Проект естественнонаучной направленности "Этот удивительный мир!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Тюрина Елена Александровна

Данный проект  актуален,  т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры старшего дошкольника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22

Проект естественнонаучной направленности

«Этот удивительный мир!»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

Педагог Тюрина Е.А.

г. Раменское

Пояснительная записка

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица 

Проект  «Этот удивительный мир!» – проект ознакомительного уровня для воспитанников старшего дошкольного возраста. За основу взята авторская Проект «Наш дом – природа», разработанная Н.А. Рыжовой, доктором педагогических наук.  Особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям организации образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность проекта обусловлена обеспечением преемственности в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Современная жизнь невозможна без природных ресурсов: вода, воздух, солнце, электроэнергия. Ведь они окружают нас повсюду. Проблема разумного использования природных ресурсов является одной из главных проблем человечества. Сохранение природных ресурсов - это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий.  

Данный проект  актуален,  т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры старшего дошкольника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В процессе экспериментов дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Цель: развитие естественнонаучных знаний о явлениях и многообразии природы, через экспериментально-исследовательскую деятельность и формирование совместного детско-родительского интереса к сохранению природных ресурсов.

Экспериментальная деятельность направлена на реализацию следующих задач:

- формировать способность видеть многообразие мира;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;

- развивать навыки бережливого поведения в отношении природы;

- развивать речь;

- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

- поддерживать совместный детско-родительский интерес к сохранению природных ресурсов.

Направленность проекта - естественнонаучная

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации проекта – 1 год. Объем часов – 27 часов в год

Форма обучения – очная

Ожидаемые результаты:

 - познавательный интерес к окружающему миру, взаимоотношениям в ним;

 - гуманное отношение к объектам окружающего мира;

 - положительно-эмоциональное отношение к природным объектам;

 - установка на важность бережного отношения к природе;

 - динамика формирования навыков культурного поведения в природе;

 - создание и представление творческих работ;

Особенности организации образовательного процесса

Проект обучения «Этот удивительный мир!» строится в соответствии с возрастными особенностями развития дошкольников. Адекватность требований нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышает их эффективность. Занятия в рамках дополнительного образования проходят в кабинете дополнительного образования, который оснащен специальным оборудованием и мебелью для опытно-экспериментальной деятельности. Занятия проходят со всеми воспитанниками старшего дошкольного возраста без ограничений.

Режим занятий

Занятия по общеразвивающей проекту дополнительного образования «Этот удивительный мир» проводится с воспитанниками старшего дошкольного возраста 6-7 лет, 1 раз в неделю, по 40-45 минут.

Учебно-тематический план

Количество занятий

Практика

Теория

Введение. Входная диагностика

2

-

2

Вода

7

4

3

Воздух

8

5

3

Растения. Лес

2

1

1

Человек в природе

4

3

1

Солнце

4

2

2

Почва, камни, песок, глина

5

1

4

Итоговое занятие

1

1

-

Итоговый мониторинг

2

-

2

35

17

18

        Содержательный раздел

  1. Вода. 

Теория. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора. Вода  и наше здоровье. Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Важность воды на здоровье.

Практическая работа. Опыты «Исследование воды»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, в которых упоминаются водные объекты).

  1. Воздух.

Теория.  Значение воздуха  в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Воздух, как среда обитания живых организмов. Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье. Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, опасность дышать загрязненным воздухом, понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.д.). Уход за растениями в оранжерее сада, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

Практическая работа. Опыты «Исследование воздуха»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, которые отражают характер погоды); дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

  1.  Растения. Лес.

Теория. Лес, как пример сообщества. Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Лес и человек. Значение растений, как части природы; их роль в жизни человека. Растения Красной книги. Лес и наше здоровье. Охрана леса. Воспитывающий компонент. Умение видеть красоту леса. Бережное отношение к природе.

Практическая работа. Опыты с растениями и древесиной.

  1. Человек в природе.

Теория. Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Факты от отрицательного воздействия человека на природу.  Примеры рационального использования природы человеком. Как жить в дружбе с природой. Соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Опасность разведения костров в природе, профилактика пожаров. Воздействие бытовых отходов на окружающую среду. Раздельный сбор мусора. Воспитывающий компонент. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.

Практическая работа: Работа с интерактивной доской, опыты, создание стенгазет и

памяток, творческие работы детей. Совместный с родителями эколого-волонтерский проект «Добрые крышечки!» (сбор крышечек). Совместный  проект-акция воспитанников с родителями «Сбережем природу от огня» - творческие работы.

  1. Солнце.

Теория. Солнце – источник света и тепла.  Солнце – планета солнечной системы. Роль света в жизни растений и животных. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека. Солнце и наше здоровье.  Воспитывающий компонент. Красота природы в разные времена года.

Практическая работа. Опыты: роль солнца в жизни живых организмов.

  1. Почва, камни, песок, глина.

Теория. Почва, как верхний слой земли: «живая земля». Значение почвы для жизни растений. Песок и глина вокруг нас. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются). Воспитывающий компонент. Воспитание  бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.

Практическая работа. Опыты: «Исследование почвы, песка, глины, камней. Сравнение».

  1. Итоговое занятие. Викторина «Что? Где? Когда?»  Кроссворды, ребусы, загадки, «Найди отличия!»
  2. Итоговый мониторинг.
  3. Творческий проект с родителями «Берегите этот удивительный мир!»:

изготовление картотеки опытов, создание памяток:  «Как вести себя в природе?», «Раздельный сбор мусора», папки – передвижки «Сохраним природные ресурсы», «Человек в природе», совместная работа воспитанников с родителями: конкурс «Чем я могу сейчас помочь природе?», продолжение акции «Добрые крышечки».

Список  литературы

1. Рыжова  Н. А. Программа «Наш дом - природа».- М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.

2.  Рыжова Н.А. «Напиши письмо сове»: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с. ил.

3. Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Часть 1. Картотека воспитателя. ФГОС ДО. – М.: ООО « Русское слово», 2017.- 86с.

4. Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Часть 2. Картотека воспитателя. ФГОС ДО. – М.: ООО « Русское слово», 2017.- 80 с.

5. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом « Цветной мир», 2014. – 144 с. ил.

6. Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Вода вокруг нас. – М. : Линка-Пресс, 2016. - 223 с. : ил., табл.

7. Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Воздух вокруг нас. – М.: Издательство « Обруч», 2011. – 208с.

8. Рыжова Н.А.  Почва - живая земля: Блок занятий "Почва". – М.: Карапуз, 2005. -128 с.

9. Рыжова Н.А.  Что у нас под ногами: Блок занятий "Песок. Глина. Камни"– М.: Карапуз, 2005. -224 с.

10.  Шапито А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017. - 128с. (Библиотека воспитателя).

11. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

12. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 320 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

13. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 240 с. – ( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

14. Машкова С.В.[ и др.] Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7лет на экологической тропе. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 185 с.

15. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОО .-СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017. – 32 с. : цв. ил. – ( Из опыта работы по программе «Детство»).

16. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 32 с. : цв. ил. – ( Из опыта работы по программе «Детство»).

17. Попова О.В. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018. – 32 с. : цв. ил. – ( Из опыта работы по программе «Детство»).

18. Фтенакисов В.Е. Проекты в области естественных наук, математики и техники для дошкольников : учебно-практическое пособие. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018. – 192 с. : ил. (Антология образования). – ( Вдохновение. Создавать естество знания).

19. Казанцева А.Б., Хюндлингс А. Вода и воздух. Советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 108 с. – (Вдохновение).

20.  Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. – 208 с. : цв. ил.

21. Рыжова Л.В. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017. – 192 с. : цв. ил.

22. Вакуленко Ю.А., Щербанева Е.А. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2019. – 232 с. ил.

23. Иваничкина Т.А., Никитина И.А., Ускова О.Ю. Проекты в ДОО. Экологический образовательный проект "Солнечный круг" для детей 5-7 лет.  ФГОС ДО.  – Волгоград : Учитель, 2019. – 68 с. ил.

24. Масленникова О.М., Костюченко М.П.,Филиппенко А.А. Экологические проекты в ДОО. Исследовательская деятельность на прогулках. ФГОС ДО.  – Волгоград : Учитель, 2019. – 128 с. ил.

25. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 232 с. ил.

26. Сборник документальных фильмов ВВС по теме программы

27. Сборник мультфильмов по теме программы

28. Аудиозаписи со звуками природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"...

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...

Проект естественнонаучной направленности «Этот удивительный мир!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект естественнонаучной направленности «Этот удивительный мир!» для детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Удивительное рядом"

Современное общество нуждается в социально активной, самостоятельной, коммуникабельной личности, которой присуща потребность к познанию нового, к проявлению исследовательской активности и творчества, ...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Удивительное рядом: Академики"

Современное общество нуждается в социально активной, самостоятельной, коммуникабельной личности, которой присуща потребность к познанию нового, к проявлению исследовательской активности и творчества, ...

Инновационный проект естественнонаучной направленности по формированию навыков познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников 5-7 лет с ОВЗ (ТНР) «Нескучные науки»

Мир стремительно изменяется. Современное общество нуждается в личности, способной оперативно принимать решения, уметь анализировать, сравнивать, моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль ...