Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период
статья по окружающему миру

Бондарева Татьяна Николаевна

Статья о экологическом воспитании детей дошкольного возраста в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_kvartal.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Экологическое образование уже давно является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Это относится и к экологическому образованию дошкольников. Именно в дошкольном возрасте берёт начало формирование экологической культуры человека.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает: воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Подготовка подрастающего поколения к жизни не может осуществляться без реального экологического воспитания человека с раннего возраста, когда ребёнок наиболее эмоционален и восприимчив к усвоению экологических представлений и связей, правил поведения в природе. Формирование собственного мировоззрения ребёнка, его саморазвитие, личностный рост происходит в ходе овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить дошкольникам  богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Основная цель работы в нашем детском саду - это приобщение детей к основам экологической культуры, её традициям художественного восприятия и бережного отношения к природе.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их — дело не из легких. Задачи, которые решаются при  знакомстве  дошкольников с объектами и явлениями в природе:

  • Развитие творческого воображения и стимулирование детского творчества (игрового, познавательного, речевого, художественного) на основе обогащения духовной жизни ребёнка образами красоты, гармонии, уникальности и ценности природы;
  • Развитие доброго отношения к природе, уважения к живому, осознания необходимости сохранять природу для всех живущих на земле, через приобщение детей к различным видам экологически ориентированной деятельности и развитие на этой основе специальных навыков и умений.
  • Воспитание обдуманного поведения, осознанного мышления по отношению ко всему живому на земле, умение ориентироваться и находить наиболее правильное решение возникающих проблем, связанных с природой.
  • Развитие у детей потребности применять усвоенную элементарную систему экологических знаний в природосберегающей, художественной, познавательной и другой деятельности;
  • Формирование экологически правильного взгляда на жизнь, на деятельность человека в природе, на создание наиболее благоприятных условий к сосуществованию на земле живой, неживой природы и человека.
  • Приобщение детей к экологическому краеведению.

Обеспечение условий для эмоционального - эстетического, познавательного, нравственного удовлетворения от одухотворённого общения с природой. Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому была продумана такая организация работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях, но и в течение всего лета в условиях пребывания ребёнка дошкольника в детском саду. Формой организации выступила совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

 Построение педагогического процесса  основывается  на таких  принципах, как:

- научность знаний;

- учет возрастных особенностей;

- доступность материала;

- наглядность обучения;

- комплексность знаний и разных видов деятельности.

Известно, что реальные предметы и наглядные образы способствуют организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание материала. В процессе познавательной деятельности дошкольники имеют возможность наблюдать, проводить опыты и экспериментировать, выполнять разнообразные практические упражнения, при этом широко используются в программе такие виды наглядности, которые способствуют формированию познавательной активности и стимулируют переход от наглядных форм мышления к словесно – логическим. Летний период позволяет оптимально использовать территорию детского сада для формирования экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

 Ознакомление дошкольников с природой проводится планомерно в течение летнего периода. Используются такие методы и приёмы, как: наглядные, словесные, практические, игровые. Это - беседы («Зачем обязательно знать, какая будет погода?», «Значение каждой части одуванчика», «Чем все растения похожи и не похожи?» «Как живут муравьи?» и др.), наблюдения (за деревьями, кустарниками, цветами, насекомыми), дидактические игры («Собери букет», «Чей дом?», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки» и др.), продуктивная деятельность (рисование, раскрашивание, аппликация), поисковая деятельность (найди кустарники, найди лист который упал с берёзы и др.), рассказы ( сказки об одуванчике «Жил - был одуванчик», рассказ «Степашки» о своём доме- лесе и друзьях- зелёных растениях и др.), проблемные вопросы (как можно определить погоду? От кого надо охранять муравейник? и др.), рассматривание иллюстраций (насекомые, овощи, фрукты, животные и др.), моделирование («собери одуванчик»), исследование («погладь кору, какая она?», понюхай кору, что напоминает запах?), решение проблемно - игровых ситуаций («Правила поведения в природе»). В конце познавательной деятельности организуется продуктивная деятельность детей, как индивидуальная (аппликация «Одуванчик», раскрась понравившийся цветок (насекомое)), так и коллективная («Корзина с овощами», «Во дворе у бабушки»).

Таким образом,  организация взаимодействия дошкольников с природой в оздоровительный летний период способствуют экологической и нравственно-социальной воспитанности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Доклад на педагогическом совете "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом...

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период"

Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период Выполнила:Скрипунова Т.Г. Воспитатель ГБДОУ №131Адмиралтейского районаСанкт-Петербурга  Начало экологической культур...

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период"...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируютс...