Конспект занятия на тему "Свойства воды.Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шостак Юлия Александровна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody_podgot.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества, конденсат.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
  • Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. 
(глобус )

- А что такое глобус?

                                               (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Так выглядит Земля из космоса. Коричневым цветом обозначены континенты-это суша. И континентов всего 6.(Австралия, Африка, Антарктида, Евразия, Северная Америка и Южная Америка)

- Ребята, а что обозначено на глобусе синим цветом?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра )

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

                                                       (Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

-А от куда вода появляется в реке?

-Послушайте сказку о капельке.

СКАЗКА О КАПЕЛЬКЕ.

Жила- была Капелька. Она жила в большой красивой реке и много путешествовала. Однажды она доплыла до самого моря. А в море вода стала соленой .Капелька удивилась и решила выглянуть и осмотреться. Высунула она свою головку из воды на поверхность и вдруг... «Что такое со мной случилось? Ой, как мне жарко! Почему я стала такой легкой? Ой , я кажется поднимаюсь вверх... Ну  почему я себя не вижу?»

А как вы думаете, что случилось с Капелькой? Да, она испарилась... Но это не означает, что она исчезла совсем. Она действительно поднялась наверх .И таких капелек испарилось и поднялось очень много, они все наверху  превратились в пар, в  облака. Сначала это были небольшие легкие облака, а потом они стали  большими  тучами.И теперь Капелька продолжала путешествие уже в тучке. Но ночью малышке вдруг стало холодно и она почувствовала, что снова становится тяжелой и теперь летит вниз. Рядом летело множество таких же капелек как она – это начался дождик. Капелька упала прямо на большой цветок. «Как хорошо, - радовалась она,- как чудесно пахнет!». Но не долго пролежала она на цветке. Выглянуло солнышко и Капелька снова высохла, испарилась... Так путешествовала она все лето.  Падала на траву, на деревья, на дома, на машины. Однажды она упала прямо на щечку одной девочке... И каждый раз Капелька испарялась и оказывалась в тучке. Но прошли теплые денечки, с каждым днем Капелька все больше замерзала. Однажды холодной ночью она лежала на листочке и вдруг почувствовала, что окоченела, стала твердой. Это она превратилась в иней.  Но днем снова оттаяла и вскоре испарилась. И вот настала зима...Однажды Капелька окоченела прямо в тучке и почувствовала, что она превращается в маленькие льдинки, похожие на иголочки. Иголочки все между собой  соединились и получилась... снежинка! Все капельки , которые были рядом превратились в такие же снежинки. Тучка стала тяжелой- тяжелой и вскоре снежинки полетели вниз...Наша Снежинка упала, когда на земле уже было множество других подружек .А снег все продолжал падать и падать...Не видела наша Капелька – Снежинка как стало кругом красиво...

- Дети, а вы знаете почему снег скрипит? (Выслушать ответы детей)
Он скрипит, потому что под  давлением нашего веса снежинки трутся между собой и ломаются. И хотя, казалось бы, снежинки такие маленькие, их у нас под ногами триллионы. Поэтому мы слышим скрип.

- Дети, посмотрите на рисунок, что вы видите? (Выслушать ответы детей). Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наш лабораторный стол, он полностью готов к работе.

        - Приступим к нашему исследованию.

       Опыт 1 И сначала мы посмотрим, что произойдет. с водой если ее сильно нагреть. 

  Сейчас мы возьмем сильно нагретую воду- кипяток. Открываем термос. Что видим? Это пар. Он распространяется по всему помещению. Запаха у пара нет. А сейчас мы закроем  термос зеркалом. Вот если бы у нас было больше кипятка, а помещение было поменьше, то от пара у нас запотели бы окна. Вы наверное видели это дома на кухне. А если пара очень много, окна начинают плакать и на стекле появляется вода. Проверим наше зеркало, и что мы видим? Это называется конденсат.

Вывод: Нагреваясь, вода испаряется и оседает на поверхности, образуя конденсат.

        Опыт 2. Какой формы вода? 

         А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 3. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

        Опыт 4. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? А запах? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – налить заварку из чайника, следующему выдавить сок лимона. Еще предложить растворить муку и растительное масло.  После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус и на запах. Что изменилось? У воды появился вкус и запах. Но мука растворилась не до конца , а масло плавает на поверхности.

        Вывод: Своего вкуса  и запаха у воды нет. Вода может растворять, но не все вещества. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды цвет, вкус и запах.(Вывешиваем алгоритм) 

Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. 
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. 
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. 
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. 
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        

        Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия. Вам сегодня было интересно? Что вам понравилось? Как можно назвать путешествие капельки? О каких свойствах воды вы сегодня узнали?

-Послушайте стихи.

О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?

 Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,

Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!

Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Вода. Свойства воды в природе».

На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )-А что такое глобус?(Глобус- это модель Земли.)- А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, о...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯПО ТЕМЕ«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ» Цели:Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние...

Конспект занятия "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе"

конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией....

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы."Вода вокруг нас. Круговорот ...

конспект занятия в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"

данный материал поможет педагогам в рамках проекта "Бережливый детский сад"  интересно рассказать детям о круговороте воды в природе и о том, что надо беречь воду....