Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- формировать у детей представление о России как о родной стране;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- закрепить названия народных промыслов;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.            

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Материалы:

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход мероприятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте песню ( Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родина любимая - мать родимая.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Если дружба велика - будет Родина крепка

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель.   А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля — 
Родная, зелёная
Наша земля. 
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей — 
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других.

Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

- Как они назывались – порты.

- На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами, 
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

Стихотворение

 Столица России – Москва.

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Воспитатель: - Да, наше государство называется Россия. Здесь живут люди разных национальностей. Главный город – столица России- Москва. Здесь работает глава нашего государства - президент. (Кто президент РФ)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Флаг- отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.

Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.

Часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна- красна, белый свет.

Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.

Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.

Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.

Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий- небо и верность, красный – огонь и отвагу

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска – 
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Герб России представляет собой темно- красный щит, на котором изображен двуглавый золотой орел.

-Как вы думаете, почему на гербе изобразили именно орла? Подберите слова, наиболее точно характеризующие эту птицу (орел – гордый, свободный)

-Посмотрите внимательно: орел не обычный, а двуглавый. Почему у него две головы?

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны.

Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценностями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В древние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств.

Обратите внимание на крылья орла. На что они похожи? (на солнечные лучи)

Что же символизирует орел на гербе России?

- Что изображено в центре герба России? (герб Москвы)

Гербом Москвы является изображение на красном щите всадника – Георгия – Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает золотым копьем черного змея.

Воспитатель: А что же такое гимн? (У каждого государства есть свой гимн..

Гимн- это особый отличительный знак, символ государства, такой же, как и флаг и герб. Эта торжественная песня объединяет и сближает граждан все страны.

Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

А когда звучит государственный гимн? (при встречах высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей) .

. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив.

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет. 

Работа детей.

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет. 

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

( ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина

Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"

- формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к Ро...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему и прошлому России. ...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"...

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Задачи:- расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.- продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культур...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

- Формировать у детей представление о России, как о родной стране;- Дать понятие «Малая Родина»;- Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям;- Развивать умен...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Конспект занятия «С чего начинается Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Образовательные:- Уточнение и закрепление общих представлен...