Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Аркадьевна Яковлева

Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Сенсорное развитие является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем.

Сенсорное развитие ребенка—это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям  у разных  людей различается. Это  зависит от следующих факторов:

   Наследственность. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными;

   Состояния органов чувств. Если орган чувств  поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать ;

  Развитие органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека  воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в  процессе  спонтанного изучения мира, так  и в ходе специального обучения. Например, тонкий вкус лучше разовьется у того  человека , который с детства  употреблял в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда                                     

Значимость сенсорных ощущений для человека .

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать , что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека .Невозможно  представить себе жизнь без зрительных  (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом , потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения , обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет    ее.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые , двигательные, осязательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов , сделать их более четкими ребенку помогают слова.

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет. В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются . У ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый ), формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник ), звуками окружающего мира ( детские музыкальные произведения , человеческая речь различной громкости ).

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно , их невозможно заставить ,слушать , смотреть , если им это неинтересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становиться  для них по-настоящему значимым. Кроме этого , следует помнить и о том , что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами . Развитие обоняния и вкуса обычно происходит спонтанным образом в режимных моментов, в различных бытовых ситуациях.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо                                   учитывать     следующее:

  - занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

  - необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

  - в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

  - нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

  - уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

  - длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

  - необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

Игры и занятия на развитие сенсорики:

1.  Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2.  Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

 4.  Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5.  Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.

6.  Чья рука? Игра довольно сложная, требующая чуткого восприятия. Пусть ребенок потрогает ладонь бабушки, мамы, папы, брата. После чего повторит задание с закрытыми глазами и попытается определить, чья ладонь к нему прикоснулась.

7.  Вспомни-ка. Проведите по ручке малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. Попросите его закрыть глаза, вспомнить ощущение и назвать предмет.

8.  Дразнилки. Игра-подражание. Показывайте крохе разные гримасы: оскаленные зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развит...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Доминирующим в сенсорном воспитании является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Особенности сенсорного развития детей....