овощ, фрукт, ягоду) или любой предмет. Если называет заданный (съедобный) предмет, дети хлопают, а если не съедобный - тишина.
4. «Соберем урожай»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах;
- закреплять знания о месте произрастания ягод, фруктов и овощей;
- развивать мышление, память.
Материал: корзинки с моделями (овощи, фрукты, ягоды), муляжи или карточки с изображением овощей, фруктов и ягод .
Игровые действия: В разных местах группе ставятся картинки – «Огород», «Сад» и там же муляжи или картинки овощей, фруктов, ягод. Детей можно разделить на три команды. По сигналу ведущего команды собирают «урожай» в свою корзинку. Правильность выполнения проверяется в конце игры.
5. «Отгадай на вкус»
Дидактические задачи:
- учить детей различать фрукты и овощи по вкусу;
- развивать внимание, память.
Материал: тарелка с кусочками разных фруктов и овощей, накрытая салфеткой.
Игровые действия: дети с закрытыми глазами пробуют на вкус фрукты и овощи, отгадывают что это,  называют овощ это  или фрукт.
                      Игры по ознакомлению с животным миром 
 Звери
1. «Угадай по описанию»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о животных;
- развивать внимание, память, речь.
Материал: карточки с изображением диких и домашних животных по числу участников игры.
Игровые действия: детям раздаются карточки. Их задача, не показывая карточку, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен на его карточке. Можно использовать загадки.
2. «Кто где живет?»
Дидактические задачи:
- закреплять названия домашних и диких животных;
- развивать умение классифицировать животных;
- развивать память, внимание.
Материал: наборы игрушек «Домашние животные», «Дикие животные», макет-панорама «Лес», «Дом»
Игровые действия: предлагается игровая ситуация (например, помочь Незнайке) расселить животных по своим домам. Дети выбирают животное, правильно называют его и объясняют, куда его нужно поселить и почему.
3. «Четвертый лишний»
Дидактические задачи:
- закрепить умение детей классифицировать животных по виду (домашние, дикие);
- развивать логическое мышление, память, речь.
Материал: игрушки или карточки с изображением домашних и диких животных.
Игровые действия: на стол (если это игрушки) или на фланелеграф (если карточки) выставляются три объекта одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю и объяснить свой выбор.
Можно усложнить задачу и проводить игру словесно.
4. «Зоопарк»
Дидактические задачи:
- формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных;
- воспитывать интерес и заботливое отношение к ним.
Материал: карточки с изображением разных животных, продуктов питания, овощей и фруктов.
Игровые действия: детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проводится по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания. Игрок, которому нужна эта карточка объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
 5. «Мамы, папы, малыши»
Дидактические задачи:
- закреплять умение находить и называть «родителей» детенышей животных;
- развивать память, мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Материал: серия картинок «Животные и их детеныши»
Игровые действия: игровая ситуация –  детеныши животных потерялись. Воспитатель предлагает помочь малышам, найти своих «родителей». Он показывает карточку с изображением детеныша, дети должны найти карточку с изображением взрослого животного и назвать маму и папу малыша.  
Птицы
1. «Узнай по описанию»
Дидактические задачи:
- закреплять умение детей узнавать и называть птиц;
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Материал: картинки с изображением знакомых детям птиц.
Игровые действия: взрослый описывает внешние признаки птицы. Дети должны узнать птицу и назвать ее. Кто правильно отгадал получает картинку с изображением этой птицы.
2. «Кто как голос подает?»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о птицах;
- развивать слуховое и зрительное восприятие.
Игровые действия: Воспитатель называет знакомых детям птиц (петух, воробей, кукушка, ворона, утка, гусь). Дети воспроизводят звуки, которые издает названная птица.
3. «Какой птицы не стало?»
Дидактические задачи:
- продолжать учить детей узнавать и называть птиц;
- развивать зрительную память, внимание.
Материал: карточки с изображением знакомых детям птиц, наборное полотно
Игровые действия: воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать всех птиц. После этого дети закрывают глаза, а взрослый убирает одну птичку. Дети отгадывают какой птицы не стало.
4. «Сложи птицу из частей»
Дидактические задачи:
- закреплять знания о птицах;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Материал: картинки (разрезные) с изображением знакомых детям птиц (4-5 шт.)
Игровые действия: Воспитатель показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица и сложить ее. (показывать по одной птице).
5. «Птичья столовая»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде);
- развивать память, внимание.
Материал: изображение кормушки, изображения зимующих птиц, знакомых детям, карточки с изображением птичьего корма (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, хлебные крошки)
Игровые действия: воспитатель предлагает рассмотреть птиц, которые «прилетели» на кормушку и назвать их, а затем предлагает покормить птичек, выбрав картинки с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц. Если ребенок дал правильный ответ, забирает птичку себе.
Насекомые
1. «Узнай по описанию»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о насекомых;
- развивать умение определять насекомого по названным признакам.
Материал: картинки с изображением насекомых, знакомых детям.
Игровые действия: воспитатель описывает насекомого, называя его характерные особенности. Дети должны отгадать что это за насекомое. Кто назвал правильно получает карточку с его изображением.
2. «Угадай, кого не стало»
Дидактические задачи:
- закрепить название насекомых;
- развивать зрительное восприятие , память.
Материал: картинки с изображением насекомых, известных детям.
Игровые действия: разложить и рассмотреть картинки (5-6 шт.). Предложить детям закрыть глаза и убрать одну картинку. Дети открывают глаза и определяют, какого насекомого нет.
3. «Кто лишний?»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о насекомых;
- развивать внимание, мышление, речь.
Материал: картинки с изображением насекомых и животных.
Игровые действия: на доску выкладываются три карточки с изображением насекомых и одна с изображением животного. Дети должны выбрать лишнюю карточку и объяснить свой выбор.
4. «Цветочная поляна»
Дидактические задачи:
- расширять знания детей о насекомых;
- закреплять в речи детей названия насекомых.
Материал: лист ватмана с изображением цветочной поляны, карточки с изображением насекомых на двухстороннем скотче.
Игровые действия: детям раздаются карточки с изображением насекомого. Воспитатель произносит слова: раз, два, три, четыре, пять – кузнечик (бабочка, божья коровка и т.п.) вышел погулять. Дети, у кого в руках картинка с соответствующим насекомым, сажают его на цветочную полянку.
5. «Собери насекомое из частей»
Дидактические задачи:
- формировать представления детей о насекомых;
- упражнять в умении складывать целое изображение из нескольких частей;
- развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук.
Материал: силуэты насекомых (бабочка, гусеница, пчела, божья коровка), части насекомых (туловище, крылья, лапки, элементы узоров туловища).
Игровые действия: дети рассматривают силуэт и называют части, из которых состоит данное насекомое, а потом собирают это насекомое из частей.
 Игры на закрепление знаний о временах года
1. «Что зима(весна, осень, лето) нам принесла?»
Дидактические задачи:
- закрепить знания детей о явлениях природы в разное время года;
- учить подбирать картинки с изображением явления природы или природного объекта  в соответствии с названием времени года.
Материал: большие карты с изображение какого-либо времени года, маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Игровые действия: детям предлагается внимательно рассмотреть большие картинки, узнать и назвать время года и разложить маленькие картинки по временам года, к которым они подходят.

2. «Рассеянная Маша»
Дидактические задачи:
- совершенствовать представления детей о связи между временами года и одеждой людей;
- развивать логическое мышление и смекалку.
Материал: кукла Маша, набор кукольной одежды соответственно времени года и несколько предметов одежды, относящиеся к другому сезону.
Игровые действия: взрослый предлагает детям игровую ситуацию – помочь кукле Маше собраться на прогулку.
3. «Что к чему?»
Дидактические задачи:
- развивать представления детей о связи между явлениями живой и неживой природы;
- учить соотносить предмет и элементы его составляющие;
- развивать умение пояснять свой выбор.
Материал:  большие предметные картинки (туча, клумба, дерево, снеговик и т.п.) маленькие карточки (капелька, листок, снежинка, цветок и т.п.)
Игровые действия: воспитатель предлагает для рассматривания все картинки, а потом предлагает подумать что к чему подходит и разложить картинки соответственно.
4. «Отгадай по описанию»
Дидактические задачи:
- учить детей узнавать и называть время года по признакам;
- развивать мышление, внимание, речь.
Материал: картинки с изображением разных времен года.
Игровые действия: воспитатель описывает время года (например, в это время года, дети катаются на санках, лепят снеговиков и т.п.). Дети должны отгадать какое это время года и показать картинку.
5. «Наведи порядок»
Дидактические задачи:     
- закреплять знание времен года;
- развивать навык классифицирования.
Материал: большие карты с изображением четырех времен года и набор маленьких карточек с изображение предметов, имеющих отношение к разным временам года.
Игровые действия: воспитатель предлагает детям «навести порядок», разобрать картинки по временам года, объяснить для какого времени года они подходят и почему.