Проект "Зимушка-зима"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Елена Николаевна Руденко

В материале представлен проект, реализованный с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-_zima.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский образовательный проект «Зимушка-зима».

Вторая младшая группа «Капельки»

Актуальность: 

все дети любят зиму, но дети младшего возраста не имеют представление о временах года (зиме), не владеют обобщающими понятиями. Не знают, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Участие детей и родителей в проекте позволит максимально обогатить знания и навыки, развивать связанную речь, творческие способности, укреплять физическое и психическое здоровье детей, желание заниматься спортом, адаптацию детей и родителей.

В 3-4 года ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.  

        Цель: расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.

Задачи проекта: 

Образовательные:

 - формировать представления детей о времени года  - зима, Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду) .

- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).

- расширять знания детей о зимующих птицах, организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить наблюдать за птицами, не беспокоя их и не причиняя им

- учить детей самостоятельно определять свойства снега, льда: (цвет, твердость, прозрачность, и. т. п.)

-  познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народными зимними праздниками, побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, речь, память, коммуникативные навыки;

- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, творческие способности;

- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать  красоту зимней природы;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки) .

- воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Сроки реализации:28 ноября по 13 января

Участники проекта: дети в возрасте 3 лет, педагоги, родители

Этапы проекта.

1. Организационный:

- выбор темы проекта;

- составление перспективного плана проекта;

- беседы, опросы детей

2. Практический:

- проведение тематических занятий, бесед;

- проведение совместных мероприятий с родителями;

- оформление выставки детских работ «Зимушка-зима»;

- знакомство с художественной литературой;

- проведение опытов

3. Обобщающий

- оформление материалов.

Направления

1.Социально-коммуникативное

- Беседа:« Здравствуй, Зимушка-зима!» (Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность).

- Беседа: «Зима в лесу». (Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира. Развивать речь, память. Воспитывать любознательность).

- Рассматривание сюжетных картинок о зиме. (Показать детям, что зима – красивое время года; зимой не только можно любоваться красотой зимнего пейзажа, но и принимать активное участие в зимних развлечениях).

- Беседа: « Зима, зима – веселится детвора!». Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, о зимних забавах; развивать разговорную речь, воображение, память; воспитывать любовь к окружающему миру.

- Наблюдение: «У кормушки». Расширить представления детей о птицах; развивать желание помогать птицам зимой. Воспитывать любовь к птицам.

- Наблюдение: « Снег идет, снег идет! Значит скоро Новый год!». Продолжать побуждать детей рассказывать о том, как их семья готовится к новому году; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать взрослым готовиться к празднику.

- Сюжетно-ролевая игра:«Приглашаем гостей на праздник». Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. Воспитывать желание встречать гостей.

- Рассматривание картины: «Новогодний праздник». Уточнить и обогатить представления детей о празднике. Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». Воспитывать желание встречать Новый год весело и дружно.

- Беседа по картине «Зимние забавы». Поощрять желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей.

- Словесная игра «Что нам нравится зимой?». Учить детей называть зимние забавы и развлечения; воспитывать интерес к зимним забавам.

- Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «В гостях у 
куклы Даши»; 

- Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку» 

2. Познавательное развитие

-  Дидактическая игра: « Собери Снеговика». 

- Дидактическая игра «Собери елочку». Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Развивать умения собирать елочку, снеговика из трёх частей разной величины. Воспитывать интерес к игре.

- Опыты со снегом «Тает – не тает». Продолжать проводить опыты со снегом; знакомить со свойствами снега; воспитывать любознательность.

- Рассматривание альбома: « Зимующие птицы». Продолжать знакомство детей с зимующими птицами; развивать любознательность; воспитывать желание помогать птицам зимой.

- Беседа: « Когда на улице мороз отморозить можно нос». Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.

- Беседа: «Как звери к зиме готовятся?». Уточнить  и расширить знания детей о животных зимой; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать животным зимой.

- Беседа: «Не ешь снег – можешь заболеть!». Формировать элементарные правила поведения на прогулке; развивать желание заботиться о своем здоровье.

- Чтение загадок о зиме. Учить детей отгадывать загадки; развивать речь, память, мышление; воспитывать интерес к зиме.

- Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; 

-Эксперимент «Снег – вода – лед»

-Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий)... Опыты со снегом и льдом.

- Дидактические игры: 

«Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»;

- Настольно-печатные игры:

«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».

3. Речевое развитие

- Беседа по картине: «Хорошо зимой». Вызвать желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей; воспитывать

- Чтение стихотворения С.Маршака «Сыплет, сыплет снег». развивать желание слушать стихотворение о зиме; воспитывать любовь к зиме.

- Чтение сказки «Рукавичка». Продолжать учить внимательно слушать, отвечать на вопросы; развивать речь; воспитывать любовь к сказкам.

- Чтение русской народной сказки: «Снегурочка». Познакомить детей с русской народной сказкой: «Снегурочка». Развивать желание слушать сказку. Воспитывать уважение к взрослым

- Чтение Чарушин «Воробей»

- Чтение А.Яшин «Покормите птиц зимой»

-  Чтение З.Александрова «Новая столовая»

- М.Горький «Воробьишко»

- М.Зощенко «Умная птичка»

- Н.Рубцов «Воробей»

- Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»,

- Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички». Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

- Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка».

- «Я знаю, что нужно придумать» А. Барто;

- «Поет зима, аукает…» С. Есенин

- «Зима» И. Суриков

- «Где зимуют почки?» Н. Павлова.

- Лес зимой» В. Бианки.

- «Под снегом на лугу» Н. Павлова

- «Снег – что это такое?» З. Трофимова.

- Стихи и рассказы про праздник Новый год.

О. Высотская «На санках»,

В. Берестов - «Гололедица»,

А. Босев «Трое»,

М. Познанская - «Снег идет»

 Д. Чуяко - «Сосульки»,

Н. Мигунова «Снежинки»,

А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка»,

- А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;

- Сказки:

- «Зимовье зверей»,

- «Рукавичка»,

- «Лиса и волк».

4. Художественно-эстетическое развитие

- Рисование: «Раскрась елочку». Учить детей приемам рисования

(закрашивание елки, не выходя за контур); развивать аккуратность; воспитывать любовь к рисованию.

- Рисование «Снег идет, снег идет…» Закреплять умение рисовать снег с помощью ватной палочки; развивать аккуратность; воспитывать любовь к зиме.

- Аппликация «Падают снежинки». Познакомить детей с новым видом аппликации – обрыванием(отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон).

- Лепка «Сосульки». Продолжать учить детей отщипывать комочки от большого куска пластилина. Раскатывать комочки пластилина между ладонями. Воспитывать интерес к лепке.

- Лепка: « Новогодние игрушки». Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина, раскатывать комочки глины круговыми движениями. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать интерес к лепке.

- Выставка (на улице) поделок из снега и льда: «Цветные льдинки». Продолжать знакомить детей с особенностями снега( тает в тепле, из снега можно лепить); развивать желание лепить из снега; воспитывать интерес к окружающему миру.

Прослушивание музыкальных произведений

  • «Зимняя сказка»
  • «Кабы не было зимы..»
  • «Весёлая зима»
  • «Новогодний ветер»
  • «Раз морозною зимой»
  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

5. Физическое развитие

- п/и «Зайка беленький сидит

- п/и «Прокати снежок».

- Игра-забава: « Друг за другом по следам…».

Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц».

6. Взаимодействие с семьей

- фотоконкурс: «Ах, Зимушка-зима!» Привлечь родителей к активному участию в проекте «Зимушка-зима!»

- конкурс: «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками».

- Оформление плаката:«Зимние забавы».

- Консультация: « Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке». Показать родителям, что одежда и обувь ребенка должна соответствовать погоде; развивать желание заботиться о здоровье ребенка.

- Конкурс «Лучшая кормушка». Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.

 7. Создание условий

- Художественная литература по теме;

- наглядно – иллюстрационный материал, плакаты, репродукции;

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр;

- музыкальные произведения;

- картон, клей, цветная бумага.

Планируемый результат

- Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре природы;

-   Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц);

- владеть обобщающими понятиями, находить сходства и различия, узнавать по описанию;

- умение составлять описательный рассказ с использованием опорной схемы;

-    Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;

-  Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки);

-    Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать   красоту зимней природы.

-  Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Продукт проектной деятельности

- Участок с ледяной горкой, фигурами, украшенными из льда;

- дидактические, настольные игры;

- фотоколлаж «Зимние развлечения»;

- фотографии занятий, прогулок, рисунки детей;

- разработки занятий, мероприятий