Картотека опытнической деятельности с детьми дошкольного возраста (по блокам)
опыты и эксперименты по окружающему миру

Уланова Наталья Валерьевна

Картотека опытнической  деятельности с детьми дошкольного возраста (по блокам)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

Картотека опытнической  деятельности с детьми дошкольного возраста (по блокам)

Разработала: старший воспитатель Уланова Н.В.

 1 блок.  «Волшебница – вода»

Методика проведения опытов

1.Вода прозрачная

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки.  В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком-нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко-нет.

2.У воды нет вкуса

Предложить детям попробовать через соломинку воду

Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

3.У воды нет запаха

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако, необходимо подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

4.Лед - твердая вода

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики для льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте внимание на то, как постепенно уменьшается сосулька и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени

Вывод: лед, снег – это тоже вода.

5.Пар – это тоже вода

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, ка по мере закипания воды появляется все больше пара.

Вывод: Пар – это тоже вода.

6.Вода – жидкая, может течь

Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Для лучшего понимания, предложите детям вспомнить, что кисель бывает жидким и густым если кисель течет, то мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий, если же не можем его перелить,  потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель густой.

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

7.В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат речной песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? В другой стакан насыпаем ложку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось пить несладкий чай. В аквариуме на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы если бы на дно аквариума положить не речной, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчиках с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

8.У растения внутри есть вода

Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются?

Вывод: вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась и цветок засох, погиб.

9.Радуга

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену,  поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие в конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-дуга»? что такое дуга? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолёта она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они может быть, назвали ее «ра-круг».

10.Иней

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку.  Она покрылась снегом, а снег не идет.  Ветка все больше и больше в снегу. Что это? 

Вывод: это иней.

2 блок. «Воздух – невидимка»

Методика проведения опытов

1.Воздух

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

2.Ветер – это движение воздуха

В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжелый, неповоротливы, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что теплый воздух движется сверху, а навстречу, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

Вывод: Ветер – это движение воздуха

3.Волны

Приготовьте мисочки с водой для каждого ребенка.  В каждой мисочке – свое «море». Подкрасьте воду акварельной краской, чтобы получилось  Желтое море, Красное и Черное моря. Дети - это ветры. Они дуют на воду.  Что получается? Волны.  Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Вывод: Волны на воде образуются благодаря ветру.

4.Ветер-это движение воздуха

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться

Вывод: Ветер-это движение воздуха.

5.Гром и молния

Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надувных продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, ка гром.

6.Летающие семена

Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена, например, фасолинку и семечку клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, о желаемого результата не достигнете. Семена клена можно немного «подкрутить», тогда они будут падать, как в природе.

Вывод: Летающие семена падают медленнее.

7.В воде появляются пузырьки воздуха

Рассмотрите губку. Что видите?  (Дырочки, отверстия). Что в этих дырочках?  (Воздух). Что случится, если губку погрузить в воду? В воде появятся пузырьки – воздух из дырочек будет выходить в воду.

8.Воздух имеет вес

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Вывод: Воздух имеет вес.

9. Воздух при нагревании расширяется

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться.  Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

10.Воздух занимает место

Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом.  Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому, накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой, опускается ниже уровня воды в миске.

Вывод: Воздух занимает место.

3 блок. «Что у нас под ногами»

Методика проведения опытов

1.Сыпучий песок

Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

2.Свойства рассеянного песка

Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш  погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный.  Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.  Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

3.Свойства мокрого песка

Намочите песок и объясните детям, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

4.Как передвигается вода в почве

Насыпьте сухой земли в цветочный горшок. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет  дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

5.Влияние состава почвы на рост растений

Набрать для опыта в ведерки песок, глину, почву (чернозем). Рассмотрите семена фасоли. Затем посадите фасоль в три горшка – в песок, глину и чернозем. Сравните прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускал воду хуже, чем песок, но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживайте за растениями во всех трех горшках, но результат будет разный.

Вывод: разный состав почвы влияет на рост растений.

4 блок. «Кто в доме - природы живет»

Методика проведения опытов

1.Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды.

Подышите на зеркало. Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком,- так же как и другими живыми существами, - содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это и помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

2.как кошка языком чистит себе шерстку

Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и палец. Потрите пилку о ватный  тампончик. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волосы.

3.Определение возраста рыбы

Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.

Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

4.Выращивание растений из морковных верхушек

Материал: песок, мелкая емкость, верхушки моркови.

Наполните емкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки моркови в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели.  На верхушках вырастут зеленые стебли, листья.

5.Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень.

Чтобы наглядно показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделайте опыт. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гигроскопический материал (марлю). Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.

5 блок. «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Методика проведения опытов

1.Влияние солнечного света на жизнь на Земле

Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.

Вывод: камешек, положенный на сторону к солнышку, теплее, так солнышко греет и нашу Землю, позволяя всему живому жить на планете Земля.

2.На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Наливают в два блюдца воду – одно блюдце ставят на солнце, другое – в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода.

Вывод: На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

3.Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч

Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний – в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

4.Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.

Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр на  отметку 100 см. поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 минут сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру. Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит тоже  самое.

Вывод: Планеты, расположенные ближе к Солнцу, нагреваются больше, чем отдаленные планеты.

5.Тень

Встаньте между зажженной лампой и стеной на  довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы.

6 блок.  «Металлы»

Методика проведения опытов

1.Волшебная монета

Попроси своего друга взять одну из монет, сжать ее в руке, и немного подержав, положить на стол. А теперь попробуй отличить ее от других. Потрогай все монеты: та, которую держал твой друг, будет самой теплой. Металл быстро нагревается и сохраняет тепло.

2.Монета в стакане

Материал: картонка размером с открытку, стакан, монетка.

Поместите картонку на стакан. Положите монетку на картонку по центру. Щелкните по картонке пальцем. Картонка быстро движется вперед, а монета  падает в стакан. когда мы щелкнули пальцем по картонке, она скользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести.

3.Зеленые монетки

Материал: бумажная салфетка, блюдце, уксус, несколько медных монеток.

Сложите салфетку пополам, а потом еще раз, чтобы получился квадрат.  Положите салфетку на блюдце. Налейте в блюдце столько уксуса, чтобы салфетка намокла . положите на мокрую салфетку монетки. Подождите сутки. Монетки позеленели. Уксусная кислота вступает в реакцию с медью, из которой сделаны монеты. Образуется уксуснокислая медь – тот самый зеленый налет.

4.Звучащая монета.

Материал: 2-литровая  бутылка из-под газировки, монета размером с диаметр горлышка, стакан воды.

Положите пустую незакрытую бутылку минут на пять в морозильник. Выньте бутылку из морозилки и сразу же закройте ее мокрой монетой. Монету перед этим смочите, окунув в стакан с водой. Через несколько секунд монетка, подскакивая и ударяясь о горлышко бутылки, начинает издавать звуки, напоминающие пощелкивание. Вещества при охлаждении сжимаются. Охлажденный воздух в бутылке сжимается. Когда мы вынимаем бутылку из морозилки, воздух нагревается и начинает расширяться. Расширяющийся воздух отрывает монету от горлышка и приподнимает ее с одной стороны- монета звучит.

5.Стальной барьер.

Материал: 4 маленькие металлические скрепки, алюминиевая  фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

 Положите скрепки на стол и накройте их листом фольги, а сверху положите магнит. Приподнимите магнит и посмотрите, сдвинулись  ли с места скрепки. Положите скрепки под шпатель. Поместите на шпатель магнит. Поднимите шпатель с магнитом и посмотрите, сдвинулись ли скрепки.  Магнит притягивает скрепки  через фольгу, а через шпатель  - нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».

МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

Картотека бесед с детьми дошкольного возраста о вежливости

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения в виде проявлений вежл...

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Картотека бесед с детьми дошкольного возраста на тему "Моя семья"

Цель: формировать у детей представление о семье.Задачи:1. Образовательные:учить детей называть членов своей семьи; формировать элементарные представления детей о том, что в семье все заботят...

Картотека наблюдений с детьми дошкольного возраста

Картотека включает в себя серию наблюдений по экологии для детей дошкольного возраста....

Картотека опытов с детьми дошкольного возраста в летний период

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?...