"Лес в жизни человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

КОНДАКЧЯН ГАЛИНА ЛЮДВИГОВНА

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_les.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного  НОД в подготовительной  группе «Лес в жизни человека»

Цели:

  • Пробудить интерес к лесу и его обитателям.
  • Уточнить  правила сбора грибов.
  • Познакомить с видами леса.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу.
  • Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.
  • Развивать чувство композиции, творческое воображение, мелкую моторику.

Демонстрационный материал: 

  • Плакаты о лесе
  •  карточки для игры «Узнай дерево по листку»
  • карточные макеты несъедобные и съедобные грибы
  • презентация «Съедобные грибы»
  • презентация «Правила поведения в лесу»
  • презентация «Несъедобные грибы»
  • конверт с письмом от Старика-Годовика
  • Оборудование для лепки, аппликации, рисования

Содержание НОД

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку.

Он густой, зеленый,

Растут в нем липы, клены

И могучие дубы,

Есть в нем ягоды, грибы.  (Лес.)

Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нем бывали. Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой!

Воспитатель:

Вы  любите гулять в лесу? (ответы детей)

Что вы видели в лесу? (ответы детей)

Чем запомнилась прогулка? (ответы детей)

Знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

Воспитатель:

        Нам с вами пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно!?

        А письмо нам прислал Старик-Годовик. (открываем письмо)

        Старик-Годовик пишет нам (читаем письмо):

«Вы детки разумные, умные. У меня случилась беда, злой волшебник заколдовал мой лес. Мне нужна ваша помощь, что бы расколдовать мой лес. Вам нужно разгадать вот такие  загадки:

                                                Что же это за девица?

                                                 Не швея, не мастерица,

                                                 Ничего сама не шьет,

                                                 А в иголках круглый год. (Елка)

                         У меня длинней иголки, чем у елки.

                                                 Очень прямо я расту – в высоту.

                                                 Если я не на опушке,

                                                 Ветки только на макушке. (Сосна)

                                                 Есть у родственницы елки

                                                 Неколючие иголки,

                                                 Но в отличии от елки,

  Опадают те иголки. (Лиственница).

                                                 Она весну встречает,

             Сережки надевает.

                                                 Накинута на спинку

                                                 Зеленая косынка.

                                                 А платье в полоску

                                                 Ты узнаешь ….. (березку)?

                         Я из крошки-бочки вылез

                                                 Корешки пустил и вырос.

                                                 Стал высок я и могуч,

                                                 Не боюсь ни гроз ни туч.

                                                 Я накормлю свиней и белок,

 Ничего что плод мой мелок. (Дуб)

                                                 С моего цветка берет

                                                 Пчелка самый вкусный мед.

                                                 А меня все ж обижают:

                                                 Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

                                                  Будто снежный шар бела

                                                  По весне она цвела.

                                                  Нежный запах источала.

                                                  А когда пора настала,

                                                  Разом сделалась она

                                                  Вся от ягоды черна. (Черемуха)

                                                  Хоть он совсем хрупкий,

                                                  А спрятался в скорлупку,

                                                  Заглянешь в серединку,

                                                  Увидишь сердцевинку.

                                                  Из плодов он тверже всех,

                                                  Называется ….. (орех)

                                    Что дерево стоит-

                                    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

                                    Весной зеленела,

                                    Летом загорала,

                                    Осенью надела

                                    Красные кораллы. (Рябина)

Воспитатель:

Вот мы и помогли Старику-Годовику разгадать загадки и расколдовать лес.

Давайте, ребята, поиграем в игру «Узнай дерево по листьям».

Показываю детям карточки с изображением листьев деревьев, дети называют их.

Воспитатель:

Много разных деревьев растёт в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, и нуждаются в защите и бережном отношении. Чтение Л.Николаенко.

Родился маленький дубок

И я стою и не дышу

Родился маленький дубок,

Он по колено ландышу.

Он под защитою травы

И в землю не глубок

Из жёлудя родился,

И в жёлудь бы укрылся-

В тень листиков дубок.

Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух.

Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.

Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья.

 Какие деревья растут в смешанном лесу?

Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.

Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.

Южнее тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.

Еще южнее располагаются широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темноствольные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.

Воспитатель:

 Какую роль играет лес в жизни животных и человека?

Лес - защитник человека.

Лес - родной дом растениям и животным.

Лес - помощник земледельца.

Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Воспитатель:

Да лес - это богатство нашей страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю. Кормит людей, животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Какие животные, птицы и насекомые обитают в лесах? (Ответы)

Расскажите о своей прогулке в лес. В какое время года вы были? Что вы видели и собирали?  (Отдохнуть,  полюбоваться цветами,  подышать чистым воздухом.  Послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц.  Полакомиться ягодами,  собрать грибы, погулять.)                                                                                                                                              Какие ягоды растут в лесу? (Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.)

Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит

Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)

Солнце ягодку согрело, (пальцы гладят по щекам)

Наша ягода поспела. («колечки»)

Как вы думаете, о чём дальше пойдёт речь?

Спрячется за пень,

Шапка набекрень.

Кто подходит близко-

Кланяется низко. (Гриб)

 Воспитатель:

А сейчас мы с вами посмотрим про грибы. (просмотр презентаций: «Съедобные грибы» и «Несъедобные грибы»)

Воспитатель:

Какие грибы вы знаете? Отгадайте загадки о грибах.

 (дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает карточные макеты съедобных и несъедобных грибов)

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ...(боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ...(подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ...(опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ...(масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ...(волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ...(лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ...(мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ...(поганки)

Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ...(сыроежки)

Под осиною ребятки бегают, играют в прятки.

Где один покажется – там и другой окажется. (Подосиновики)

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)

Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой? (Опята)

Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут ...(маслёнок)

В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)

Воспитатель: Также в лесу растет много ягод, которые мы собираем и ими питаются животные и птицы.

А сейчас я предлагаю вам изобразить красочный лес. (Работы детей - рисование, аппликация, лепка по выбору детей)

И в заключение нашей прогулки хочу  показать презентацию «Правила поведения в лесу»

Ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – Старик-Годовик. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.

И если вы знаете правила поведения в лесу, то Старик-Годовик всегда вам будет рад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

Чувства и эмоции в жизни человека

                                     Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...

Растения в жизни человека

Какое значение имеет растения в жизни человека....

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) .  ...