Тайны природы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шарова Елена Александровна

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_prirody.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тайны природы

Пр.сод: расширить и пополнить знания детей о тайнах природы; развивать поисково-исследовательскую деятельность; оценивать результаты взаимодействия людей с природой. Расширить опыт детей в природно-охранной деятельности. Воспитывать у детей уверенность в своих силах

Оборудование: набор «светофорчиков», карточки-ребусы, карточки – имена животных, наборы для опытов с песком, глиной, землей, деревом, лупа, кукла-лесовичок.

Ход ООД:

- Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я его прочитаю:

«Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех,

Игры, опыты, вопросы.

Приглашаю к себе всех.»

- А в конце этого приглашения подпись:

«Я люблю гулять по лесу,

В лес хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок.»

- Ну что, ребята, примем приглашение веселого Старича-Лесовичка?

Звучит музыка. Появляется Лесовичок.

- Здравствуйте, дорогие дети! Как вас много собралось, ну что ж, заглянем в тайны природы. Проведу-ка я вас по заколдованной книге природы, по особым тропкам, заодно ваши знания и смекалку проверю…

- А вот здесь и первую остановку сделаем, «Непроходимый лес». Поищите-ка вон там, под пенечком, там загадки должны быть спрятаны.

1. Какое дерево год начинает?

2. Кого называют санитарами леса?

3. Заплаканная трава – это что?

4. Кто путешествует по воздуху на ниточке?

5. С какого дерева листик?

6. По каким растениям можно определить время?

7. Какие вы знаете грибы?

- Молодцы, ребята! А сейчас представьте, что во время прогулки вы встретили красивое дерево или цветок и сумели по секрету поговорить с ним. Какие бы вопросы вы задали этому растению, о чем рассказали бы вы сами, что хотели бы услышать от него.

Конкурс «Секретный разговор»

(Дети рассказывают о встрече с дубом, березой, елью, кленом, ландышем, колокольчиком, васильком.)

- Ребята, послушайте загадку:

Платье потерялось,

Пуговки остались.

Воспитатель рассказывает о «разговоре» с рябиной.

- Молодцы, ребята! Вы очень порадовали своими рассказами.

- А сейчас нам пора отправляться в путь. Следующая остановка – «Почемучкина поляна». Ребята, что можно собирать в лесу? А еще полезно собирать вопросы. (Дети задают вопросы и сами отвечают на них)

- Наше путешествие в таинственные уголки природы продолжается. Следующая остановка «Опушка-хохотушка». Внимание! Слушайте внимательно задание. Нужно вспомнить и назвать, а потом найти имена животных – самых известных персонажей. (На опушке разложены карточки с именами)

1. Муха (Цокотуха)

2. Черепаха (Тортила)

3. Пес  (Артемон)

4. Крокодил (Гена)

5. Попугай (Кеша)

6. Пчела (Майя)

7. Уточка (Серая Шейка)

8. Волк (Серый)

9. Лиса (Патрикеевна)

10. Кролик (Братец)

- Замечательно! А сейчас мы перепутаем имена и посмотрим, что получится. Ребята, так бывает? Конечно, нет. Это путаница. У каждого героя есть свое имя.

- Следующая остановка «Тропинка ребусов».

- Ребята, вы уже знаете, что ребус- это головоломка, состоящая из букв, цифр, рисунков и знаков. Ребус сразу не прочтешь, его нужно расколдовать. (Дети решают ребусы)

- Трудно? Устали? Сейчас мы немного отдохнем. Следующая остановка «Маскарадная». Все жители леса собрались на полянке и веселятся.

Физкультминутка под музыку.

- Отдохнули, ребята? Наше путешествие продолжается. Следующая остановка «Опытная станция».

Воспитатель предлагает сесть за столы. Дети рассматривают песок, глину, почву, рассказывают об их  свойствах.

Песок – желтый, сыпучий, сухой, состоит из маленьких крупинок, запаха не имеет. Из мокрого песка можно делать пирожки, строить дороги, дома.

- А сейчас, ребята, возьмите лупы, увеличительные стекла и посмотрите на песок. Из чего состоит песок?

Глина – светло-коричневая или серая, жесткая, несыпучая. Из мокрой глины можно слепить фигурки. После дождя глина становится вязкой, скользкой.

Почва – темная (черная),  немного сыпучая, немного клейкая, мягкая, хорошо впитывает воду, состоит из многочисленных частичек. Почва – место жизни многих животных и растений. В почве можно встретить перегнивающие листья, насекомых, семена, палочки, корешки, камушки, червей. Дети, а какую пользу приносят черви?

- Вы все рассказали правильно. А еще самая хорошая почва называется черноземом, перегноем. Дети, на нашей планете не везде есть хорошие почвы, где растут травы, деревья, цветы. Где ее не бывает? (в пустыне, в горах, на Севере) А сейчас мы посмотрим, что хорошо пропускает воду, а что плохо.

При участии детей проводится опыт с тремя баночками и лейками.

- Где воды стало больше?

- Где прошла быстрее?

- Где нет ни капельки?

- Песок быстро пропустил воду и сам намок. Почва немного меньше пропустила воду и не так быстро, но хорошо пропиталась. Глина намокла, но воду не пропустила.

- Где лучше растениям (будет) живется?

- А теперь послушайте задачу «Чудесная кладовая».

Незнайка и Буратино поспорили. Буратино рассказал, что есть такая кладовая, где посадишь пять зернышек – соберешь ведро овощей; мешок зерна положишь – осенью соберешь уже двадцать мешков; крылатое семечко попадет в волшебную кладовую – глядишь, уже стоит ветвистое дерево. Незнайка не верит Буратино и говорит, что это сказка.

Ребята, вы догадались, что это?

- Правильно!

- Как ласково можно назвать почву, землю? (почва-кормилица, земля-матушка, земелюшка)

- А сейчас послушайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

- Отлично! А скажите, какой бывает лес? (сосновый, березовая роща, дубовая роща, лиственный лес)

- А как можно узнать, какое это дерево? (по плодам, по коре, по кроне, по листьям, по семенам)

- А как можно узнать, сколько лет дереву? (по кольцам на спиле)

- Да, правильно. Есть даже такая загадку: «Дарит время молодцу ежегодно по кольцу».

- Давайте посмотрим на эти срезы и определим, сколько лет деревьям.

- Молодцы. А сейчас пришло время поиграть.

Игра «Экологический светофор».

- Вот и закрылось в природу окошко.

Вы тоже устали немножко.

Но будем и дальше сюда возвращаться

В мир неподдельный зеленого братства.

- Ребята, мы надеемся, что вы еще больше будете любить природу, оберегать ее, проявлять к ней интерес и учиться у природы.

Чтение стихотворение (заранее выученного ребенком)

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе!

Звучит музыка.

- Ребята, посмотрите, какое чудо-цветок подарил нам лесовичок! Ой, а этот цветок с секретом. (воспитатель достает игру о природе)

- Да, это я подарил вам этот замечательный цветок. Дорогие ребята, я доволен, что дети в детском саду так много знают о тайнах природы, делают опыты, умеют разгадывать ребусы, задают интересные вопросы. Молодцы!

- До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический ринг "Тайны природы".

Ринг проводится с педагогами, как заключительная часть педагогического совета по экологтческому воспитанию....

Тайны природы

родительское собранме в форме КВНа...

Конспект мероприятия с детьми 5-6 лет и родителями "Пресс - центр" "Маленькие тайны природы"

Новая форма работы с родителями помогла включить родителей в проектную деятельность, создавать совместные с детьми проекты....

Открытое родительское собрание, мастер-класс "Тайны природы"

Сценарий мастер- класса  для родителей старшая группы. Форма проведения: КВН  ...

КВН "Тайны природы"

Совместное мероприятие для родителей с детьми...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №1 ТЕМА: <<ТАЙНЫ ПРИРОДЫ>>

Цель: «Закрепить знания детей о живой и не живой природе. Формировать представления о жизненном цикле живых организмов. Дать представление о природном происхождении и социальных аспектах существования...