конспект НОД "Обитатели морей и океанов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ознакомление днтей с обитателяим морей и океанов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_obitateli_morey_i_okeanov.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее основные образовательные программы дошкольного образования

«Детский сад № 44»



                                                                                                                                             


«План – конспект непосредственно образовательной деятельности

«Обитатели морей и океанов»

в подготовительной группе

                         

                                                                                                    Выполнила:

Швырина Ольга Александровна,

воспитатель, СП «Детский сад №44»

ГБОУ СОШ №22, г. Сызрань


г. Сызрань                                                                                    

Тема «Обитатели морей и океанов»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

«Познавательное развитие»                                                                                                                          1.Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

2.Продолжать знакомить детей с морскими животными (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек), их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водяной среде, особенностями питания, поведения.                       3.Познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

«Речевое развитие»                                                                                                                                                   1.Обогащать и активизировать речь детей.                                                                                                                                                                            2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

«Социально – коммуникативное развитие»                                                                                                    1.Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.                                                                                                                 2.Развивать любознательность детей, воспитывать желание больше узнать о морских обитателях.                                                                                                                                                                 

«Художественно – эстетическое развитие»                                                                                             1.Формировать умение внимательно слушать стихи, рассказы о морских животных.                                                                                                                                                 2.Воспитывать интерес к художественной литературе.

«Физическое развитие»                                                                                                                          Развивать мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Киты и дельфины», пальчиковые игры.                                                                                                                          Наглядные: презентация «Обитатели морей и океанов», иллюстрации с изображением морских животных.                                                                                                                                         Словесные: рассказ воспитателя об обитателях морей и океанов, чтение стихотворения В. Ланцетти «Разноцветный осьминог», вопросы к детям.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, иллюстрации, презентация, подборка художественной литературы.

Ход занятия

         Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете? (ответы детей)

         Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Хотите познакомиться с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей).                                                                          

Отгадайте загадку:

          По волнам дворец плывет,                                                                                                                                                                      На себе людей везет? (ответы детей)                                                                                                               Воспитатель: Правильно, это корабль.                                                                                                    Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь.

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).                                                                                                                                         Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? (ответы детей)                                                                                                                                           Воспитатель: Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

          Остров с пальмой водяной,

          Поздоровайся со мной!

          Он обиженно пыхтит:

          «Я не остров! Я же…»? (ответы детей)

       

         Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит (показ слайда). Почему его сравнили в загадке с островом? (ответы детей)

         Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине? (ответы детей)

Откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

         Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом морском обитателе? – (высказывания детей)

         Воспитатель:  Все верно. Кит -   самое крупное животное в мире (показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.                               Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? (ответы детей).

          Воспитатель: Киты, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие  киты питаются мелкими рачками. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно небольшие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Отгадайте, кого я увидела:

         Настоящий он циркач –

         Носом отбивает мяч.

         Знают и француз, и финн:

         Любит поиграть… (ответы детей)

       

 Воспитатель: Правильно, ребята, это дельфин (показ слайда). Что вы знаете о дельфинах? (высказывания детей).                                                                                                                                           Воспитатель: Дельфины являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, они не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой. Голова дельфина заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.                                                                                                                                

       Физминутка «Киты и дельфины»

       Воспитатель: Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду!  Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая  «кита»).

        А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

        Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!                                             Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

       

        Эта рыба – хищник злой,

        Всех проглотит с головой.

        Зубы показав, зевнула

        И ушла на дно...? (ответы детей)

       

         Воспитатель: Конечно же, это акула (показ слайда).Что вам известно об акулах? (высказывания детей).                                                                                                                                      Воспитатель: Акулы – это большие, быстрые, зубастые хищные рыбы. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны. Питаются  животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

        Давайте опять посмотрим в бинокль. Никого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

       

        Для себя на дне морском

        Он клешнями строит дом.

        Круглый панцирь, десять лап.

        Догадались? Это..? (ответы детей)

       

        Воспитатель: Верно (показ слайда). Что вы можете сказать об этом животном? (высказывания детей).

        Воспитатель: Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

         Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

         

         Груша с длинными ногами

         Поселилась в океане.

         Целых восемь руко – ног!

         Это чудо..? (ответы детей)

        

        Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог (показ слайда). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? (высказывания детей).

        Воспитатель: У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На щупальцах у осьминога есть  присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Питаются мелкими морскими животными. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог  - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Послушайте стихотворение «Разноцветный осьминог».

        Я сам себя не узнаю:                                                                                                                                                Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

         

        Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

         Панцирь каменный – рубаха.

         А в рубахе..? (ответы детей)

       

         Воспитатель: Да, это морская черепаха (показ слайда). Что вы можете сказать про морскую черепаху? (высказывания детей).

        Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

        Слушайте следующую загадку:

       

        Угадайте, что за кони

        Мчатся в море от погони?

        В водорослях скрыться смог

        Маленький морской..? (ответы детей)

        

         Воспитатель: Правильно, это морской конек (показ слайда).  Почему его назвали коньком? (рассуждения детей).

        Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

        А вот и последняя загадка:

        Плавает прозрачный зонтик.

        «Обожгу! – грозит. – Не троньте!»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        Лапки у нее и пузо.

        Как зовут ее? (ответы детей)

       

        Воспитатель: Молодцы, угадали. Это медуза (показ слайда). Что вы можете сказать о медузе? (высказывания детей).

        Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.                                                                                                         Мы познакомились с вами с некоторыми обитателями морей и океанов, а сейчас  держим путь обратно домой. Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами (включить музыку).

        Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти с корабля. Понравилось вам путешествие?            С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? (ответы детей).

Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей).

Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? (ответы детей).

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия в подготовительной группе. Лепка по представлению «Обитатели морей и океанов.Морская звезда».

Учить детей во время лепки  передавать форму морской звезды,  пропорциональное соотношение частей; лепить мелкие детали ; плотно скреплять части; создавать устойчивую форму ; закреплять знак...

Конспект НОД музыкального занятия в младшей группе на тему «Обитатели рек, морей и океанов»

-вызывать активность детей при подпевании и пении; развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем), постепенно приучать к сольному пению;-развивать эмоциональность и образность вос...

Конспект ООД по Познавательному развитию (исследовательская деятельность) в подготовительной к школе группе, Тема: "По морям и океанам"

ООД «Познавательное развитие» (исследовательская деятельность)Тема: "По морям и океанам".  Цель: Дети познакомились с процессами очистки воды разными способами, расширение и...